Требование: о признании незаконным акта органа власти в отношении земельного участка
Вывод суда: решение суда апелляционной истанции отменено
г. Казань |
|
22 октября 2013 г. |
Дело N А55-8656/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 октября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ананьева Р.В.,
судей Муравьева С.Ю., Хайруллиной Ф.В.,
при участии представителя:
заявителя - Фролова С.Г., доверенность от 26.08.2013 N 03,
в отсутствие:
главы городского округа Самара - извещен надлежащим образом,
администрации городского округа Самара - извещена надлежащим образом,
Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара - извещен надлежащим образом,
третьи лица - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Версаль", г. Самара,
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2013 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Бажан П.В., Кузнецов В.В.)
А55-8656/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Версаль", г. Самара (ИНН 6319707934, ОГРН 1086319014165) к главе городского округа Самара, г. Самара, администрации городского округа Самара, г. Самара, Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара, о признании незаконным решения и понуждении, с участием третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "Адмирал", г. Самара; Департамента управления имуществом городского округа Самара, г. Самара; муниципального предприятия городского округа Самара "Спецкомбинат ритуальных услуг", г. Самара (ИНН 6311026193, ОГРН 1026300530508),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Версаль" (далее - ООО "Версаль", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области к главе городского округа Самара, администрации городского округа Самара (далее - администрация), Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара (далее - Департамент) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным решения главы городского округа Самара, выраженного в письме от 12.12.2011 N 01/15-1414 об отказе в организации работ по выбору земельного участка по ул. Ново-Вокзальная рядом с домом N 28 в Промышленном районе г. Самара, для строительства клуба многоцелевого и специализированного назначения и понуждении устранить допущенные нарушения.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 26.06.2012, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2012, требования удовлетворены частично. Признано незаконным решение главы городского округа Самара, выраженное в письме от 12.12.2011 N 01/15-1414 об отказе ООО "Версаль" в организации работ по выбору земельного участка для строительства клуба многоцелевого и специализированного назначения на основании заявления от 21.04.2010 N 11170. Суд обязал главу городского округа Самара и Департамент по вступлению настоящего решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и интересов ООО "Версаль" путем обеспечения процедуры выбора земельного участка в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и главой 4 Положения о порядке предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в муниципальной собственности городского округа Самара, за плату, утвержденного решением Думы городского округа Самара от 23.04.2009 N 732. В удовлетворении требований к администрации отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 04.12.2012 указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 11.04.2013 заявленные требования удовлетворены частично. Признано незаконным решение главы городского округа Самара, выраженное в письме от 12.12.2011 N 01/15-1414 об отказе ООО "Версаль" в организации работ по выбору земельного участка на основании заявления от 21.04.2010 N 11170, на главу городского округа Самара и Департамент возложены обязанности по вступлению настоящего решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и интересов ООО "Версаль" путем обеспечения процедуры выбора земельного участка на основании заявления от 21.04.2010 N 11170, в соответствии со статьей 31 ЗК РФ и главой 4 Положения о порядке предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в муниципальной собственности городского округа Самара, за плату, утвержденного решением Думы городского округа Самара от 23.04.2009 N 732. В удовлетворении требований к администрации отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2013 решение Арбитражного суда Самарской области от 11.04.2013 отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество, не согласившись с постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2013, обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, оставить в силе решение Арбитражного суда Самарской области от 11.04.2013.
Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, а также несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 АПК РФ не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, считает обжалуемый судебный акт подлежащими отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 21.04.2010 ООО "Версаль" обратилось к главе городского округа Самара с заявлением о выборе земельного участка площадью 4100 кв. м для строительства клуба многоцелевого и специализированного назначения по адресу: г. Самара, Промышленный район, рядом с домом N 28 по ул. Ново-Вокзальная, об утверждении акта о выборе, утверждении схемы расположения земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Испрашиваемый к выбору земельный участок является частью земельного участка с кадастровым номером 63:01:0725001:604, находящегося в собственности городского округа Самара, о чем 25.02.2010 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации.
