г. Казань |
|
12 сентября 2013 г. |
Дело N А72-11345/2012 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гатауллиной Л.Р.,
судей Гариповой Ф.Г., Егоровой М.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Барышский район", г. Барыш Ульяновской области,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 06.02.2013 (судья Семенова М.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2013 (председательствующий судья Семушкин В.С., судьи Попова Е.Г., Юдкин А.А.)
по делу N А72-11345/2012
по заявлениям администрации муниципального образования "Барышский район", г. Барыш Ульяновской области (ИНН 7304002563, ОГРН 1027300517089) и администрации муниципального образования "Барышское городское поселение" Барышского района Ульяновской области (ИНН 7306040451, ОГРН 1087306000814) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, г. Ульяновск, об оспаривании решения,
с участием в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "БарышТеплоСервис", г. Барыш Ульяновской области, Министерства энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области, г. Ульяновск, Управления финансов муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области, г. Барыш Ульяновской области,
УСТАНОВИЛ:
администрация муниципального образования "Барышский район" (далее - администрация района) обратилась в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным и отмене решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (далее - антимонопольный орган) от 19.10.2012 по делу N 8876/04-2012.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены общество с ограниченной ответственностью "БарышТеплоСервис" (далее - ООО "БарышТеплоСервис"), Министерство энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области, Управление финансов муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области.
Суд первой инстанции объединил настоящее дело с делом N А72-11344/2012, возбужденное по аналогичному заявлению администрации муниципального образования "Барышское городское поселение" (далее - администрация поселения).
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 06.02.2013 по делу N А72-11345/2012, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2013, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Администрация района обратилась в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит принятые судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как видно из материалов дела, решением от 19.10.2012 по делу N 8876/04-2012 антимонопольный орган признал действия администрации района и администрации поселения, выразившиеся в предоставлении ООО "БарышТеплоСервис" муниципальной преференции в виде субсидии в размере 60 792,5 тыс. руб. в целях реализации Программы "Подготовка объектов жилищно-коммунального хозяйства МО "Барышское городское поселение" к отопительному сезону периоду 2011-2012 г.г." без предварительного согласования с антимонопольным органом, нарушением пункта 7 части 1 статьи 15, статей 19, 20 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Указанным решением антимонопольный орган также признал действия администрации поселения и ООО "БарышТеплоСервис", выразившиеся в заключении соглашения от 24.08.2011 (дополнительное соглашение от 29.11.2011) о предоставлении субсидии ООО "БарышТеплоСервис" и приведшие к ограничению доступа хозяйствующих субъектов на товарный рынок, нарушением части 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.
Не согласившись с решением антимонопольного органа, администрации района и поселения обратились в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявленных требований.
Законом Ульяновской области от 29.11.2010 N 190-ЗО "Об областном бюджете Ульяновской области на 2011 год и на плановый период 2012 и 2012 годов" (далее - Закон N 190-ЗО) утверждено финансирование Областной целевой программы "Модернизация объектов теплоэнергетического комплекса Ульяновской области на 2009-2011 годы" (далее - Программа), в части финансирования МО "Барышский район" - в сумме 60 972,54 тыс. руб.
В соответствии с Программой в областном бюджете предусмотрены субсидии на финансирование мероприятий в муниципальных образованиях Ульяновской области, направленных на модернизацию систем коммунального теплоснабжения (техническое перевооружение котельных в городе Барыше) в сумме 60 972,52 тыс. руб.
Главным распорядителем средств являлось Министерство энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области (далее - Министерство).
В соответствии с Законом N 190-ЗО Министерство заключило Соглашение от 18.05.2011 N 29 (дополнительное Соглашение от 12.12.2011 N 1) с администрацией района о предоставлении в 2011 году субсидии на реализацию Программы в сумме 60 972,54 тыс. руб.
Министерство перечислило МО "Барышский район" субсидию на реализацию Программы в сумме 60 972,5 тыс. руб. по целевой статье (далее - ЦС) 522 20 02 Реализация мероприятий Программы, указанной в платёжных документах в соответствии с Законом N 190-30 и приказом Министерства финансов Российской Федерации N190н на основании Соглашения от 18.05.2011 N 23 и дополнительного Соглашения от 12.12.2011 N 1.
