г. Казань |
|
15 августа 2013 г. |
Дело N А55-25354/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 августа 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Закировой И.Ш.,
судей Гильмановой Э.Г., Петрова А.Л.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Удяковой Ю.А.
при участии представителей:
от Министерства управления финансами Самарской области - Иванов доверенность от 02.09.2012
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - Панферова Т.Н. доверенность от 26.07.2011
от Министерства финансов Российской Федерации - Андреева М.Г. доверенность от 18.01.2013
рассмотрел в открытом судебном заседании путем использования систем видео-конференц-связи кассационную жалобу Министерства управления финансами Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 28.12.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2013 по делу N А55-25354/2012
по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к Самарской области в лице Министерства управления финансами Самарской области о взыскании убытков, связанных с предоставлением льгот по перевозке обучающихся железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в октябре-декабре 2010 года, в сумме 6828310,40 рублей.
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к Самарской области в лице Министерства управления финансами Самарской области о взыскании 6828310,40 рублей убытков, связанных с предоставлением льгот по перевозке обучающихся железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в октябре - декабре 2010 года.
Решением от 28.12.2012 Арбитражный суд Самарской области взыскал с Самарской области за счет казны Самарской области в пользу Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" убытки в сумме 6828310, 40 рублей.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2013 года решение первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
В отзыве на кассационную жалобу Управление Федерального казначейства по Самарской области просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное заседание проведено путем использования систем видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Самарской области.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, считает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению в связи со следующим.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в 2010 году Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", общество) осуществляло перевозку железнодорожным транспортом льготной категории граждан (обучающихся) по территории Самарской области по льготным проездным билетам в период с 01.01.2010 по 15.06.2010 и с 01.09.2010 по 31.12.2010.
Расходы ОАО "РЖД" в результате установления Самарской областью льгот по тарифам на проезд железнодорожным транспортом в пригородном сообщении обучающимся в указанный период составили 25836110,40 рублей.
Понесенные потери частично компенсированы Самарской областью, что подтверждается соответствующими имеющимися в материалах дела платежными поручениями.
Задолженность за период с октября по декабрь составила 6 828 310,40 рублей.
Неполное возмещение ОАО "РЖД" расходов от предоставления перевозки обучающихся по льготным тарифам явилось основанием для его обращения в арбитражный суд с соответствующим иском.
Признавая исковые требования подлежащими удовлетворению, суды первой и апелляционной инстанции исходили из того, что ответственность за невозмещение или неполное возмещение потерь в доходах перевозчика, возникших в результате перевозки пассажиров по льготным тарифам, несет Самарская область; денежные средства подлежат возмещению Самарской областью в лице Финансового управления Самарской области за счет средств казны Самарской области.
Суд кассационной инстанции считает выводы судов правильными, соответствующими установленным по делу обстоятельствам и действующему законодательству.
Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
На основании статьи 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению и возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1208 органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано принять нормативные акты, устанавливающие льготы по тарифам на проезд обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений старше семи лет, учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении.
Названным постановлением утверждены Правила предоставления в 2010 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию части потерь в доходах организаций железнодорожного транспорта в связи с принятием субъектами Российской Федерации решений об установлении льгот по тарифам на проезд обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений, учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении.
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1208 Правительство Самарской области приняло постановление от 19.02.2010 N 55 "О предоставлении льгот по тарифам на проезд отдельных категорий граждан железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Самарской области", согласно пункту 1 которого обучающимся и воспитанникам общеобразовательных учреждений старше 7 лет, учащимся очной формы обучения образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования на период с 1 января по 15 июня включительно и с 1 сентября по 31 декабря включительно, предоставлено право на льготный проезд железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в виде 50% скидки от действующего тарифа при оплате проезда на территории Самарской области.
На основании указанных постановлений между ОАО "РЖД" и Министерством транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области заключено соглашение от 24.03.2010 N 28-13/2 о предоставлении из областного бюджета субсидий в целях возмещения недополученных доходов, возникших в 2010 году в связи с оказанием услуг по перевозке обучающихся железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении.
В силу пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации. Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Факт причинения убытков и их размер подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами. Суды обеих инстанций установили, что расходы общества "РЖД" связаны с предоставлением им льгот по тарифам на проезд обучающихся; осуществлением перевозок обучающихся железнодорожным транспортом общего пользования в поездах пригородного сообщения при оплате проезда на железнодорожных станциях в период с 1 января по 15 июня 2010 года и с 1 сентября по 31 декабря 2010 года с предоставлением 50-процентной скидки от действующего тарифа.
Доводы заявителя кассационной жалобы о незаконном взыскании убытков за счет казны Самарской области не принимаются, поскольку, как установили суды, и подтверждается материалами дела, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1208 бюджету Самарской области выделена субсидия в сумме 18057000,4 рублей. Кроме того, в дополнительном распределении субсидий в 2010 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию в части потерь в доходах организации железнодорожного транспорта в частности, бюджету Самарской области дополнительно выделено 1919000,8 рублей.
Как обоснованно указывает в отзыве на кассационную жалобу Управление Федерального казначейства по Самарской области, предоставление финансовой помощи в форме субсидий не влечет за собой перехода расходного обязательства от Самарской области к Российской Федерации, поскольку это было бы нарушением принципа самостоятельности бюджетов, согласно которому недопустимо установление расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет двух и более бюджетов.
С учетом изложенного, суды пришли к обоснованному выводу о доказанности материалами дела состава правонарушения, являющегося основанием для взыскания убытков за счет казны Самарской области, и правомерно удовлетворили заявленное требование, в связи с чем, соответствующие доводы, изложенные в кассационной жалобе, отклоняются судом кассационной инстанции.
Иные доводы заявителя жалобы по существу сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных судами на их основании выводов, что выходит за пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, установленные ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела, влекущих безусловную отмену судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 28.12.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2013 по делу N А55-25354/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.Ш.Закирова |
Судьи |
Э.Г.Гильманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 15 августа 2013 г. N Ф06-5883/13 по делу N А55-25354/2012
Хронология рассмотрения дела:
21.10.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14919/13
15.08.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-5883/13
22.03.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-1903/13
28.12.2012 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-25354/12