Исполняющий обязанности главы городского округа Самара письмом от 12.12.2011 N 01/15-1414 отказал обществу в организации работ по выбору земельного участка, поскольку испрашиваемый земельный участок в соответствии с топографическими материалами Департамента находится в границах благоустроенной территории, занятой тротуаром и организованным озеленением.
ООО "Версаль", полагая, что данный отказ противоречит действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что оспариваемое решение не соответствует требованиям статей 30, 31 ЗК РФ и главе 4 Положения о порядке предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в муниципальной собственности городского округа Самара, за плату, утвержденного решением Думы городского округа Самара от 23.04.2009 N 732.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, исходил из того, что на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0725001:604 расположен объект недвижимого имущества - нежилое здание, находящегося в собственности городского округа Самара, и указанный земельный участок необходим для эксплуатации данного объекта недвижимости.
Кроме того, как указал суд апелляционной инстанции, испрашиваемый земельный участок находится в охранной зоне инженерных коммуникаций, расположен в границах благоустроенной территории, занятой тротуаром, организованным озеленением.
Поскольку земельный участок не свободен от прав третьих лиц, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что оспариваемый отказ соответствует требованиям статей 30, 31, 32 ЗК РФ, в связи с чем отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
Между тем судом апелляционной инстанции не принято во внимание следующее.
В силу пункта 2 статьи 31 ЗК РФ на орган местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению выбора земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В соответствии с положением "О порядке предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в муниципальной собственности городского округа Самара, за плату", утвержденным решением Думы городского округа Самара от 23.04.2009 N 732 (далее - положение), предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков для строительства из земель, находящихся в муниципальной собственности г.о. Самара, осуществляется главой г.о. Самара (пункт 2.2. положения).
Пунктом 2.4 положения предусмотрен перечень документов, необходимых для подачи заявления о предоставлении земельных участков.
Как установлено судом первой инстанции обществом к заявлению были приложены все необходимые документы, предусмотренные действующим законодательством.
В силу пункта 3 статьи 31 ЗК РФ органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Пунктом 4.4.1 положения предусмотрено, что Департамент информирует население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
В соответствии с пунктом 4.6 положения результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства (далее - акт), а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны, по форме, установленной в приложении к настоящему Положению.
К данному акту прилагаются утвержденные Департаментом схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Согласно пунктам 4.7, 4.8 положения глава городского округа принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка или об отказе в размещении объекта. В случае получения от уполномоченных органов, организаций сведений, препятствующих размещению заявленного объекта, Департамент в течение семи рабочих дней со дня получения таких сведений обеспечивает подготовку проекта постановления администрации городского округа об отказе в размещении объекта с указанием причин отказа и направляет его главе городского округа для подписания.
В соответствии с пунктом 5 статьи 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Испрашиваемый земельный участок расположены в зоне Ж-3 и использование земельного участка под клуб многоцелевого и специализированного назначения соответствует разрешенным видам использования земельного участка.
Судом первой инстанции правильно отмечено, что в нарушение положений статей 65, 200 АПК РФ заинтересованными лицами не представлены допустимые и достаточные доказательства нахождения испрашиваемого земельного участка в зеленом фонде городского поселения.
Представленная Департаментом выкопировка из топографического материала не свидетельствует о наличии на спорном земельном участке каких-либо ограничений по его использованию.
Представленный кадастровый паспорт всего земельного участка, в границах которого расположены испрашиваемый к выбору земельный участок, также не содержит ограничений его использования, наличия каких-либо обременений.
Как правильно указано судом первой инстанции, само по себе нахождение на испрашиваемом земельном участке зеленых насаждений не является основанием для отказа в осуществлении выбора земельного участка для последующего представления его для целей строительства. При этом возможность учета восстановления насаждений допускается на стадии разработки проектной документации в части благоустройства территории, которая впоследствии согласовывается с органами местного самоуправления.
Согласно пункту 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к территории общего пользования относятся территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
По смыслу пункта 11 статьи 11 Градостроительного кодекса Российской Федерации обозначение существующих, планируемых (изменяемых, вновь образуемых) границ территорий общего пользования производится посредством установления красных линий.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что в отношении спорного земельного участка установлены красные линии, а следовательно, данный земельный участок не относится к территории общего пользования.
