Затраты предприятия: презентация, представительские расходы,
расходы на прием и обслуживание иностранных делегаций
и отдельных лиц (документальное оформление, учет, налоги)
Расширение рынка сбыта товаров, продукции, работ, услуг предполагает проведение предприятием презентаций как отдельных товаров, так и фирмы в целом, а также организацию мероприятий в представительских целях (официальных приемов). Для предприятий, чей бизнес выходит за границы России, объективно необходимыми являются расходы по приему и обслуживанию иностранных делегаций и отдельных лиц. Их документальное оформление и отражение в учете по-прежнему вызывает споры с налоговыми органами.
Все выше перечисленные расходы (если документально они оформлены правильно) в полном объеме относятся на себестоимость производимой продукции (работ, услуг) для целей учета в соответствии с пунктом 2 "и" Положения о составе затрат, но для целей налогообложения корректируются с учетом действующих норм и нормативов.
Являясь нормируемыми, расходы по проведению презентаций, представительские расходы и расходы по приему и обслуживанию иностранных делегаций и отдельных лиц, подлежат оформлению и отражению в учете в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Введенный в действие с 1 апреля 2001 года приказ Минфина РФ от 1 марта 2001 года N 18н "О внесении изменений и дополнений в приказ Министерства финансов РФ от 15 марта 2000 года N 26н "О нормах и нормативах на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующих размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения, и порядке их применения" (далее приказ Минфина РФ от 15 марта 2000 г. N 26н) внес некоторые изменения в действующие нормативы, что делает актуальным комментарий по данному вопросу.
Презентация (фирмы или товара), проводимая самостоятельно
или силами сторонней организации
Латинское слово презентация (praesentatio - представление, предъявление) все чаще употребляемое в деловой жизни, относится обычно к мероприятиям, проводимым с целью объявить о создании нового предприятия (магазина, ресторана, выставочного комплекса и т.п.), или с целью представить общественности продукцию действующего предприятия (обычно - нового товара или вида услуг). В первом случае мы имеем дело с презентацией фирмы, во втором - с презентацией конкретной продукции (услуги).
Презентация может проводиться силами специализированной организации либо непосредственно самим предприятием, "собственными силами". Существует и смешанный вариант проведения презентации, когда часть расходов на организацию и проведение, например, банкета, берет на себя сторонняя организация, а деловую программу организует и финансирует предприятие - инициатор презентации.
В зависимости от того, каким целям служит презентация и каким образом она организована и проведена, затраты на ее проведение могут быть отражены в бухгалтерском учете предприятия либо как рекламные, либо как представительские расходы.
Заметим при этом, что и представительские и рекламные расходы являются нормируемыми, но в вышеназванном приказе Минфина РФ N 26н от 15 марта 2000 года (в редакции изменений и дополнений, внесенных приказом N 18н от 1 марта 2001 года) для них применяются различные нормативы и нормы.
Отражение в учете презентации, проводимой в рекламных целях
Если презентация проводится в рекламных целях, то есть несет информацию, предназначенную для неопределенного круга лиц, призванную формировать и поддерживать интерес к товарам, идеям, начинаниям и способствовать их реализации, то в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 1995 года N 108-ФЗ "О рекламе", такая презентация - мероприятие рекламного характера. Все расходы на ее проведения относятся к расходам на рекламу.
Презентации рекламного характера обычно представляют собой красочные шоу с раздачей рекламной продукции и образцов товаров, проводимые в местах большого скопления потенциальных потребителей (на выставках, в универсальных магазинах, местах отдыха). Во время проведения презентаций рекламного характера любое заинтересованное лицо может попробовать рекламируемый товар, ознакомиться с принципом его действия, иногда - приобрести продукцию со значительными скидками.
Расходы на проведение презентации рекламного характера представляют либо оплату услуг сторонней организации, которая специализируется на проведении подобных мероприятий, либо расходы самого предприятия:
- по аренде помещения для презентации;
- на оплату труда сотрудников;
- на изготовление рекламной продукции;
- на стоимость распространяемых бесплатно или со скидкой образцов презентируемой продукции;
- и иные, аналогичные, расходы.
Если "все хлопоты" по проведению презентации берет на себя сторонняя организация, то для предприятия - инициатора презентации, учет расходов организовать значительно проще, чем при проведении аналогичного мероприятия "собственными силами".
