г. Казань |
|
05 сентября 2013 г. |
Дело N А72-12536/2012 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Глазова Ю.В.,
судей Афанасьева И.Н., Карповой В.А.,
при участии представителя:
истца - Мурыгина И.С., доверенность от 19.11.2012
в отсутствие остальных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Ульяновска и Комитета архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 11.03.2013 (судья Лубянова О.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2013 (председательствующий судья Марчик Н.Ю., судьи Холодная С.Т., Селиверстова Н.А.)
по делу N А72-12536/2012
по исковому заявлению индивидуального предпринимателя Арбузовой Клавдии Дмитриевны, г. Ульяновск (ОГРНИП 304732814100033) к Комитету архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, г. Ульяновск, администрации города Ульяновска, г. Ульяновск, о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Арбузова Клавдия Дмитриевна (далее - заявитель, ИП Арбузова К.Д., предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к администрации города Ульяновска (далее - администрация) о признании незаконными действий администрации города Ульяновска, выразившихся в отказе по предоставлению градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 73:24:040201:81; об обязании администрации в установленный законом срок подготовить и выдать градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 73:24:040201:81.
Определением от 13.12.2012 суд на основании статьи 40 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) привлек к участию в деле в качестве заинтересованного лица Комитет архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска.
Судом удовлетворено ходатайство заявителя о замене ненадлежащего ответчика - администрации города Ульяновска на Комитет архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска (далее - КАиГ, Комитет).
Решением суда первой инстанции от 11.03.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2013, заявленные требования удовлетворены. Признаны незаконными действия КАиГ, выразившиеся в отказе по предоставлению градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 73:24:040201:81. Суд обязал Комитет подготовить и выдать ИП Арбузовой К.Д. градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 73:24:040201:81 в течение десяти дней с даты вступления решения в законную силу.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, администрация и КАиГ обратились в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просят названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы указал, что администрация города Ульяновска, являясь органом местного самоуправления, не могла не учитывать мнение жителей города по поводу реконструкции капитального объекта строительства, расположенного по адресу: г. Ульяновск, пр. Нариманова, северо-западнее жилого дома N 92, и действовала во исполнение общих принципов местного самоуправления обеспечения гражданами принципов участия в решении вопросов местного значения, а так же сочетания интересов общества и отдельных граждан.
Представитель истца, явившийся в судебное заседание, просил оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Остальные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 АПК РФ не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя истца, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 01.07.2011 мэрией города Ульяновска издано постановление N 2858 "О предварительном согласовании ИП Арбузовой К.Д. места разрешения объекта в Ленинском районе г. Ульяновска".
На основании постановления мэрии города Ульяновска от 17.10.2011 N 4667 между мэрией города Ульяновска (арендодатель) и ИП Арбузовой К.Д. (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 24-4-1697, по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером 73:24:040201:81, площадью 249,2 кв. м, расположенный по адресу: г. Ульяновск, Ленинский район, северо-западнее жилого дома N 92 по пр. Нариманова, для использования под строительство магазина, на срок до 17.09.2012.
Данный земельный участок передан предпринимателю по акту приема-сдачи от 23.11.2011 N 1697.
На обращения ИП Арбузовой К.Д. о подготовке градостроительного плана земельного участка от 06.02.2012 N 1132-4 и от 05.10.2012 N 27857-01 КАиГ письмами (от 02.11.2012 исх. N 01-13/6131) сообщил заявителю о том, что для рассмотрения возможности подготовки градостроительного плана земельного участка, северо-западнее жилого дома N 92 по пр. Нариманова в Ленинском районе, с целью недопущения жалоб жителей микрорайона рекомендовано изучить общественное мнение жителей по вопросу строительства здания магазина и результаты, оформленные в установленном порядке, представить в КАиГ.
Полагая действия Комитета по отказу в выдаче градостроительного плана незаконными и нарушающими права и законные интересы заявителя, ИП Арбузова К.Д. обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу частей 1 и 2 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.
Градостроительный план земельного участка подлежит представлению в уполномоченный орган для получения разрешения на строительство объекта, поскольку такое разрешение подтверждает соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана, а также для ввода объекта в эксплуатацию (пункт 2 части 7, часть 1 статьи 51, пункт 2 часть 3 статьи 55 ГрК РФ).
Частью 17 статьи 46 ГрК РФ предусмотрено, что орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления обращения физического или юридического лица осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1-16 настоящей статьи, не требуется.
Таким образом, в силу частей 1 и 2 статьи 49 ГрК РФ подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа, не обусловленной требованием о предоставлении заявителем каких-либо документов за исключением тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.
Утвержденная приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 10.05.2011 N 207 Форма плана градостроительного участка отражает лишь факт поступления обращения и не содержит никаких предписаний о представлении каких-либо иных документов, в том числе результатов общественного мнения жителей микрорайона по вопросу строительства объекта недвижимого имущества, что полностью согласуется с положениями пункта 1 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", запрещающего требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) информирование населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков осуществляется до принятия решений о предварительном согласовании места размещения объекта на земельном участке и предоставлении его в аренду.
Как установлено судами, Административный регламент предоставления муниципальной услуги по подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка на территории муниципального образования "город Ульяновск", утвержденный постановлением мэрии города Ульяновска от 19.10.2010 N 5554 в редакции как от 19.10.2010, так и от 29.11.2012, подобного условия для приостановления или отказа в предоставлении муниципальной услуги не содержит.
Таким образом, проверив и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, и установив, что соответствующая информация о строительстве магазина была опубликована в газете "Ульяновск сегодня" до предоставления земельного участка ИП Арбузовой К.Д. в аренду, общественное мнение жителей также было изучено в июле и ноябре 2010 года до предоставления земельного участка в аренду под строительство магазина, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что оспоренные действия комитета не соответствуют требованиям частей 1 и 2 статьи 44, части 17 статьи 46 ГрК РФ, частей 1 и 2 статьи 49 ГрК РФ, пункта 3 статьи 31 ЗК РФ и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Доводы заявителя жалобы об обратном, в том числе о необходимости учета мнения жителей, не опровергают выводы арбитражных судов первой и апелляционной инстанций и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 11.03.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2013 по делу N А72-12536/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Ю.В. Глазов |
Судьи |
И.Н. Афанасьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как установлено судами, Административный регламент предоставления муниципальной услуги по подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка на территории муниципального образования "город Ульяновск", утвержденный постановлением мэрии города Ульяновска от 19.10.2010 N 5554 в редакции как от 19.10.2010, так и от 29.11.2012, подобного условия для приостановления или отказа в предоставлении муниципальной услуги не содержит.
Таким образом, проверив и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, и установив, что соответствующая информация о строительстве магазина была опубликована в газете "Ульяновск сегодня" до предоставления земельного участка ИП Арбузовой К.Д. в аренду, общественное мнение жителей также было изучено в июле и ноябре 2010 года до предоставления земельного участка в аренду под строительство магазина, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что оспоренные действия комитета не соответствуют требованиям частей 1 и 2 статьи 44, части 17 статьи 46 ГрК РФ, частей 1 и 2 статьи 49 ГрК РФ, пункта 3 статьи 31 ЗК РФ и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 5 сентября 2013 г. N Ф06-7595/13 по делу N А72-12536/2012