г. Казань |
|
08 октября 2013 г. |
Дело N А72-106/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 октября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гатауллиной Л.Р.,
судей Егоровой М.В., Логинова О.В.,
при участии представителей:
заявителей: Ульяновской областной общественной организации охотников и рыболовов - Тихоновой Е.Н. (доверенность от 09.01.2013), Слободенюк В.Б. (доверенность от 11.02.2013), Федорова А.Н. (выписка из протокола от 24.09.2013); Министерства лесного хозяйства, природопользовании и экологии Ульяновской области Тимохина И.Н. (доверенность от 18.01.2013),
ответчика - Степановой М.С. (доверенность от 08.11.2012), Лачкиной Е.А. (доверенность от 05.02.2013)
третьего лица: Правительства Ульяновской области - Кузнецовой Н.Г. по доверенности от 24.12.2012,
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ульяновской областной общественной организации охотников и рыболовов и Министерства лесного хозяйства, природопользовании и экологии Ульяновской области
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2013 (председательствующий судья Филиппова Е.Г., судьи Захарова Е.И., Кувшинов В.Е.)
по делу N А72-106/2013
по заявлениям Министерства лесного хозяйства, природопользовании и экологии Ульяновской области, г. Ульяновск и Ульяновской областной общественной организации охотников и рыболовов, г. Ульяновск к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, г. Ульяновск о признании незаконными решений, предписаний, с участием заинтересованных лиц: Ульяновского областного отделения общественной организации "Всероссийское общество охраны природы", г. Ульяновск, Правительства Ульяновской области, г. Ульяновск, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области, г. Ульяновск, с участием прокурора Ульяновской области, г. Ульяновск,
УСТАНОВИЛ:
Министерство лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области (далее - Министерство, первый заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением, учетом уточнения заявленных требований, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании решения комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (далее - УФАС России по Ульяновской области, антимонопольный орган, ответчик) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства от 03.12.2012 (в полном объёме изготовлено 17.12.2012) по делу N 9244/04-2012 незаконным в части: 1) признания действий министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области и Ульяновской областной общественной организации Российской Ассоциации общественных объединений охотников и рыболовов, выразившихся в заключении охотхозяйственного соглашения от 06 июня 2012 года N 11/12 без проведения публичных процедур, что повлекло недопущение, устранение конкуренции, нарушением пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции); 2) выдачи министерству и обществу предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства; 3) передачи материалов дела уполномоченному должностному лицу УФАС России по Ульяновской области для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях; а также о признании незаконным предписания УФАС России по Ульяновской области от 17.12.2012 N 109.
Ульяновская областная общественная организация Российской Ассоциации общественных объединений охотников и рыболовов (далее - общественная организация, второй заявитель) обратилась в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании решения УФАС России по Ульяновской области от 03.12.2012 (в полном объёме изготовлено 17.12.2012) по делу N 9244/04-2012 незаконным, о признании предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства от 17.12.2012 N 110 незаконным.
Министерство и общественная организация обратились в Арбитражный суд Ульяновской области с совместным заявлением к УФАС России по Ульяновской области о признании недействительными решений от 29.12.2012 по делам N 9323/04-2012, 9324/04-2012, 9325/04-2012, 9326/04-2012, 9327/04-2012, 9328/04-2012, 9329/04-2012, 9330/04-2012, 9331/04-2012, 9332/04-2012, 9333/04-2012, 9334/04-2012, 9336/04-2012, 9337/04-2012, 9338/04-2012 (далее - решения) по признакам нарушения части 4 статьи 16 Закона защите конкуренции; о признании недействительными предписаний от 29.12.2012 N 129, 130, 131, 132, 133, 134, 135, 136, 137, 138, 139, 140, 141, 142, 143, 144, 145, 146, 147, 148, 149, 150, 151, 152, 155, 156, 157, 158, 159, 160 (далее - предписания).
Арбитражные дела по указанным выше заявлениям объединены судом в одно производство для совместного рассмотрения.
В связи с изменениями, внесенными в учредительные документы, Ульяновская областная общественная организация Российской Ассоциации общественных объединений охотников и рыболовов заменена при производстве по делу своим процессуальным правопреемником - Ульяновской областной общественной организацией охотников и рыболовов (далее - организация, второй заявитель).
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Ульяновское областное отделение общественной организации "Всероссийское общество охраны природы", Правительство Ульяновской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области, а также прокурор Ульяновской области.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 06.05.2013 заявления Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области и Ульяновской областной общественной организации охотников и рыболовов удовлетворены, решения комиссии УФАС России по Ульяновской области по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства от 17.12.2012 N 9244/04-2012, от 29.12.2012, N 9323/04-2012, 9324/04-2012, 9325/04-2012, 9326/04-2012, 9327/04-2012, 9328/04-2012, 9329/04-2012, 9330/04-2012, 9331/04-2012, 9332/04-2012, 9333/04-2012, 9334/04-2012, 9336/04-2012, 9337/04-2012, 9338/04-2012 признаны не соответствующими Закону о защите конкуренции и Федеральному закону от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ) и отменены.