В любом случае для целей налогообложения расходы на рекламу (к которым относится презентация товаров в рекламных целях) принимаются только в пределах нормативов, которые на момент подготовки данной публикации, таковы:
Объем выручки от продажи продукции (работ, услуг), включая НДС |
Предельные размеры расходов на рекламу, принимаемые при налогообложении прибыли с 01.04.2000 г. до 01.04.2001 г. (по приказу Минфина РФ N 26н от 15 марта 2000 года) |
Предельные размеры расходов на рекламу, принимаемые при налогообложении прибыли с 01.04.2001 г. (по приказу Минфина РФ N 18н от 1 марта 2001 года) |
До 30 млн.руб. включительно |
5 процентов от объема | 7,5 процентов от объема |
Свыше 30 млн.руб. | 1,5 млн.руб. + 2,5% с объ- ема, превышающего 30 млн.руб. |
2,25 млн.руб. + 3,75% с объема, превышающего 30 млн.руб. |
Свыше 300 млн.руб. | 8,25 млн.руб. + 1% с сум- ммы, превышающей 300 млн.руб. |
12,375 млн.руб. + 1,5% с суммы, превышающей 300 млн.руб. |
Все расходы на проведение презентации, классифицируемые как рекламные, отражаются на счетах учета затрат в полном объеме. По окончании отчетного периода предприятие проводит корректировку налогооблагаемой прибыли, увеличивая ее на сумму расходов рекламного характера сверх установленного норматива по строке 4.1 "з" в Справке о порядке определения данных, отражаемых в строке 1 Расчета (налоговой декларации) налога от фактической прибыли за отчетный период.
НДС, относящийся к рекламным расходам в пределах норматива, подлежит возмещению из бюджета, а сумма НДС, относящаяся к сверхнормативным расходам, к зачету не принимается и возмещается за счет собственных средств предприятия.
Налоговый вычет по НДС представляет собой суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), используемых для производства и реализации товаров (работ, услуг), если соответствующие расходы на их приобретение учитываются при исчислении налога на прибыль (пункт 41 Методических рекомендаций по применению главы 21 "НДС" части второй НК РФ).
Напомним, что рекламные расходы (в том числе и расходы на презентацию рекламного характера) включаются в себестоимость продукции на основании пункта 2 "у" Положения о составе затрат, но только в пределах установленных норм. Поэтому и вычет по НДС принимается в размерах, соответствующих отнесенным на себестоимость для целей налогообложения расходам на проведение презентации.
Налог на рекламу, являющийся частью налоговой системы РФ, предусмотрен пунктом 3 статьи 15 "Местные налоги и сборы" НК РФ и может вводиться нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления как обязательный налог на территориях соответствующих муниципальных образований (пункт 4 статьи 12 НК РФ).
В случае если налог на рекламу в конкретном регионе взимается, то расходы на презентацию являются объектом налогообложения по установленной ставке (максимальная ставка налога на рекламу - 5%).
Налог на рекламу относится на финансовые результаты деятельности организации (уменьшение балансовой прибыли). При этом следует учитывать, что налог на рекламу уплачивается со всей суммы понесенных предприятием рекламных расходов в отчетном периоде, а уменьшение балансовой прибыли для целей налогообложения производится только на ту часть налога на рекламу, которая соответствует нормативу расходов, принимаемому для расчета себестоимости для целей налогообложения. То есть, если предприятие допускает сверхнормативные рекламные расходы (в том числе и на проведение презентаций), оно должно:
- провести корректировку прибыли для целей налогообложения;
- НДС, относящийся к сверхнормативным расходам на рекламу, возместить за счет собственных средств;
- налог на рекламу, относящийся к рекламным расходам сверх норм, также возместить за счет собственных средств.
