Статьей 11 части первой НК РФ предусмотрено понятие "частный охранник", что позволяет судить о том, что работники, имеющие лицензию (право) на осуществление охранной деятельности, должны быть отнесены к индивидуальным предпринимателям.
Вместе с этим, законодательством предусмотрено, что оказание услуг в области охраны может производиться исключительно юридическими лицами, имеющими специальное разрешение органов внутренних дел. Работники же охраны привлекаются к выполнению работ на основе трудовых договоров с такими организациями, получая за это заработную плату.
Как объяснить такое противоречие действующего законодательства?
Действительно, в соответствии со статьей 11 Закона РФ от 11 марта 1992 года N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" оказание охранных услуг разрешается только предприятиям, специально утверждаемым для их выполнения, которые обязаны иметь соответствующую лицензию.
Руководителями охранного предприятия и персоналом этих предприятий должны быть получены индивидуальные лицензии.
При этом следует отметить, что физические лица, имеющие именную лицензию на право занятия охранной деятельностью, не могут самостоятельно осуществлять охранную деятельность и предоставлять услуги такого характера, так как это не предусмотрено Законом N 2487-1.
Что же касается статьи 11 части первой НК РФ, то согласно пункту 2 данной статьи частные охранники действительно приравнены к индивидуальным предпринимателям.
Но Налоговый кодекс регулирует отношения только в сфере налогообложения, и никак не может повлиять на принципы гражданского законодательства. Исходя из этого следует предположить, что приравнивание охранников к категории индивидуальных предпринимателей произведено только для каких-либо налоговых целей.
В частности, часть первая НК РФ требует отдельной регистрации охранников в налоговых органах, что определено статьей 83 части первой НК РФ. Заявление о постановке на учет охранников подается в налоговый орган по месту их жительства в течение 10 дней после выдачи им лицензии-свидетельства или иного документа, на основании которого осуществляется их деятельность. При этом постановка на учет в налоговом органе осуществляется вне зависимости от наличия обстоятельств, с которыми НК РФ связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога.
В свою очередь, органы, выдавшие лицензии охранникам, в соответствии с пунктом 2 статьи 85 части первой НК РФ обязаны сообщать налоговым органам о физических лицах, которым выданы либо у которых отозваны или прекратили действие лицензии.
Исходя из вышеизложенного можно предположить, что НК РФ ввел порядок регистрации физических лиц, обладающих лицензией на право осуществления охранной деятельности, но никак не изменил их гражданский статус.
А так как охранники не вправе осуществлять индивидуальную деятельность в сфере охраны, то фактически они могут работать только по трудовым или гражданско-правовым договорам, заключенными с работодателями. В первом случае отношения регулируются трудовым законодательством (КЗоТ РФ), во втором - гражданским законодательством (ГК РФ).
1 июля 2001 г.
"Консультант бухгалтера", N 7, июль 2001 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант бухгалтера"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24863 от 30.06.2006 г.
Издается с сентября 1993 г.
Адрес редакции: 107014, г. Москва, а/я 112
Телефоны редакции: (495) 963-19-26
Адрес электронной почты - zakaz@dis.ru
Адрес в Интернете - www.dis.ru