Решением Совета депутатов МО "Барышский район" от 18.05.2011 N 21-315-8, от 17.08.2011 N 37/331-36 "О внесении изменений в решение Совета депутатов МО "Барышский район" от 11.11.2010 N 73/202-20 "О бюджете муниципального образования "Барышский район" на 2011 год" в числе расходов бюджета предусмотрены субсидии бюджетам муниципальных образований Ульяновской области на реализацию мероприятий Программы в сумме 43 700 тыс. руб.
Администрация района объявила о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0168300001311000090 на право заключить муниципальный контракт на выполнение проектных и монтажных работ по техническому перевооружению (модернизации) систем теплоснабжения г. Барыша, а именно:
-котельной по ул. Луначарского;
-котельной "кв. Мира", ул. Красноармейская, 1а;
-котельной школы N 3, ул. Степана Разина, 6;
-котельной школы N 4, ул. Фабричной, 91;
-котельной ЦРБ, ул. Аптечная, 91;
-котельной Красная Горка, ул. Фабричная, 97/1;
-котельной МСО,
-котельной Редуктор, ул. Пионерская, 9,
-тепловых сетей от котельной Редуктор и котельной "кв. Мира" до котельной "кв. Советский".
Срок окончания выполнения работ 1 пускового комплекса - 01.09.2011.
Начальная (максимальная) цена контракта 75 150 000 руб., дата проведения аукциона - 20.06.2011.
На действия заказчика 26.05.2012 была подана жалоба в антимонопольный орган.
По результатам рассмотрения жалобы в действиях заказчика выявлено нарушение части 3.1 статьи 34, пункта 1 части 4 статьи 41.6, пункта 6.1 части 3 статьи 41.6 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ).
На основании решения от 02.06.2011 по делу N 7511/03-2011 выдано предписание N 41 об устранении допущенных нарушений путем аннулирования открытого аукциона в электронной форме N 0168300001311000090.
Во исполнение настоящего предписания 10.06.2011 администрация района разместила извещение об аннулировании аукциона в электронной форме N 0168300001311000090 на сайте www.zakupki.gov.ru.
Между Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельными отношениями МО "Барышский район" (далее - КУМИЗО) и ООО "БарышТеплоСервис" 20.09.2010 был заключен договор аренды N 286 о передаче объектов теплоснабжения г. Барыша, который был продлен на неопределенный срок (письмом Комитета от 19.10.2010 N 1138-А).
ООО "БарышТеплоСервис" с ООО "Ульяновскоблгаз" 24.06.2011 был заключен договор на выполнение подрядных работ N 865-002-06/1.
Согласно предмету указанного договора заказчик поручает, а подрядчик принимает обязательства по выполнению проектных и строительно-монтажных работ по техническому перевооружению (модернизации) систем теплоснабжения г. Барыша, в целях подготовки к отопительному сезону, которые поименованы выше.
Стоимость порученных работ составила 75 150 000 руб.
Управление финансов МО "Барышский район", на основании Соглашения от 18.08.2011 и дополнительного Соглашения от 22.12.2011 N 1, заключённых с МО "Барышское городское поселение", по ЦС 522 20 02 "Реализация мероприятий Программы, по виду расходов 020 "Софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации (объектов капитального строительства собственности муниципальных образований) перечислило МО "Барышское городское поселение" субсидии, полученные:
-из областного бюджета - на реализацию мероприятий Программы на 2011 год в сумме 60 972,51 тыс. руб.,
-из бюджета МО "Барышский район" - на реализацию ВЦП "Подготовка объектов жилищно-коммунального хозяйства МО "Барышский район" к отопительному зимнему периоду 2011-2012 годов" в сумме 500 тыс. руб.
Постановлением администрации поселения от 01.09.2011 N 145 утвержден порядок выделения и расходования субсидий, выделенных из бюджета МО "Барышское городское поселение" ООО "БарышТеплоСервис", на выполнение муниципальной целевой программы "Подготовка объектов жилищно-коммунального хозяйства МО "Барышское городское поселение" к отопительному зимнему сезону 2011-2012 г.г.".
Администрация поселения, получив субсидии на указанные цели, на основании постановления администрации поселения от 01.09.2011 N 145, выделила субсидию ООО "БарышТеплоСервис" на выполнение МЦП "Подготовка объектов жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования "Барышское городское поселение" к отопительному зимнему периоду 2011-2012 г.г.".
