г. Казань |
|
26 сентября 2013 г. |
Дело N А65-29657/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 сентября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи. Фатхутдиновой А.Ф.,
судей Муравьева С.Ю., Альмашевой Г.Д.,
при участии представителя:
заявителя - ООО "Дайк" - Самигуллиной А.М., доверенность от 01.03.2013,
заинтересованного лица - Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан - Фатыховой Л.И., доверенность от 22.04.2013 N 16/2013-22,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.02.2013 (судья Г.Ф. Абульханова) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2013 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судьи Кувшинов В.Е., Попова Е.Г.)
по делу N А65-29657/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дайк", г. Казань (ОГРН 1021602837772) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан, г. Казань (ОГРН 1021603478533) о признании незаконным решения, обязании совершить определенные действия, третьи
лица: муниципальное учреждение "Управление архитектуры и градостроительства", г. Казань, Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани, г. Казань, муниципальное казенное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани", г. Казань,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Дайк" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным решения Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан (далее - ответчик) от 03.10.2012 N 1600/501/12-150902 и об обязании провести государственный кадастровый учет изменений на земельный участок, расположенный по ул. Односторонка Ноксинская, д. 1 г. Казани, кадастровый номер 16:50:250704:27, и указании разрешенного использования земельного участка "Административные офисы и гаражи".
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.02.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2013, заявленные требования удовлетворены частично. Признано незаконным решение Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан от 03.10.2012 N 1600/501/12-150902. На Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Дайк". В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.02.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2013 просит как принятые с нарушением норм материального и процессуального права отменить, вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ООО "Дайк".
В судебном заседании представитель Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан доводы кассационной жалобы поддержал, а представитель общества, считая их несостоятельными, просил обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судами общество с ограниченной ответственностью "Дайк" по договору купли-продажи от 24.04.2000 приобрело в собственность объект незавершенного строительства по ул.Сибирский Тракт - Ноксинская, 1, а именно: двухэтажное кирпичное строение с перекрытием второго этажа, назначение административное здание; одноэтажное кирпичное строение с выполненной кровлей и установленными утепленными воротами, назначение - гараж из пяти боксов; трансформаторная подстанция (возведены кирпичные стены).
29.06.2001 строительство приобретенного заявителем объекта завершено, что подтверждается Актом государственной приемочной комиссии о приеме в эксплуатацию законченного строительством объекта.
Постановлением главы администрации г. Казани от 19.08.2002 N 1284 ООО "Дайк" предоставлен в собственность земельный участок на территории, занимаемой зданиями и сооружениями по ул. Односторонне-Ноксинская, д. 1, на основании которого заявителем получено свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок общей площадью 3160 кв. м кадастровый N 16:50:25 07 04:0027 от 26.11.2002 серии 16 АА N1563147.
05.12.2007 заявителем получено свидетельство серии 16-АА N 543160 о государственной регистрации права собственности, в котором дополнительно указывается разрешенное использование земельного участка - под незавершенное строительством административное здание и гараж.
ООО "Дайк" 07.06.2012 обратилось в адрес МУ "Управление архитектуры и градостроительства ИКМО г. Казани" с письмом, в котором просило внести изменения в части разрешенного вида использования земельного участка на вид использования "административное здание и нежилые помещения" на основании документов, свидетельствующих о завершении строительства объекта.
08.06.2012 заявитель обратился к ответчику с заявлением о государственном учете изменений объекта недвижимости, с приложением Акта государственной приемочной комиссии о приеме в эксплуатацию законченного строительством объекта.
Решением от 03.10.2012 N 1600/501/12-150902 ответчик отказал в учете изменений объекта недвижимости.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения общества в суд с настоящим заявлением.
Суды двух инстанций, признавая незаконным оспариваемое решение ФБУ "Кадастровая палата" по Республике Татарстан, исходили из того, что у учреждения отсутствовали основания для отказа в учете изменений объекта недвижимости, поскольку все необходимые документы для внесения изменений в кадастровый учет у ФБУ "Кадастровая палата" по Республике Татарстан имеются.
При этом суды руководствовались следующим.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности урегулированы нормами Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.07 "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221 -ФЗ).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Федерального закона N 221-ФЗ сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 22 названного Закона при кадастровом учете земельного участка в связи с изменением указанных в пункте 14 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (вида разрешенного использования) необходимыми для кадастрового учета документами является копия документа, подтверждающего, в соответствии с федеральным законом, установленное разрешенное использование земельного участка.
В силу пункта 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития Российской Федерации N 42 от 04.02.10 сведения о видах разрешенного использования земельного участка в реестр вносятся на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления.
Статьей 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, введенного в действие Федеральным законом от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", предусмотрено, что правила застройки и землепользования должны включать в себя порядок применения этих правил и внесения в них изменений, карту градостроительного зонирования и градостроительные регламенты, а также положение об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами.