По действующему Плану счетов расходы на проведение презентации в рекламных целях, следует отражать в учете следующим образом:
дебет счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" кредит счета 51 "Расчетный счет" - отражена оплата услуг по проведению презентации в рекламных целях сторонней организации;
дебет счета 26 "Общехозяйственные расходы", или дебет счета 20 "Основное производство", или дебет счета 44 "Издержки обращения" кредит счета 60 - отражены расходы по проведению презентации в рекламных целях в составе себестоимости продукции (издержек обращения);
дебет счета 19"Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" кредит счета 60 - выделена сумма НДС;
дебет счета 68 "Расчеты с бюджетом", субсчет "Расчеты по НДС" кредит счета 19 - возмещен из бюджета НДС, относящийся к рекламным расходам в пределах норматива;
дебет счета 80 "Прибыли и убытки" кредит счета 19 - возмещен за счет собственных средств НДС, относящийся к сверхнормативным рекламным расходам;
дебет счета 80 "Прибыли и убытки" кредит счета 68, субсчет "Расчеты по налогу на рекламу" - начислен налог на рекламу с сумм рекламных расходов в пределах норматива;
дебет счета 80 кредит счета 68, субсчет "Расчеты по налогу на рекламу" - начислен налог на рекламу с сумм сверхнормативных рекламных расходов.
Примечание.
При этом обязательна корректировка (уменьшение прибыли для целей налогообложения) по вводимой свободной строке 5.8 в Справке о порядке определения данных, отраженных по строке 1 Расчета (налоговой декларации) налога от фактической прибыли.
По мнению автора, предприятие, обязательно проводящее сравнение понесенных расходов на презентацию в рекламных целях с установленными нормативами, может сразу же определиться и с суммой НДС, возмещаемой из бюджета, и с суммой налога на рекламу, учитываемого для целей налогообложения, без дополнительных корректировок в расчете налога от фактической прибыли. В этом случае "двойная" проводка для НДС и для налога на рекламу делает учет более наглядным и удобным для проверки.
По новому Плану счетов расходы на проведение презентации в рекламных целях следует отражать в учете следующим образом:
дебет счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" кредит счета 51 "Расчетные счета" - отражена оплата услуг по проведению презентации в рекламных целях сторонней организации;
дебет счета 26 "Общехозяйственные расходы", или дебет счета 20 "Основное производство", или дебет счета 44 "Расходы на продажу" кредит счета 60 - отражены расходы по проведению презентации в рекламных целях в составе себестоимости продукции (расходов на продажу);
дебет счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" кредит счета 60 - выделена сумма НДС;
дебет счета 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет "Расчеты по НДС" кредит счета 19 - возмещен из бюджета НДС, относящийся к рекламным расходам в пределах норматива;
дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет "Прочие расходы" кредит счета 19 - возмещен из бюджета НДС, относящийся к сверхнормативным рекламным расходам;
дебет счета 91, субсчет "Прочие расходы" кредит счета 68, субсчет "Расчеты по налогу на рекламу" - начислен налог на рекламу с сумм рекламных расходов в пределах норматива;
дебет счета 91, субсчет "Прочие расходы" кредит счета 68, субсчет "Расчеты по налогу на рекламу" - начислен налог на рекламу с сумм сверхнормативных рекламных расходов.
Примечание.
Следует помнить, что для целей налогообложения в составе прочих расходов не учитывается величина НДС и часть налога на имущество, относящаяся к сверхнормативным расходам на рекламу. Поэтому обязательна ежеквартальная корректировка налогооблагаемой прибыли по вписываемой строке 5.8 в Справке о порядке определения данных, отраженных по строке 1 Расчета (налоговой декларации) налога от фактической прибыли.
Важность внимательного отношения к нормативам, установленным для расходов на рекламу, относящихся, в частности, и к расходам на презентацию в рекламных целях, и их влияние на конечный финансовый результат продемонстрируем на примере.
Пример N 1
В апреле 2001 года предприятием проведена презентация нового товара в супермаркетах города, где все желающие могли получить пробные образцы продукции. Общая величина расходов на презентацию составила 24 000 рублей (в том числе НДС - 4 000 рублей). Презентация проводилась силами сторонней организации и классифицируется как реклама нового товара. До апреля 2001 года никаких рекламных мероприятий не проводилось, а объем выручки от продажи продукции (работ, услуг) на предприятии за 1 квартал 2001 года составил 15 000 рублей, за 2 квартал 2001 года - 12 000 рублей.
Рассчитаем норматив расходов на рекламу за 6 месяцев 2001 года. Он слагается из двух составляющих - из норматива, рассчитанного по нормам, действовавшим до 01.04.2001 года и из норматива, рассчитанного по нормам, введенным в действие с 01.04.2001 года.
Норматив расходов на рекламу с 01.01.2001 года по 01.04.2001 года составляет:
15 000 х 5% = 750 рублей.