Данные обстоятельства установлены вступившими в законную силу судебными актами по делу N А55-12647/2012, имеющими преюдициальное значение при рассмотрении настоящего дела в соответствии с частью 2 статьи 69 АПК РФ.
При этом ООО "Версаль" в подтверждение возможности раздела существующего участка представлено заключение общества с ограниченной ответственностью "Профпроект" о возможности раздела ранее сформированного земельного участка общей площадью 9938,5 кв. м, кадастровый номер 63:01:0725001:604, с выделением испрашиваемого земельного участка под клуб многоцелевого и специализированного назначения, расположенного по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Ново-Вокзальная, 28.
Согласно указанному заключению разделение ранее сформированного земельного участка не повлияет на эксплуатацию нежилого здания, а также обустройство территории как прилегающей территории к данному нежилому зданию. При строительстве здания плотность застройки не превысит нормативных показателей, действующие существующие инженерные коммуникации будут переустроены, что в свою очередь, не нанесет ущерба существующим прилегающим зданиям, в частности нежилому строению, указанному под литерой А.
Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что совокупностью доказательств подтверждается, что раздел существующего земельного участка не повлияет на возможность использования объекта недвижимости, который в настоящее время используется под склад ритуального инвентаря и готовой продукции.
Как правильно указано судом первой инстанции, в материалах дела отсутствуют доказательства исполнения возложенных законом обязанностей по обеспечению выбора испрашиваемого земельного участка, оформлению акта о выборе земельного участка для строительства и утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане по заявлению ООО "Версаль" либо доказательств невозможности осуществления указанных действий по основаниям, предусмотренным законом.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое решение не соответствует требованиям статей 30, 31 ЗК РФ, в связи с чем в соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в порядке восстановления нарушенных прав общества обязал главу городского округа Самара и Департамент обеспечить процедуру выбора земельного участка на основании заявления ООО "Версаль" от 21.04.2010 N 11170 в соответствии со статьей 31 ЗК РФ и главой 4 Положения о порядке предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в муниципальной собственности городского округа Самара, за плату, утвержденного решением Думы городского округа Самара от 23.04.2009 N 732.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 26.02.2013 по делу N А55-12647/2012.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает необходимым постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2013 отменить, оставить в силе решение Арбитражного суда Самарской области от 11.04.2013.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2013 по делу N А55-8656/2012 отменить.
Оставить в силе решение Арбитражного суда Самарской области от 11.04.2013 по делу N А55-8656/2012.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Р.В. Ананьев |
Судьи |
С.Ю. Муравьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 3 статьи 31 ЗК РФ органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
...
В соответствии с пунктом 5 статьи 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
...
Согласно пункту 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к территории общего пользования относятся территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
По смыслу пункта 11 статьи 11 Градостроительного кодекса Российской Федерации обозначение существующих, планируемых (изменяемых, вновь образуемых) границ территорий общего пользования производится посредством установления красных линий.
...
Как правильно указано судом первой инстанции, в материалах дела отсутствуют доказательства исполнения возложенных законом обязанностей по обеспечению выбора испрашиваемого земельного участка, оформлению акта о выборе земельного участка для строительства и утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане по заявлению ООО "Версаль" либо доказательств невозможности осуществления указанных действий по основаниям, предусмотренным законом.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое решение не соответствует требованиям статей 30, 31 ЗК РФ, в связи с чем в соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в порядке восстановления нарушенных прав общества обязал главу городского округа Самара и Департамент обеспечить процедуру выбора земельного участка на основании заявления ООО "Версаль" от 21.04.2010 N 11170 в соответствии со статьей 31 ЗК РФ и главой 4 Положения о порядке предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в муниципальной собственности городского округа Самара, за плату, утвержденного решением Думы городского округа Самара от 23.04.2009 N 732."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 22 октября 2013 г. N Ф06-9257/13 по делу N А55-8656/2012
Хронология рассмотрения дела:
16.05.2016 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-8175/16
16.02.2016 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-18468/15
22.10.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-9257/13
01.07.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-8077/13
11.04.2013 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-8656/12
04.12.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-9498/12
19.09.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-10213/12
26.06.2012 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-8656/12