На основании решения Совета депутатов МО "Барышское городское поселение" от 18.11.2010 N 36/171-1 "Об утверждении бюджета муниципального образования "Барышское городское поселение" на 2011 год" и Соглашения между администрацией поселения и ООО "БарышТеплоСервис" от 24.08.2011 (дополнительное Соглашение от 29.11.2011), администрацией поселения предоставлена ООО "БарышТеплоСервис" муниципальная преференция в виде субсидии в размере 60 972 527,51 руб.
По соглашению от 24.08.2011 (с учетом дополнительного соглашения от 29.11.2011) администрация поселения перечислила на счет ООО "БарышТеплоСервис" субсидии, полученные: из областного бюджета на реализацию мероприятий Программы модернизации на 2011 год в сумме 60 972,51 тыс. руб., из бюджета МО "Барышский район" на реализацию целевой программы "Подготовка объектов жилищно-коммунального хозяйства МО "Барышский район" к отопительному зимнему периоду 2011-2012 годов" в сумме 500 тыс. руб., из бюджета МО "Барышское городское поселение" на реализацию муниципальной целевой программы "Подготовка объектов жилищно-коммунального хозяйства МО "Барышское городское поселение" к отопительному зимнему периоду 2011-2012 гг." в сумме 486 тыс. руб.
Согласно части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции государственные или муниципальные преференции предоставляются исключительно в целях, поименованных в данной норме, в том числе, в целях, определяемых другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации (пункт 14).
В пункте 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции указано, что под государственными или муниципальными преференциями понимается предоставление органами местного самоуправления отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.
В силу пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
ООО "БарышТеплоСервис", являясь лишь арендатором муниципального имущества по договору аренды от 20.09.2010 N 286 с Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельными отношениями МО "Барышский район", не было уполномочено осуществлять строительство объектов муниципальной собственности или какие-либо иные капитальные вложения в объекты теплоснабжения г. Барыша (реконструкцию и модернизацию мазутных котельных, строительство локальных котельных, реконструкцию и капитальный ремонт тепловых сетей).
Предоставление отдельному хозяйствующему субъекту преимущества, обеспечивающего более выгодные условия деятельности, в виде выплаты ему из бюджета денежных средств (субсидии) является преференцией.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции государственная или муниципальная преференция в целях, предусмотренных частью 1 этой статьи, предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, за исключением случаев, если такая преференция предоставляется на основании федерального закона, правового акта Президента Российской Федерации, правового акта Правительства Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджете, нормативных правовых актов органов местного самоуправления о бюджете, содержащих либо устанавливающих порядок определения размера государственной или муниципальной преференции и ее конкретного получателя.
Таким образом, не требуется предварительного письменного согласия антимонопольного органа при предоставлении муниципальной преференции на основании акта органа местного самоуправления о бюджете, содержащего или устанавливающего порядок определения размера государственной или муниципальной преференции и ее конкретного получателя.
Между тем решением Совета депутатов МО "Барышское городское поселение" от 18.11.2010 N 36/171-1 "Об утверждении бюджета муниципального образования "Барышское городское поселение" на 2011 год" не установлены порядок определения размера государственной или муниципальной преференции и ее конкретный получатель.
Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовым актами местной администрации.
Поскольку ООО "БарышТеплоСервис" в соответствии с указанной нормой не является получателем субсидий из государственного или муниципального бюджета, то при предоставлении ему преференции необходимо было получить предварительное письменное согласие антимонопольного органа.
Администрация района не провела открытый аукцион на право заключить муниципальный контракт с соблюдением требований Закона N 94-ФЗ, а перечислила субсидии для реализации мероприятий Программы модернизации и целевой программы "Подготовка объектов жилищно-коммунального хозяйства МО "Барышский район" к отопительному зимнему периоду 2011-2012 годов" в бюджет МО "Барышское городское поселение", что свидетельствует о намерении предоставить субсидию (финансовую помощь) конкретному хозяйствующему субъекту.
По общему правилу, установленному частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе (пункт 7), предоставлять государственные или муниципальные преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 "Предоставление государственных или муниципальных преференций" Закона о защите конкуренции.