Предписания комиссии УФАС России по Ульяновской области по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства признаны несоответствующими Закону о защите конкуренции и Федеральному закону N 209-ФЗ и отменены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2013 решение Арбитражного суда Ульяновской области от 06.05.2013 отменено. По делу принят новый судебный акт, которым в удовлетворении заявлений Министерства и Ульяновской областной общественной организации Российской Ассоциации общественных объединений охотников и рыболовов отказано.
Заявители не согласились с вышеуказанным постановлением и обратились с кассационными жалобами, в которых просят отменить постановления апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Ответчик отклонил доводы кассационной жалобы по основаниям указанным в отзыве и просит оставить постановление апелляционной инстанции без изменения.
Третьи лица поддержали доводы кассационной жалобы.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационных жалоб, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для его отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в соответствии с постановлением главы администрации Ульяновской области от 29.04.2002 N 44 "О предоставлении заявленных территорий и акваторий, необходимых для осуществления пользования охотничьими животными" с учетом изменений, внесенных постановлением N 64 от 30.05.2002 общественной организации (второму заявителю) сроком на 10 лет в 18 районах Ульяновской области были предоставлены территории и акватории, необходимые для осуществления пользования охотничьими животными, в границах и площадях согласно приложению к постановлению.
Впоследствии на основании данного постановления с общественной организацией (вторым заявителем) заключены договоры о предоставлении в долгосрочное пользование территорий и акваторий для осуществления пользования охотничьими животными на территории Ульяновской области на срок 10 лет и организации выданы долгосрочные лицензии от 02.07.2002 на пользование объектами животного мира сроком действия до 02.07.2012.
Общественная организация (второй заявитель) 03.05.2011 впервые обратилась в министерство (первый заявитель) с письменным заявлением, выражающим просьбу заключить охотхозяйственные соглашения на предоставленные организации охотхозяйства.
Позднее, 30.03.2012 и 06.06.2012, организация обратилась в министерство с уточненными заявлениями, приложив к ним документы о согласовании и подписании охотхозяйственных соглашений на предполагаемый срок 49 лет на Павловское, Новомалыклинское, Вешкаймское, Карсунское, Тереньгульское, Инзенское, Сенгилеевское, Майнское, Старомайнское, Кузоватовское, Чердаклинское, Сурское, Мелекесское, Ба-рышское, Николаевское, Новоспасское, Радищевское охотничьи угодья.
На основании указанных заявлений министерством (первым заявителем) с общественной организацией (вторым заявителем) 16.05.2012, 06.06.2012 и 27.06.2012 заключены охотхозяйственные соглашения на 49 лет, по которым общественной организации предоставлены в аренду лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий, соответствующих тем, которые были предоставлены обществу постановлением главы администрации Ульяновской области от 29.04.2002 N 44.
Оспариваемыми по настоящему делу решениями комиссии УФАС России по Ульяновской области по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства действия министерства и общественной организации, выразившиеся в заключении охотхозяйственных соглашений без проведения публичных процедур, что повлекло недопущение, устранение конкуренции, признаны нарушением пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции; министерству и организации выданы оспариваемые по настоящему делу предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем отмены или внесения соответствующих закону изменений в охотхозяйственные соглашения.
Заявители не согласились с решениями и предписаниями антимонопольного органа и обратились в суд.
Суд первой инстанции, полагая, что указанными выше нормами статьи 71 Федерального закона N 209-ФЗ введено специальное правовое регулирование в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром до дня вступления в силу Федерального закона N 209-ФЗ, пришел к выводу, что у заявителей имеется право заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений на срок, превышающий срок действия долгосрочных лицензий.
В связи с изложенным суд первой инстанции оспариваемые решения и предписания УФАС России по Ульяновской области признал не соответствующими Закону о защите конкуренции и Федерального закона N 209-ФЗ и отменил их.
Суд апелляционной инстанции, не согласившись с выводами суда первой инстанции, отменил решения суда и отказал заявителям в удовлетворении заявленных требований при этом правомерно исходил из следующего
В соответствии со статьей 27 Федерального закона N 209-ФЗ предоставление права пользования объектами животного мира осуществляется на основании охотхозяйственных соглашений, заключаемых по итогам проведения аукциона.
По охотхозяйственному соглашению орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязуется по результатам аукциона предоставить юридическому лицу в аренду на срок, равный сроку действия соглашения, земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий (часть 2 статьи 27 Федерального закона N 209-ФЗ).
