г. Казань |
|
17 октября 2013 г. |
Дело N А57-1496/2013 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Абдулвагапова Р.Г.,
судей Хабибуллина Л.Ф., Мухаметшина Р.Р.,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
ответчиков - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Научно-производственная компания "Катрен"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 07.05.2013 (судья Кулапов Д.С.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2013 (председательствующий судья Веряскина С.Г., судьи: Александрова Л.Б., Луговской Н.В.)
по делу N А57-1496/2013
по заявлению закрытого акционерного общества "Научно-производственная компания "Катрен" (ОГРН 1025403638875, ИНН 5408130693) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области, Министерству здравоохранения по Саратовской области, г. Саратов о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Научно-производственная компания "Катрен" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (далее - антимонопольный орган, управление) от 12.11.2012 по делу N 277-12/гз о признании необоснованной жалобы общества.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 07.05.2013 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2013 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит отменить состоявшиеся судебные акты, мотивируя неправильным применением судами норм материального права.
Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
На официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru, а также на сайте оператора электронной площадки www.sberbank-ast.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" заказчиком (Министерством здравоохранения Саратовской области, далее - министерство) размещено извещение о проведении открытого аукциона и документация об аукционе.
В антимонопольный орган поступила жалоба общества с указанием на то, что документация об аукционе заказчика содержит положения, ограничивающие количество участников размещения заказа, поскольку в один лот объединены поставка и отпуск лекарственных средств.
Решением управления от 12.11.2012 жалоба общества на действия заказчика при проведении открытого аукциона в электронной форме N 0160200005712000757 признана необоснованной.
Не согласившись с решением управления, общество обратилось в арбитражный суд.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд регулируются Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов, Закон).
Частью 1 статьи 10 Закона о размещении заказов установлено, что размещение заказа может осуществляться: путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 34 Закона документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.
Документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, в том числе к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Из положений частей 2.1, 3 статьи 10, части 2 статьи 22, части 2 статьи 34, части 1 статьи 41.6, статье 43 Закона о размещении заказов следует, что заказчики, уполномоченные органы вправе самостоятельно принимать решение о способе размещения заказа, с предоставленным правом формирования лотов, определять содержание предмета контракта, предъявлять к нему требования в соответствии с собственными потребностями, определять объемы и достаточность критериев его индивидуализации.
Согласно части 3.1 статьи 34 части 1 статьи 41.6 Закона запрещается устанавливать требования в документации об аукционе, которые могут привести к ограничению количества участников.
Статьей 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) также установлено, что при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции; при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, а также запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
Как правильно отмечено судами, что целью проведения торгов послужило исполнение Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Закон о государственной социальной помощи).
Закон о государственной социальной помощи устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
В соответствии со статьей 4.1 указанного закона, государственная помощь в виде набора социальных услуг осуществляется на уровне субъектов Российской Федерации, и предусматривает: организацию размещения заказов на поставки лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов; заключение по итогам размещения государственных заказов на поставки лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов соответствующих государственных контрактов; организацию обеспечения населения лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.
Пунктом 1 части 1 статьи 6.2 вышеназванного закона в состав предоставляемого отдельным категориям граждан набора социальных услуг включено обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения.
Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Данные средства носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели (части 2-5 статьи 4.1. Закона о государственной социальной помощи). Органы субъектов Российской Федерации вправе самостоятельно определять систему организации лекарственного обеспечения лиц, имеющих право на получение набора социальных услуг, так как указанным законом не установлен конкретный порядок. При этом приобретение лечебных средств, изделий медицинского назначения и специальных продуктов лечебного питания должно осуществляться посредством проведения размещения государственных заказов на поставку указанной продукции с дальнейшим заключением по итогам размещения соответствующих государственных контрактов. Следовательно, уполномоченные органы субъектов Российской Федерации должны руководствоваться нормами Закона о размещении заказов.
Судами установлено, что источником финансирования государственного контракта являются средства областного бюджета 2012 года, выделенные министерству на бесплатное лекарственное обеспечение как на услугу.
Согласно пункту 1.2.1. части III "Техническая часть" аукционной документации предметом государственного контракта является обеспечение (поставка с последующим отпуском через аптечные учреждения) сахароснижающими лекарственными средствами больных сахарным диабетом в рамках реализации долгосрочной областной целевой программы "Предупреждение и борьба с социально-значимыми заболеваниями на 2012-2014 годы", подпрограмма "Сахарный диабет", пункт 1. "Обеспечение сахароснижающими лекарственными средствами (современными препаратами инсулина и таблетированными сахароснижающими препаратами)".