Из материалов дела также следует, что 24.06.2011 между ООО "БарышТеплоСервис" и ООО "Ульяновскоблгаз" был заключен договор на выполнение подрядных работ N 865-002-06/1, согласно которому заказчик поручает, а подрядчик принимает обязательства по выполнению проектных и строительно-монтажных работ стоимостью 75 150 000 руб. по техническому перевооружению (модернизации) систем теплоснабжения г. Барыша в целях подготовки к отопительному сезону.
На основании договора займа от 27.06.2012 ООО "РИЦ" платежным поручением от 29.06.2011 N 900 перечислило за ООО "БарышТеплоСервис" на счет ООО "Ульяновскоблгаз" денежные средства в размере 4 500 000 руб. за выполнение подрядных работ по указанному договору на выполнение подрядных работ. Платежным поручением от 08.09.2011 N 601 ООО "БарышТеплоСервис" перечислило на счет ООО "Ульяновскоблгаз" предоплату за выполнение проектных и строительно-монтажных работ.
ООО "БарышТеплоСервис" 04.07.2011 заключило с ООО "Алтайэнергопроект" договор подряда N 04-11 на ремонт котлов ДКВр4-13ГМ. Окончательный расчет за ремонт котлов по этому договору ООО "БарышТеплоСервис" произвело 09.09.2011 платежным поручением N 606.
Следовательно, ООО "БарышТеплоСервис" оплатило работы по указанным договорам после перечисления 06.09.2011 субсидии в сумме 43 700 000 руб.
Акты выполненных работ на сумму 19 859 023 руб. составлены ООО "БарышТеплоСервис" в период с октября по декабрь 2012 года.
В соответствии с пунктом 4.2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом о теплоснабжении.
Согласно части 2 статьи 3 Закона N 94-ФЗ под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.
По общему правилу, установленному частью 2 статьи 10 Закона N 94-ФЗ, размещение заказа осуществляется путем проведения торгов.
Организация теплоснабжения на территории МО "Барышское городское поселение" относится к муниципальным нуждам, в связи с чем финансирование затрат на соответствующие услуги для муниципальных нужд должно осуществляться на основании контракта, заключенного по результатам торгов.
Согласно пункту 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами либо осуществление ими согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу, что процедура организации выполнения ремонтных работ систем теплоснабжения г. Барыша для муниципальных нужд и привлечения ООО "БарышТеплоСервис" для выполнения этих работ иных хозяйствующих субъектов не соответствует Закону N 94-ФЗ, ограничивает конкуренцию на рынке таких работ и создает преимущественные условия для деятельности отдельному хозяйствующему субъекту.
Действия администрации поселения и ООО "БарышТеплоСервис" по заключению соглашения 24.08.2011 и дополнительного соглашения от 29.11.2011, послужившие основанием для предоставления субсидии ООО "БарышТеплоСервис" с нарушением требований Закона N 94-ФЗ, подпадают под действие пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.
При таких обстоятельствах судами обоснованно отказано администрации района в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене решения антимонопольного органа от 19.10.2012 по делу N 8876/04-2012.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, отклоняются, поскольку были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку и направлены на переоценку исследованных судами обеих инстанций доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу, что судами первой и апелляционной инстанций установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана правовая оценка в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные отношения, требования процессуального закона соблюдены.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 06.02.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2013 по делу N А72-11345/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.Р. Гатауллина |
Судьи |
Ф.Г. Гарипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами либо осуществление ими согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу, что процедура организации выполнения ремонтных работ систем теплоснабжения г. Барыша для муниципальных нужд и привлечения ООО "БарышТеплоСервис" для выполнения этих работ иных хозяйствующих субъектов не соответствует Закону N 94-ФЗ, ограничивает конкуренцию на рынке таких работ и создает преимущественные условия для деятельности отдельному хозяйствующему субъекту.
Действия администрации поселения и ООО "БарышТеплоСервис" по заключению соглашения 24.08.2011 и дополнительного соглашения от 29.11.2011, послужившие основанием для предоставления субсидии ООО "БарышТеплоСервис" с нарушением требований Закона N 94-ФЗ, подпадают под действие пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 12 сентября 2013 г. N Ф06-7807/13 по делу N А72-11345/2012
Хронология рассмотрения дела:
12.09.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-7807/13
21.06.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-7272/13
19.04.2013 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-3672/13
06.02.2013 Решение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-11345/12