г. Казань |
|
22 августа 2013 г. |
Дело N А65-16501/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 августа 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Сибгатуллина Э.Т.,
судей Салиховой З.И., Филимонова С.А.,
при участии представителей:
истца - Мирсияпова Р.Р. (доверенность от 13.12.2012 N 119-15/6-1),
ответчика (муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства и реконструкции Исполнительного комитета муниципального образования города Казани") - Фоминой И.В. (доверенность от 24.01.2013 N 4-395-исх/23),
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства и реконструкции Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", г. Казань,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.02.2013 (судья Валиахметов И.И.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2013 (председательствующий судья Романенко С.Ш., судьи Пышкина Н.Ю., Николаева С.Ю.)
по делу N А65-16501/2012
по исковому заявлению открытого акционерного общества "Таттеплосбыт", г. Казань (ИНН 1657092881, ОГРН 1101690018759) к муниципальному казенному учреждению "Управление жилищной политики Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", г. Казань (ИНН 1655065610, ОГРН 1061655000110), муниципальному казенному учреждению "Управление капитального строительства и реконструкции Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", г. Казань (ИНН 1655065586, ОГРН 1061655000087) о взыскании убытков в размере 795 209 руб. 56 коп., с участием третьих лиц: открытого акционерного общества "Казанская теплосетевая компания", г. Казань, общества с ограниченной ответственностью "Унистрой Союз", г. Уфа, товарищества собственников жилья "Миллениум", г. Казань, общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Уют", г. Казань, товарищества собственников жилья "Казанские зори", г. Казань, муниципального казенного учреждения "Комитет жилищного коммунального хозяйства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", г. Казань, Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, г. Казань, муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполкома г. Казани", г. Казань, Финансового управления Исполкома города Казани, г. Казань,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Таттеплосбыт" (далее - истец, ОАО "Таттеплосбыт") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к муниципальному казенному учреждению "Управление жилищной политики Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (далее - первый ответчик, МКУ "УЖП ИКМО г. Казани") о взыскании убытков в размере 1 142 921 руб. 03 коп.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.01.2013 в порядке статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве соответчика привлечено муниципальное казенное учреждение "Управление капитального строительства и реконструкции муниципального образования Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (далее - соответчик, МКУ "УКСиР ИКМО г. Казани")
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции истец в соответствии со статьей 49 АПК РФ уменьшил исковые требования, просил взыскать солидарно с МКУ "УЖП ИКМО г. Казани" и МКУ "УКСиР ИКМО г. Казани" убытки в размере 795 209 руб. 56 коп. за счет казны.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.02.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2013, исковые требования удовлетворены. С ответчиков взыскано солидарно в пользу истца 795 209 руб. 56 коп. убытков, а также 18 904 руб. 18 коп. расходов по госпошлине за счет казны.
Не согласившись с принятыми судебными актами, МКУ "УКСиР ИКМО г. Казани" обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемые судебные акты в части взыскания солидарно с МКУ "УКСиР ИКМО г. Казани" в пользу ОАО "Таттеплосбыт" 795 209 руб. 56 коп. убытков и 18 904 руб. 18 коп. расходов по госпошлине за счет казны, направить дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Заявитель кассационной жалобы указал на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании от 13.08.2013 судом кассационной инстанции был объявлен перерыв до 13 часов 30 минут 20.08.2013, после которого судебное заседание продолжено.
Участвовавший до перерыва представитель истца Шакиров М.Х. (доверенность от 13.12.2012 N 119-15/8) после перерыва в судебное заседание не явился. Извещен надлежащим образом.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с главой 35 АПК РФ, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей истца и соответчика, считает обжалуемые судебные акты подлежащими отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между Управлением жилищной политики администрации города Казани (инвестор), Управлением капитального строительства и реконструкции при администрации города Казани (заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью "Фирма "Унистрой-А" (генподрядчик) был заключен договор генподряда от 08.09.2005 N 0346-05 (т.1 л.д.16-21).
Согласно пункту 1.1 данного договора стороны обязались осуществить строительство коммунальных сетей к жилым домам под строительными номерами: 69-1, 69-2, 69-3, 69-4, 69-5, 69-6, 69-7, 69-8, 69-9, 69-10, 69-11, 69-12, 69-13, 69-14, 69-15, 69-16, 69-17, 69-18, 69-19, 69-20, квартал М-69 в Ново-Савиновском районе г. Казани.
Генподрядчик принял на себя генеральный подряд и обязался выполнить на свой риск собственными и привлеченными силами работы по строительству объекта в соответствии с условиями договора, проектно-сметной документацией (пункт 1.4 договора).
Заказчик обязался в установленном порядке осуществлять технический надзор, контроль за качеством и ходом выполнения работ, производить проверку соответствия используемых материалов и оборудования, принять объект по акту рабочей комиссии и сдать (пункт 1.3 договора).
Согласно пункту 4.3 договора от 08.09.2005 N 0346-05 заказчик обязался после приемки объекта в эксплуатацию передать объект и необходимую документацию инвестору.
