г. Казань |
|
23 августа 2013 г. |
Дело N А12-28046/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 августа 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Гариповой Ф.Г., Гатауллиной Л.Р.,
при участии представителя:
заявителя (ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт") - Мулычкина С.С. (доверенность от 09.11.2012 N Д-29),
ответчика - Моисеева С.В. (доверенность от 09.01.2013),
заинтересованного лица (Правительства Волгоградской области) - Сорокина Д.С. (доверенность от 16.04.2012 N 33)
в отсутствие:
заявителя (ООО "Левобережье") - надлежащим образом извещен,
заинтересованных лиц - надлежащим образом извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 01.02.2013 (судья Романов С.П.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2013 (председательствующий судья - Жевак И.И., судьи Александрова Л.Б., Борисова Т.С.)
по делу N А12-28046/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Левобережье" (ОГРН 1023403438255, ИНН 34440896648), общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области о признании ненормативного правового акта недействительным в части, при участии заинтересованных лиц: заинтересованного лица (ОГРН 1023403444547, ИНН 3444051965), Министерства сельского хозяйства Волгоградской области (ОГРН 102340345694, ИНН 3444049941)
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт" (далее - Общество, ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт") обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее - Управление, антимонопольный орган) о признании недействительным пункта 2 резолютивной части решения от 04.09.2012 N 11-01-16-03/636 в части признания факта нарушения пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ).
По ходатайству антимонопольного органа, дело по рассмотрению заявлению ООО "Лукойл-Нижневолжскнефтепродукт" объединено в одно производство для совместного рассмотрения с делом по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Левобережье" (далее - ООО "Левобережье"), поскольку в рамках настоящих дел оспаривается одно и то же решение антимонопольного органа от 04.09.2012 по делу N 11-01-16-03/636.
К участию в деле привлечены заинтересованные лица - Правительство Волгоградской области и Министерство сельского хозяйства Волгоградской области.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 01.02.2013, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2013, заявленные требования удовлетворены частично; признан недействительным пункт 2 резолютивной части решения Управления от 04.09.2012 N 11-01-16-03/636 по объединенным делам. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, антимонопольный орган обратился в кассационную инстанцию с жалобой, в которой просит об отмене решения первой инстанции и постановления апелляционной инстанции в части удовлетворения требований ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт".
Заявитель (ООО "Левобережье"), ответчик и заинтересованные лица в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены согласно требованиям статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В соответствии со статьей 156, части 3 статьи 284 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие ООО "Левобережье", ответчика и заинтересованных лиц, извещенных надлежащим образом.
ООО "Левобережье" в отзыве на кассационную жалобу, представленном в соответствии со статьей 279 АПК РФ, просит оставить судебные акты без изменения в части удовлетворения заявленных требований, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании был объявлен перерыв с 09 час. 30 мин. 13.08.2013 до 11 час. 30 мин. 20.08.2013.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, коллегия считает жалобу обоснованной и подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, Управление в отношении ООО "Левобережье" и ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт" проведена проверка, в ходе которой антимонопольным органом установлено нарушение требований пункта 1 статьи 16 Федерального закона N 135-ФЗ.
Решением Управления от 04.09.2012 по делу N 11-01-16-03/636 постановлено: прекратить рассмотрение дела N 11-01-16-03/636 по признакам нарушения Администрацией Волгоградской области, Комитетом по сельскому хозяйству и продовольствию администрации Волгоградской области части 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ в связи с отсутствием фактов, свидетельствующих о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства; признать факт нарушения Администрацией Волгоградской области, Комитетом по сельскому хозяйству и продовольствию администрации Волгоградской области и ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт", ООО "Левобережье" пункта 1 статьи 16 Федерального закона N 135-ФЗ, выразившегося в исполнении между этими органами и хозяйствующими субъектами соглашений (договоренностей в устной форме), приводящих к ограничению конкуренции, путём снижения цен на нефтепродукты (дизельное топливо, бензин "Нормаль-80 н/э"), отпущенные ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт" для ООО "Левобережье" в марте - июле 2010 года; предписание по делу N 11-01-16-03/636 не выдавать, в связи с прекращением противоправных действий; материалы дела передать на рассмотрение должностному лицу Волгоградского антимонопольного органа на предмет возбуждения дел по статье 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По итогам рассмотрения дела в действиях ООО "Левобережье" признан факт нарушения пункта 1 статьи 16 Федерального закона N 135-ФЗ, выразившегося в снижении ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт" для ООО "Левобережье" цен на часть реализуемых горюче-смазочных материалов (далее - ГСМ), повлекшим изменение цен на часть продукции.
Заявители, не согласившись с решением антимонопольного органа, оспорили их в судебном порядке.
Судебные инстанции, удовлетворяя заявленные требования в обжалуемой части, указывают, что в рассматриваемом случае, решение не содержит доказательств получения какой либо выгоды администрацией Волгоградской области, Комитетом по сельскому хозяйству и продовольствию администрации Волгоградской области и ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт", а получение ООО "Левобережье" топлива по льготной цене стало следствием реализации сторонами договора поставки нефтепродуктов от 12.12.2009 N 10225С и личной договоренности, достигнутой в связи большими объемами их отпуска, а также возможности регулирования стоимости.