Норматив расходов на рекламу с 01.04.2001 года по 01.07.2001 года составляет:
12 000 х 7,5% = 900 рублей.
Общий норматив, применяемый для отнесения рекламных расходов на себестоимость для целей налогообложения, составляет на 6 месяцев 2001 года:
750 рублей + 900 рублей = 1 650 рублей.
Таким образом, расходы на презентацию, относящийся к ним НДС и налог на рекламу (в условиях данного примера ставка налога на рекламу составляет 5%) распределятся следующим образом:
Наименование | Расходы на про- ведение презен- тации в реклам- ных целях |
НДС, относящийся к расходам на презен- тацию в рекламных целях |
Налог на рекламу, начисленный на расходы рекламно- го характера (презентация в рекламных целях) |
Расходы в преде- делах норматива |
1 650 рублей | 330 рублей | 82,50 рублей |
Сверхнормативные расходы |
1 8350 рублей | 3 670 рублей | 917,50 рублей |
Всего | 20 000 рублей | 4 000 рублей | 1 000 рублей |
Налогооблагаемая прибыль предприятия за 6 месяцев 2001 года должна быть увеличена на 18 350 рублей. Эта сумма указывается в строке 4.1 "з" Справки о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 Расчета налога от фактической прибыли.
НДС в части, относящейся к нормативным расходам на рекламу, может быть возмещен из бюджета в сумме 330 рублей, что отражается в соответствующей налоговой декларации за отчетный период.
Налог на рекламу в пределах норматива будет формировать расходную часть Отчета о прибылях и убытках, и отражаться в составе операционных расходов (строка N 100 формы N 2).
Отражение в учете презентации,
проводимой в представительских цепях
Презентации, проводимые для ограниченного числа лиц (представителей поставщиков, заказчиков и иных потенциальных партнеров) нельзя отнести к рекламным расходам. Во-первых, состав приглашенных лиц четко определен и это вовсе не "неопределенный круг лиц". Во-вторых, презентации, проводимые в представительских целях, имеют согласованную программу, включающую в себя совместные заседания, переговоры, совещания, что позволяет классифицировать понесенные инициатором презентации расходы как представительские.
В соответствии с пунктом 2 "и" Положения о составе затрат, предприятие вправе включить в себестоимость продукции (работ, услуг) затраты по приему и обслуживанию представителей других организаций (включая иностранные), прибывших для переговоров с целью установления и поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета (правления) и ревизионной комиссии организации. Для целей налогообложения представительские расходы принимаются в пределах, установленных законодательством.
Полный перечень представительских расходов приведен в письме Минфина РФ от 6 октября 1992 года N 94. Изменения, внесенные приказом Минфина РФ от 1 марта 2001 года N 18, нормативы представительских расходов не меняют.
В настоящее время для представительских расходов установлены следующие нормативы:
Объем выручки от продажи продукции (работ, услуг), включая НДС (для организаций, осуществляющих торго- вую деятельность - валовая прибыль) |
Предельные размеры представитель- ских расходов, принимаемых при на- логообложении с 1 апреля 2000 года по приказу Минфина РФ N 26н от 15 марта 2000 года |
До 30 млн.руб. включительно | 1 процент от объема |
Свыше 30 млн.руб. | 0,3 млн.руб. + 0,5% с объема, превышающего 30 млн. руб. |
Включение представительских расходов в себестоимость разрешается только при наличии первичных учетных документов, общие требования к которым содержатся в статье 9 Закона о бухгалтерском учете.
Приказом Минфина РФ от 15 марта 2000 года N 26н установлены дополнительные требования к оформлению расходов на представительство.
В первичных документах должны содержаться сведения о дате и месте встречи (приема), приглашенных лицах, конкретного назначения расходов (завтрак, обед или иное аналогичное мероприятие, транспортное обеспечение, посещение культурно-зрелищных мероприятий, буфетное обслуживание во время переговоров и мероприятий культурной программы, оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате организации), величине расходов.
Организация вправе самостоятельно определять конкретный порядок расходования средств на представительство, систему их документального оформления и контроля, включая установление круга лиц, имеющих отношение к этой деятельности организации. Для отнесения на себестоимость представительских расходов не требуется утвержденная в установленном порядке смета, ранее являвшаяся обязательным документом.