Целью размещения заказа торгов является своевременное обеспечение граждан лекарственными препаратами на территории Саратовской области в 2012 году в рамках реализации долгосрочной областной целевой программы "Предупреждение и борьба с социально-значимыми заболеваниями на 2012-2014 годы".
Таким образом, министерством размещен заказ одновременно на поставку, хранение лекарственных средств и оказание услуг по осуществлению бесплатного отпуска лекарственных средств.
При этом поставка лекарственных средств, их хранение и отпуск не разделены на отдельные лоты, поскольку объединение указанных видов деятельности в один лот является технологически и функционально взаимосвязанными исходя из особенностей предмета заказа - обеспечение граждан с социально-значимыми заболеваниями лекарственными препаратами (а не поставка конкретных лекарственных средств). Этими же обстоятельствами обусловлено требование документации о наличии у участника размещения заказа лицензии на фармацевтическую деятельность.
В рассматриваемом случае законодательство не ограничивает возможность заказчика объединить в один лот такие виды деятельности, как поставка и отпуск препаратов через аптеки ввиду того, что данные виды деятельности являются комплексным предметом аукциона, связанным по значимым критериям.
Суды, учитывая требования Закона о государственной социальной помощи по организации лекарственного обеспечения лиц, имеющих право на получение набора социальных услуг, в том числе об оперативности проведения аукционных мероприятий по закупу товаров и обеспечению ими льготников, пришли к правильному выводу о том, что министерство вправе было определить предмет аукциона как оказание социальной услуги в виде обеспечения лекарственными средствами, самостоятельно определять лоты по предмету торгов.
Как следует из материалов дела, заказчик определил предмет аукциона - обеспечение (поставка с последующим отпуском через аптечные учреждения) сахароснижающими лекарственными средствами больных сахарным диабетом в рамках реализации долгосрочной областной целевой программы "Предупреждение и борьба с социально-значимыми заболеваниями на 2012-2014 годы" по подпрограмме "Сахарный диабет", пункт 1 "Обеспечение сахароснижающими лекарственными средствами (современными препаратами инсулина и таблетированными сахароснижающими препаратами)" в целях достижения своевременного обеспечения граждан лекарственными препаратами на территории Саратовской области в 2012 году.
Поэтому суды пришли к правильному выводу о том, что предметом оспариваемого аукциона явилась не поставка медицинских препаратов, а оказание комплекса социальных услуг по обеспечению лекарственными средствами, что характерно для договора оказания услуг и соответствует требованиям статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Объединение технологически и функционально взаимосвязанных между собой услуг в один лот имеет целью не только обеспечение их своевременного и качественного выполнения, но и рациональное расходование бюджетных средств во исполнение части 1 статьи 1 Закона о размещении заказов.
В свою очередь, осуществление целого ряда социальных услуг для обеспечения граждан с социально-значимыми заболеваниями лекарственными препаратами в рамках одного лота не противоречит требованиям части 3.1 статьи 34, части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
Указанные выше обстоятельства опровергают доводы общества о технологической и функциональной несвязанности поставки и отпуска лекарственных средств для обеспечения граждан с социально-значимыми заболеваниями лекарственными препаратами.
Как правильно установлено судами, аукционная документация не содержала каких-либо специальных требований к потенциальным участникам размещения заказа, кроме тех, исполнение которых требовалось исходя из целей Закона о государственной социальной помощи и в соответствии с требованиями законодательства по обороту лекарственных средств.
В извещении о проведении аукциона не содержится требований, ограничивающих количество участников размещения заказа, равно как и не включены товары, услуги технологически и функционально не связанные с предметом контракта.
При таких обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу о том, что действия заказчика (министерства) при проведении открытого аукциона в электронной форме N 0160200005712000757 не противоречат положениям Закона о размещении заказов и Закона о защите конкуренции, в связи с чем у антимонопольного органа не имелось законных оснований для признания жалобы общества обоснованной.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции рассмотрены и отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права, а сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств. Судебная коллегия считает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены. Переоценка фактических обстоятельств в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции. Поэтому оснований для удовлетворения жалобы и отмены принятых по делу судебных актов у судебной коллегии не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 07.05.2013 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2013 по делу N А57-1496/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Научно-производственная компания "Катрен" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Р.Г. Абдулвагапов |
Судьи |
Л.Ф. Хабибуллин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 17 октября 2013 г. N Ф06-8566/13 по делу N А57-1496/2013