В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Как установлено судом, на территории г. Казани действует Градостроительный устав, утвержденный решением Казанского Совета народных депутатов от 22.04.2004 N 51-19 "О Градостроительном уставе Казани", содержащий "Основы градостроительной деятельности" и "Правила застройки и землепользования", которые приняты и утверждены представительным органом муниципального образования г. Казани до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации, которые должны быть приведены в соответствие с Градостроительным кодексом Российской Федерации до 31.12.2012.
Согласно п. 9 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
По правилам части 2 и части 6 статьи 30, п. 8 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, Правила землепользования и застройки - это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и включает в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты.
Правилами землепользования и застройки Градостроительного Устава г. Казани, земельный участок по ул. Односторонка Ноксинская, д. 1, кадастровый номер 16:50:250704:27, отнесен к зоне ДЗ (зона специального назначения), что также подтверждается письмом МУ "Управление архитектуры и градостроительства ИК м.о. г. Казани" исх.N 23-12-7992 от 20.07.2012.
В силу статьи 60 Правил землепользования и застройки Градостроительного Устава г. Казани, к условно разрешенным видам использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в зоне ДЗ относятся: объекты правоохранительных и пенитенциарных органов; объекты военной инфраструктуры; промышленные объекты и производства; объекты общественного питания; объекты бытового обслуживания; прачечные, химчистки; бани, сауны общественные; здания помещения) редакционных и издательских организаций, оказывающих информационные услуги; административные офисы; здания (помещения) финансовых организаций; культовые объекты; объекты культуры и искусства; объекты спорта; объекты образования и науки; объекты технического обслуживания, ремонта и мойки транспортных средств, машин и оборудования; специализированные торговые объекты по продаже автомобилей; объекты социального обслуживания; объекты скорой медицинской помощи и переливания крови; объекты здравоохранения: поликлиники, больницы, госпитали; объекты охраны материнства и детства: родильные дома; аптечные учреждения; объекты ветеринарного сервиса; объекты гостиничного сервиса (средства размещения); многоквартирные жилые дома; объекты специализированного жилищного фонда; паркинги; гаражи; туалеты общественные; места погребения; объекты благоустройства; ограждения; места захоронения животных; озелененные территории; нестационарные торговые объекты, размещаемые в соответствии с Федеральным законом "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и муниципальными правовыми актами, регулирующими порядок размещения таких объектов.
Указанным перечнем вид условно разрешенного вида использования "под незавершенное строительством административное здание и гараж" не предусмотрен, а в соответствии с пунктом 2 статьи 29 Правил землепользования и застройки Градостроительного Устава г. Казани, виды использования земельных участков и объектов капитального строительства, отсутствующие в списках разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в качестве основных, условно разрешенных и (или) вспомогательных, являются неразрешенными для соответствующей территориальной зоны.
Согласно Правилам землепользования и застройки (часть II Градостроительного устава г. Казани) виды разрешенного использования земельных участков - это установленные настоящими Правилами варианты использования земельных участков, связанные с возведением объектов капитального строительства и установлением некапитальных объектов, а также варианты использования зданий, строений, сооружений, определяющие особенности их эксплуатации.
Из постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" следует, что под этапом строительства понимается строительство одного из объектов капитального строительства, строительство которого планируется осуществить на одном земельном участке, если такой объект может быть введен в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно, то есть независимо от строительства иных объектов капитального строительства на этом земельном участке, а также строительство части объекта капитального строительства, которая может быть введена в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно, то есть независимо от строительства иных частей этого объекта капитального строительства.
Учитывая факт использования в рассматриваемый период спорного земельного участка в целях эксплуатации законченного строительством объекта недвижимости и учитывая, что целевое использование спорного земельного участка изменилось, коллегия считает, что в данном случае суды обоснованно признали отказ учреждения во внесении изменений в сведения о видах использования земельного участка противоречащим нормам земельного и градостроительного законодательства, нарушающим права и охраняемые законом интересы юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Данный вывод судов не противоречит правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.11.2012 N 7943/2012.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения или действия (бездействия) незаконным являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, действием или бездействием гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Нормы материального и процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.02.2013 постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2013 по делу N А65-29657/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.Ф. Фатхутдинова |
Судьи |
С.Ю. Муравьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Учитывая факт использования в рассматриваемый период спорного земельного участка в целях эксплуатации законченного строительством объекта недвижимости и учитывая, что целевое использование спорного земельного участка изменилось, коллегия считает, что в данном случае суды обоснованно признали отказ учреждения во внесении изменений в сведения о видах использования земельного участка противоречащим нормам земельного и градостроительного законодательства, нарушающим права и охраняемые законом интересы юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Данный вывод судов не противоречит правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.11.2012 N 7943/2012.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения или действия (бездействия) незаконным являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, действием или бездействием гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 26 сентября 2013 г. N Ф06-7843/13 по делу N А65-29657/2012