Инвестор обязался в соответствии с условиями настоящего договора осуществлять капитальные вложения на строительство объекта с использованием собственных средств и принять результаты работ (пункт 1.2 договора).
Пунктом 9.3 договора от 08.09.2005 N 0346-05 предусмотрено, что право собственности на строящийся объект в его оплаченной инвестором части и на принятый завершенный строительством объект принадлежит инвестору после 100 % оплаты за строительство.
В 2006 году в связи с ликвидацией Управления капитального строительства и реконструкции при администрации города Казани, Управления жилищной политики администрации города Казани, а также передачей прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, на котором осуществляется строительство квартала 69 Ново-Савиновского района г. Казани, и возложением обязательств по инвестированию на Муниципальное учреждение "Управление жилищной политики Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", дополнительным соглашением была изменена преамбула договора генподряда от 08.09.2005 N 0346-05 (т.1 л.д.22).
Согласно вышеуказанному дополнительному соглашению к договору генподряда от 08.09.2013 N 0346-05 заказчиком является муниципальное учреждение "Управление капитального строительства и реконструкции Исполнительного комитета муниципального образования города Казани"; инвестором - муниципальное учреждение "Управление жилищной политики Исполнительного комитета муниципального образования города Казани".
В Единый государственный реестр юридических лиц 05.07.2011 была внесена запись об изменении наименования муниципального учреждения "Управление жилищной политики Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" на муниципальное казенное учреждение "Управление жилищной политики Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (т.2 л.д.39).
Изменение наименования инвестора произведено в соответствии с Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
Также согласно сведениям о записях, внесенных в Единый государственный реестр юридических лиц, муниципальное учреждение "Управление капитального строительства и реконструкции Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" было переименовано в муниципальное казенное учреждение "Управление капитального строительства и реконструкции Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (т.1 л.д. 155-157).
Из материалов дела следует, что между ОАО "Татэнерго" (энергоснабжающая организация) и ООО "Унистрой Союз" (абонент) был заключен договор от 01.11.2007 N 11001-Т на снабжение тепловой энергией в горячей воде объектов строительства (жилых жомов), возводимых в квартале М-69 Ново-Савиновского района г. Казани (т.1 л.д.50-76).
По условиям указанного договора ОАО "Татэнерго" приняло на себя обязательства по поставке тепловой энергии на объекты строительства, а ООО "Унистрой Союз" обязалось производить оплату тепловой энергии, поставляемой на объекты строительства.
Согласно Приложению N 1 к договору от 01.11.2007 N 11001-Т определены участки тепловых сетей от границы раздела до узла учета, по которым определяются и подлежат оплате тепловые потери.
ООО "Унистрой Союз" до июня 2009 года без разногласий оплачивало потери тепловой энергии, передаваемой по коммунальным сетям к строящимся жилым домам в квартале М-69 Ново-Савиновского района г. Казани.
Как следует из имеющегося в материалах дела протокола совещания по вопросу передачи тепловода Управления капитального строительства и реконструкции Исполнительного комитета муниципального образования города Казани (ООО "Унистрой Союз) в ОАО "Казанская теплосетевая компания" от 14.01.2010, на данном совещании было принято решение о совместной оплате в пользу ОАО "Татэнергосбыт" задолженности за тепловые потери в тепловоде D700 мм, образовавшейся по состоянию на 01.12.2009, Управлением капитального строительства Исполнительного комитета города Казани и ООО "Унистрой Союз".
Данный протокол был утвержден первым заместителем Руководителя Исполкома г. Казани.
По мнению истца, во исполнение указанного протокола совещания ООО "Унистрой Союз" оплатило свою часть задолженности в сумме 206 359 руб. 84 коп., а Управление капитального строительства Исполнительного комитета города Казани не произвело оплату тепловых потерь в тепловых сетях от УТ-6 (ТК-8-50) до УТ-4А (ТК-8-57), протяженностью 682, 1 м, за период с 15.07.2009 по 31.12.2009.
Полагая, что при поставке тепловой энергии до жилых домов, расположенных по адресу: г. Казань, Ново-Савиновский район, ул. Чистопольская, д. N 60, д. N 62, д. N 68, д. N 70, д. N 72, д. N 74, д. N 76, д. N 64, д. N 66; ул. С. Хакима, д. N 31, д. N 33, д. N 37, д. N 35, д. N 39, истцом были понесены убытки, составляющие стоимость потерь тепловой энергии в тепловоде D 700 мм, принадлежащем МКУ "УЖП ИКМО г. Казани", истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались статьями 15, 16, 210, 363, 544, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 17 Закона Республики Татарстан от 28.07.2004 N 45-РТ "О местном самоуправлении в Республике Татарстан" и исходили из того, что МКУ "УЖП ИКМО г. Казани" не приняло необходимых мер и не передало тепловые сети организации, которая обеспечивала бы их эксплуатацию и производила бы соответствующие платежи истцу.