Способ признания коммерческих расходов, частью которых являются расходы на представительство, должен быть закреплен в приказе об учетной политике, что позволит предприятию самостоятельно контролировать расходование средств на эти цели.
Проведение презентаций в представительских целях обычно осуществляется "собственными" силами и отражается в бухгалтерском учете по действующему Плану счетов следующим образом:
дебет счета 71 "Расчеты с подотчетными лицами" кредит счета 50 "Касса" - подотчетное лицо получило денежные средства на представительские цели;
дебет счета 10 "Материалы" кредит счета 71 - подотчетным лицом представлен авансовый отчет о приобретении продуктов питания для представительских целей;
дебет счета 41 "Товары" кредит счета 71 - подотчетным лицом представлен авансовый отчет о приобретении товаров для представительских целей (ручки, записные книжки и прочее);
дебет счета 20 (26, 44) кредит счета 40 "Готовая продукция" - со склада отпущены образцы готовой продукции для представительских целей;
дебет счета 20 (26, 44) кредит счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" - начислена заработная плата работникам предприятия, занятым организацией и проведением презентации в представительских целях;
дебет счета 20 (26, 44) кредит счета 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" - начислен единый социальный налог от заработной платы работников, занятых на презентации в представительских целях.
Примечание.
В связи с тем, что закупки необходимых товаров народного потребления и продуктов питания для презентации в представительских целях осуществляются подотчетным лицом в сети розничной торговли, НДС в первичных учетных документах обычно отсутствует. Определенную проблему представляет собой налог с продаж, введенный в ряде регионов России (напомним, его максимальная ставка - 5%). Он включается в себестоимость приобретенных за наличный расчет товарно-материальных ценностей, увеличивая их покупную стоимость, и влияет на расчеты как нормативов на представительские расходы, так и величины представительских расходов, относимых на себестоимость.
Учитывая то, что в нормативных документах по нормируемым расходам отсутствует ссылка на налог с продаж, налогоплательщик вправе трактовать неясности в законодательстве в свою пользу (пункт 7 статьи 3 НК РФ).
Ввиду того, что для расчета предельных размеров представительских расходов, принимаемых при налогообложении, используется показатель объема выручки от продажи (работ, услуг), включая НДС, поступающий на предприятие в составе выручки налог с продаж не должен учитываться при расчете норматива представительских расходов, принимаемых при налогообложении.
Продемонстрируем это на примере.
Пример N 2
Предприятие начало свою деятельность в апреле 2001 года, проведя презентацию фирмы. Представительские расходы составили 3 780 рублей, причем все они представляют собой расходы на продукты питания для проведения официального завтрака, приобретенные подотчетным лицом за наличный расчет.
Расходы в размере 3 780 рублей представляют собой: стоимость продуктов питания (3 000 рублей);
НДС по ставке 20% (600 рублей) и налог с продаж по ставке 5% в размере 180 рублей по расчету (3 000 рублей + 600 рублей) х 5%.
При расчете величины представительских расходов в пределах норматива уплаченный налог с продаж учтен в составе покупной цены продуктов питания, то есть в учете отражены продукты по цене 3 180 рублей и уплаченный НДС в размере 600 рублей.
Объем выручки за отчетный период составил 378 000 рублей, где 300 000 рублей - выручка предприятия без НДС, 60 000 рублей - НДС, 18 000 рублей - налог с продаж.
Для расчета норматива представительских расходов предприятие использовало показатель валовой выручки с НДС (36000 рублей), исключив налог с продаж.
Представительские расходы по нормативу составили - 360 000 рублей х1% = 3 600 рублей.
Таким образом, все представительские расходы осуществлены в пределах норматива, сверхнормативные расходы отсутствуют (3180 рублей < 3600 рублей).
Расходы на презентацию фирмы в составе расходов на представительство включаются в себестоимость продукции отчетного периода, корректировка прибыли для целей налогообложения не требуется. НДС, относящийся к представительским расходам, в полном размере возмещается из бюджета.
Прием и обслуживание иностранных делегаций и отдельных лиц
Предприятия, занимающиеся внешнеэкономической деятельностью, часто проводят презентации для иностранных партнеров, приглашая как отдельных лиц, так и целые делегации. Прием и обслуживание иностранных делегаций и отдельных лиц также являются представительскими расходами, но требуют отдельного разговора.