Часть 1 статьи 71 Федерального закона N 209-ФЗ предусмотрела для лиц, имеющих не истекшие сроком действия лицензии, выданные до дня вступления в силу настоящего закона (до 01.04.2010), право пользования охотничьими ресурсами до истечения срока действия указанных лицензий, а часть 3 статьи 71 Федерального закона N 209-ФЗ - право таких лиц заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении их в пользование.
Таким образом, новым законом лицам, имеющим лицензии на момент вступления закона в силу, предоставлено право не переоформлять документально сложившиеся правоотношения, или переоформить их в льготном порядке, без аукциона, поскольку новый Закон не имеет обратной силы.
Вместе с тем, изложенное не означает, что при заключении охотхозяйственного соглашения указанными лицами они могут выйти за пределы сроков ранее выданных лицензий и соглашений, поскольку иное не соответствует смыслу введения в Федеральный закон N 209-ФЗ общего правила статьи 27 о заключении охотхозяйственных соглашений на аукционах.
Судами установлено, что срок действия долгосрочных лицензий, выданных общественной организации согласно постановлению Главы администрации Ульяновской области от 20.04.2002 N 44, сроком действия на 10 лет, с 02.07.2002 по 02.07.20012, соответственно закончился 02.07.20012, то есть на период (49 лет, начиная с 02.07.20012) у общественной организации отсутствует право пользования охотничьими ресурсами на территориях, указанных в лицензиях согласно постановлению главы администрации Ульяновской области от 20.04.2002 N 44. Соответственно, отсутствует у министерства и корреспондирующее право заключения охотхозяйственных соглашений на пользование охотничьими ресурсами на данных территориях без проведения аукционов.
Подача заявлений о заключении охотхозяйственного соглашения за месяц до истечения срока действия обеих лицензий не может расцениваться как дающая основания для дальнейшего пользования охотничьими ресурсами в период после истечения срока действия лицензий. При этом довод общественной организации о заключении договора о предоставлении в долгосрочное пользование территорий от 05.12.2003, который, по мнению общественной организации, фактически должен был истечь 05.12.2013 правомерно отклонен судом апелляционной инстанции, поскольку наличие такого договора не свидетельствует о праве пользования охотничьими угодьями за пределами срока действия долгосрочных лицензий.
Проведение аукционов, в свою очередь, имеет целью обеспечение конкуренции в среде пользования охотничьими ресурсами, что соответствует статье 29 Федерального закона N 209-ФЗ, определяющей антимонопольные требования, в том числе запрет или в установленном порядке признание неправомочными действий органов государственной власти, а также юридических лиц и граждан, направленных на ограничение вопреки условиям конкурсов доступа к участию в них всех желающих приобрести право на пользование животным миром.
Как указывалось ранее, пункт 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещает соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Таким образом, суд апелляционной инстанции правомерно пришел к выводу, что заключив охотхозяйственные соглашения на срок 49 лет, то есть до 2061 года, Министерство, как орган исполнительной власти и общественная организация, как хозяйствующий субъект нарушили норму статьи 29 Федерального закона N 209-ФЗ и статью 16 Закона о защите конкуренции.
Кроме того, суд апелляционной инстанции также обоснованно указал на нарушения судом первой инстанции нормы части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
В кассационной жалобе заявителей не содержится новых доводов. Доводы, которые в ней изложены, были предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Доводы заявителей не опровергают сделанных судом предыдущей инстанции выводов и не могут являться основанием для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах и правильном применении судом апелляционной инстанции норм материального права, полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, постановление апелляционной инстанции по настоящему делу является законным и обоснованным.
Правовых оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2013 по делу N А72-106/2013 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Возвратить Ульяновской областной общественной организации охотников и рыболовов, г. Ульяновск (ИНН 7303004166) из федерального бюджета излишне уплаченную за рассмотрение кассационной жалобы государственную пошлину в размере 1000 (одна тысяча) руб., перечисленную по платежному поручению от 26.07.2012 N 212.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия
Председательствующий судья |
Л.Р. Гатауллина |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как указывалось ранее, пункт 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещает соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Таким образом, суд апелляционной инстанции правомерно пришел к выводу, что заключив охотхозяйственные соглашения на срок 49 лет, то есть до 2061 года, Министерство, как орган исполнительной власти и общественная организация, как хозяйствующий субъект нарушили норму статьи 29 Федерального закона N 209-ФЗ и статью 16 Закона о защите конкуренции."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 8 октября 2013 г. N Ф06-8166/13 по делу N А72-106/2013
Хронология рассмотрения дела:
16.10.2014 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-15516/13
25.04.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-5479/13
19.03.2014 Определение Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-5357/13
18.02.2014 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-9997/13
30.01.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-19704/13
17.01.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-19704/13
15.01.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-19704/13
09.01.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-19704/13
08.10.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-8166/13
17.07.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-9997/13
06.05.2013 Решение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-106/13