Также суды предыдущих инстанций пришли к выводу о том, что МКУ "УКСиР ИКМО г. Казани" (поручитель) согласно статье 363 ГК РФ несет солидарную ответственность перед истцом, ссылаясь на протокол совещания от 14.01.2010, согласно которому МКУ "УКСиР ИКМО г. Казани" должно было погасить задолженность в части тепловых потерь в сетях, принадлежащих МКУ "УКСиР ИКМО г. Казани".
Между тем судами предыдущих инстанций не учтено следующее.
Согласно статье 322 ГК РФ солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом, в частности при неделимости предмета обязательства.
Вместе с тем условиями договора генподряда от 08.09.2005 N 0346-05 солидарная ответственность МКУ "УКСиР ИКМО г. Казани" и МКУ "УЖП ИКМО г. Казани" не предусмотрена.
Доказательств того, что между МКУ "УКСиР ИКМО г. Казани" и МКУ "УЖП ИКМО г. Казани" был заключен договор поручительства, в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что правовых оснований для взыскания задолженности с ответчиков в солидарном порядке не имелось.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суды предыдущих инстанций сослались на протокол совещания от 14.01.2010, утвержденный первым заместителем Руководителя Исполнительного комитета г. Казани, согласно которому Управление капитального строительства Исполкома г. Казани и ООО "Унистрой Союз" в срок до 01.02.2010 были обязаны погасить образовавшуюся задолженность в размере 575 287 руб. 25 коп. перед ОАО "Татэнергосбыт".
Между тем представитель Управления капитального строительства Исполкома г. Казани не присутствовал на совещании от 14.01.2010.
Кроме того, к протоколу указанного совещания не приложен расчет стоимости тепловых потерь за спорный период.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 7, пунктом 7 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктам 1, 3, 5 статьи 6 Закона Республики Татарстан от 28.07.2004 N 45-РТ "О местном самоуправлении в Республике Татарстан", а также согласно служебному регламенту Исполнительного комитета г. Казани, утвержденному РИК г. Казани от 27.08.2010 N 1450р, решения должностных лиц Исполнительного комитета г. Казани, в том числе первого заместителя руководителя Исполнительного комитета г. Казани, обязательны для структурных подразделений в случае издания распоряжения - муниципального правового акта, однако, протокол совещания от 14.01.2010 таковым не является.
В соответствии с пунктом 9.3 договора генподряда от 08.09.2005 N 0346-05 право собственности на строящийся объект в его оплаченной инвестором части и на принятый завершенный строительством объект принадлежит инвестору после 100 % оплаты за строительство.
В материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие факт передачи построенного и введенного в эксплуатацию тепловода М-69, D 700 мм, протяженностью 682, 1 м, расположенный в Ново-Савиновском районе г. Казани, инвестору (МКУ "УЖП ИКМО г. Казани") либо заказчику (МКУ "УКСиР ИКМО г. Казани).
Вместе с тем, как следует из материалов дела, на основании распоряжения Комитета имущественных и земельных отношений Исполнительного комитета г. Казани от 17.12.2009 N 2077р и акта приема-передачи от 21.12.2009 коммунальный тепловод М-69, D 700 мм, протяженностью 682, 1 м, расположенный по ул. Чистопольской в Ново-Савиновском районе г. Казани, был передан с баланса ликвидационной комиссии Управления капитального строительства и реконструкции администрации г. Казани в имущественную казну г. Казани.
Судами первой и апелляционной инстанций не исследован вопрос, кто являлся в спорный период собственником либо законным владельцем тепловода М-69 в Ново-Савиновском районе г. Казани, не выяснено, был ли включен в спорный период тепловод М-69 в реестр муниципальной собственности, когда и какие участки тепловых сетей, в том числе тепловод М-69, были переданы третьему лицу - ОАО "Казанская теплосетевая компания", не проверен представленный истцом расчет размера убытков.
Учитывая, что выводы судов предыдущих инстанций не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, а также судами неправильно применены нормы материального права, судебная коллегия считает, что решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.02.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2013 по делу N А65-16501/2012 подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, определить надлежащего ответчика по данному делу, проверить расчет размера убытков, выяснить все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, дать надлежащую оценку представленным сторонами доказательствам, при правильном применении норм права принять законный и обоснованный судебный акт.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.02.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2013 по делу N А65-16501/2012 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Татарстан.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Т. Сибгатуллин |
Судьи |
З.И. Салихова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 322 ГК РФ солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом, в частности при неделимости предмета обязательства.
...
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 7, пунктом 7 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктам 1, 3, 5 статьи 6 Закона Республики Татарстан от 28.07.2004 N 45-РТ "О местном самоуправлении в Республике Татарстан", а также согласно служебному регламенту Исполнительного комитета г. Казани, утвержденному РИК г. Казани от 27.08.2010 N 1450р, решения должностных лиц Исполнительного комитета г. Казани, в том числе первого заместителя руководителя Исполнительного комитета г. Казани, обязательны для структурных подразделений в случае издания распоряжения - муниципального правового акта, однако, протокол совещания от 14.01.2010 таковым не является."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 22 августа 2013 г. N Ф06-6452/13 по делу N А65-16501/2012