Коллегия считает, что данный вывод судов сделан по неполно выясненным обстоятельствам.
Согласно статье 16 Федерального закона N 135-ФЗ запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме (пункт 18 статьи 4 Федерального закона N 135-ФЗ).
Антимонопольный орган, не соглашаясь с выводами судов, указывает, что судами при вынесении судебных актов не учтено, что при рассмотрении дела N 11-01-16-03/636 Комиссия Управления не применяла нормы права, установленные статьей 8 Федерального закон N 135-ФЗ, не давалась оценка согласованным действиям хозяйствующих субъектов.
Судами не принят довод Управления о том, что речь не идет о согласованных действиях хозяйствующих субъектов, речь идет о соглашениях.
В рассматриваемом случае, суды оценивали доводы, с учетом необходимости установления наличия критериев согласованности действий всех субъектов, рассматриваемых правоотношений применительно к правилам, установленным частью 1 статьи 8 Федерального закона N 135-ФЗ.
В кассационной жалобе Управление также считает, что в основу судебных актов положены две взаимоисключающих друг друга позиции.
При этом указывая, что суды посчитали, что поставка топлива произошла на основании постановления Правительства Российской Федерации от 05.03.2010 N 129 и соглашения от 23.03.2010 N 63 и договора поставки от 12.12.2009 N 10225С.
Вместе с тем, указывает антимонопольный орган, ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт" утверждало, что поставка льготного топлива ООО "Левобережье" происходила в рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 05.03.2010 N 129 и соглашения от 23.03.2010 N 63, но не в рамках исполнения договора поставки нефтепродуктов от 12.12.2009 N 10225С.
При этом ООО "Левобережье" утверждало, что поставка льготного топлива от ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт" в адрес ООО "Левобережье" происходила на основании договора поставки от 12.12.2009 N 10225С и к реализации постановления Правительства Российской Федерации от 05.03.2010 N 129 и соглашения от 23.03.2010 N 63 отношения не имеет.
Считая ссылку судебных инстанций на решение суда общей юрисдикции несостоятельной, антимонопольный орган указывает, что в отличие от суда общей юрисдикции, рассматривавшего иск о защите деловой репутации, Комиссия Управления устанавливала наличие или отсутствие нарушения антимонопольного законодательства.
Данный довод также не оценен судами.
В обоснование жалобы, антимонопольный орган также указывает, что Управление собранными материалами дела доказало факт исполнения соглашений (договоренностей в устной форме).
В своем решении рассматривало факт исполнения соглашений, приводящих к ограничению конкуренции, путем снижения цен на нефтепродукты, отпущенные ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт" для ООО "Левобережье" в марте - июле 2010 года.
Судебные инстанции, не отрицая факт обращения директора ООО "Левобережье" в марте 2010 года в администрацию Волгоградской области с просьбой отпускать ООО "Левобережье" ГСМ по льготным ценам, делают вывод, что данный факт не является безусловным доказательством того, что именно это обращение явилось прямым следствием поставки топлива ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт" в адрес ООО "Левобережье" по ценам, установленным для сельхозтоваропроизводителей.
При этом довод антимонопольного органа не опровергается.
Судебная коллегия, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что судебными инстанциями при вынесении решения дана оценка ни всем доводам антимонопольного органа, не указаны мотивы, по которым не приняты данные доводы.
Исходя из вышеизложенного коллегия считает судебные акты подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду необходимо дать оценку доводам антимонопольного органа и с учетом установленных обстоятельств вынести решение.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 01.02.2013 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2013 по делу N А12-28046/2012 отменить, кассационную жалобу - удовлетворить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Волгоградской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Хакимов |
Судьи |
Ф.Г. Гарипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В кассационной жалобе Управление также считает, что в основу судебных актов положены две взаимоисключающих друг друга позиции.
При этом указывая, что суды посчитали, что поставка топлива произошла на основании постановления Правительства Российской Федерации от 05.03.2010 N 129 и соглашения от 23.03.2010 N 63 и договора поставки от 12.12.2009 N 10225С.
Вместе с тем, указывает антимонопольный орган, ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт" утверждало, что поставка льготного топлива ООО "Левобережье" происходила в рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 05.03.2010 N 129 и соглашения от 23.03.2010 N 63, но не в рамках исполнения договора поставки нефтепродуктов от 12.12.2009 N 10225С.
При этом ООО "Левобережье" утверждало, что поставка льготного топлива от ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт" в адрес ООО "Левобережье" происходила на основании договора поставки от 12.12.2009 N 10225С и к реализации постановления Правительства Российской Федерации от 05.03.2010 N 129 и соглашения от 23.03.2010 N 63 отношения не имеет."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 23 августа 2013 г. N Ф06-7035/13 по делу N А12-28046/2012
Хронология рассмотрения дела:
23.08.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-7035/13
23.04.2013 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-2292/13
01.02.2013 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-28046/12
01.02.2013 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-28046/12