Нормативы представительских расходов на прием и обслуживание иностранных делегаций и отдельных лиц, установленные приказом Минфина РФ от 31 декабря 1999 года N 110н разработаны и применяются только для органов исполнительной власти или предприятий, финансируемых из бюджета (в части исполнения сметы), и могут применяться как отвлеченный ориентир в коммерческой деятельности предприятий.
Для отнесения на себестоимость расходов по приему и обслуживанию иностранных делегаций и отдельных лиц требуется, чтобы эти расходы были связаны с деятельностью предприятия (пункт 1 приказа Минфина РФ от 15 марта 2000 года N 26н). Участники встреч приглашаются для переговоров с целью установления и (или) поддержания взаимовыгодного сотрудничества.
Кроме того, представительскими являются расходы по приему и обслуживанию участников, прибывших на заседания совета (правления) или другого аналогичного органа организации. Орган, коллегиально выполняющий функции управления предприятием, может называться по-разному. В акционерных обществах в соответствии со статьями 47 и 64 Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" это совет директоров (наблюдательный совет); в обществах с ограниченной ответственностью в соответствии со статьей 32 Федерального закона от 8 февраля 1998 года "Об обществах с ограниченной ответственностью" это также совет директоров (наблюдательный совет), которому передана часть функций по управлению и руководству обществом.
Участники совета, правления, дирекции могут быть не связаны с предприятием трудовыми отношениями и участвовать в управлении на правах собственника (акционера). Расходы по обеспечению их участия в заседании коллегиального органа управления (официальный прием, транспортное обеспечение, буфетное обслуживание, посещение культурно-зрелищных мероприятий и оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате предприятия) являются представительскими расходами.
Отдельного разговора заслуживает вопрос отнесения расходов по приему и обслуживанию членов ревизионной комиссии, которая не относится к органам управления организацией. Ревизионная комиссия осуществляет контроль за финансовой деятельностью общества с ограниченной ответственностью (пункт 6 статьи 32 Федерального закона от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью") или акционерного общества (статья 85 Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах").
В приказе Минфина РФ от 15 марта 2000 года N 26н в составе представительских расходов отсутствует ссылка на прием членов ревизионной комиссии. Но формулировка пункта 2 "и" Положения о составе затрат позволяет включать в представительские расходы затраты организации по приему и обслуживанию участников ревизионной комиссии за исключением случая, когда ревизия проводится по инициативе одного из участников.
В состав представительских расходов по приему и обслуживанию иностранных делегаций и отдельных лиц для целей налогообложения не включаются оплата за железнодорожные и авиабилеты (письмо Минфина РФ от 27 декабря 1996 года N 04-04-06), оплата проживания и регулярного питания (например, в гостинице со "шведским" столом) (письмо Минфина РФ от 8 февраля 1999 года N 04-02-05/1).
Если предприятие - как принимающая сторона оплачивает билеты и проживание приглашенных лиц, возникает необходимость удержания налога на доходы с физических лиц (с оплаченных предприятием и полученных ими материальных благ и услуг).
Требования к оформлению первичных документов, обязательные реквизиты которых перечислены в статье 12 Закона о бухгалтерском учете, в применении к представительским расходам дополнительно конкретизированы в пункте 1 приказа Минфина РФ от 15 марта 2000 года N 26н. Кроме традиционных документов, отражающих расходование денежных средств (чеки ККМ с приложением товарного чека, квитанции к приходным кассовым ордерам, с приложением счетов, счетов-фактур) и отражающих расходование и движение товарно-материальных ценностей (накладные) требуется дополнительный документ (отчет, акт), в котором отражаются:
- дата и место проведения деловой встречи (приема);
- приглашенные лица;
- участники со стороны организации;
- конкретное назначение расходов;
- величина расходов.
При наличии вышеперечисленных документов, включение расходов на прием и обслуживание иностранных делегаций и отдельных лиц в состав представительских расходов в себестоимость продукции осуществляется в порядке, изложенном выше.
Л.П. Борисов
"Консультант бухгалтера", N 7, июль 2001 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант бухгалтера"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24863 от 30.06.2006 г.
Издается с сентября 1993 г.
Адрес редакции: 107014, г. Москва, а/я 112
Телефоны редакции: (495) 963-19-26
Адрес электронной почты - zakaz@dis.ru
Адрес в Интернете - www.dis.ru