г. Казань |
|
24 октября 2013 г. |
Дело N А55-30789/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 октября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Карповой В.А.,
судей Муравьева С.Ю., Ананьева Р.В.,
при участии представителя:
заявителя - Худышевой Т.Н. (доверенность от 09.01.2013),
в отсутствие:
заинтересованных лиц - извещены надлежащим образом,
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 26.03.2013 (судья Бойко С.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2013 (председательствующий судья Кузнецов В.В., судьи Засыпкина Т.С., Холодная С.Т.)
по делу N А55-30789/2012
по заявлению закрытого акционерного общества "Самарский булочно-кондитерский комбинат", г. Самара (ИНН 6319008608, ОГРН 1026301700039) к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара, Департаменту управления имуществом городского округа Самара, г. Самара, третье лицо - Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара, о признании незаконным решения, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Самарский булочно - кондитерский комбинат" (далее - заявитель, ЗАО "Самарский БКК") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконными решения Департамента управления имуществом городского округа Самара об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории в отношении земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Силовая, д.1, площадью 4139 кв.м, содержащегося в сообщении от 09.12.2011 N 15-07-10/63148, и решения Министерства имущественных отношений Самарской области об отказе в предоставлении заявителю в собственность вышеназванного земельного участка, содержащегося в сообщении от 03.09.2012 N 12-1/4134/08, а также об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 26.03.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2013, заявленные требования удовлетворены полностью.
В кассационной жалобе Министерство имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство) просит решение и постановление отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. Заявитель ссылается на нарушение судами норм материального права.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 12.11.2008 ЗАО "Самарский БКК" обратилось в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Силовая, д.1, площадью 4139 кв.м.
На указанном земельном участке расположены объекты недвижимости, принадлежащие заявителю на праве собственности, что подтверждается имеющимися в материалах дела свидетельствами о праве собственности.
11 декабря 2008 года Министерство направило в Департамент управления имуществом городского округа Самара обращение N 12-1/4134/08 об утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка.
14 августа 2009 года Министерством был направлен повторный запрос N 12-1/4131/08 об утверждении схемы расположения земельного участка.
Сообщением от 09.12.2011 N 15-07-10/63148 Департамент управления имуществом городского округа Самара уведомил Министерство и о невозможности утверждения схемы испрашиваемого заявителем земельного участка в связи с отсутствием каталога координат поворотных точек испрашиваемого земельного участка.
Сообщением от 03.09.2012 N 12-1/4134/08 Министерство имущественных отношений Самарской области отказало в предоставлении заявителю в собственность вышеназванного земельного участка, сославшись на отказ Департамента управления имуществом городского округа Самара утвердить схему.
Указанные обстоятельства послужили поводом для обращения заявителя в арбитражный суд.
Суды двух инстанций, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, пришли к выводу, что у заявителя отсутствовала обязанность по предоставлению схемы расположения земельного участка с каталогом координат поворотных точек, поскольку данный документ в перечне, утвержденным приказом Министерства экономического развития России от 13.09.2011 N 475 не поименован. Суды пришли к выводу, что оспариваемые решения Департамента и решение Министерства противоречат требованиям статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушают права и законные интересы заявителя, что в силу статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для признания их незаконными и обязания устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения судебные акты, отклоняет доводы кассационной жалобы и исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального права, так как суд правильно определил спорное правоотношение и предмет доказывания по делу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В силу положений пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Согласно пункту 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Пунктом 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475 утвержден перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок в порядке пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя представление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Схема расположения земельного участка с каталогом координат поворотных точек, в указанном Перечне не поименована.
Суды установили, что обращаясь с заявлением в Министерство ЗАО "Самарский БКК" был представлен план границ испрашиваемого земельного участка, из которого возможно определить местонахождение испрашиваемого земельного участка (т. 1 л.д.22). Более того, письмом от 07.08.2009 N 449 (вх. N 15-07-07/20420 от 18.08.2009) заявитель представил в Департамент управления имуществом городского округа Самара технические паспорта на принадлежащие ему здания, свидетельства о праве собственности на них, межевое дело с координатами ХY и план земельного участка.
Таким образом, суды двух инстанций пришли к обоснованному выводу, что каких-либо препятствий в изготовлении и утверждении схемы испрашиваемого заявителем земельного участка у Департамента управления имуществом городского округа Самара не имелось, решение Департамента, и решение Министерства противоречат требованиям статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, отклоняются судебной коллегией, поскольку не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций, изложенные в судебных актах, а выражают лишь несогласие с ними и, по существу, направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, исследованных доказательств и сделанных на их основании выводов, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права не установлено, коллегия считает необходимым оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 26.03.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2013 по делу N А55-30789/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
В.А. Карпова |
Судьи |
С.Ю. Муравьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Пунктом 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475 утвержден перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок в порядке пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
...
Суды установили, что обращаясь с заявлением в Министерство ЗАО "Самарский БКК" был представлен план границ испрашиваемого земельного участка, из которого возможно определить местонахождение испрашиваемого земельного участка (т. 1 л.д.22). Более того, письмом от 07.08.2009 N 449 (вх. N 15-07-07/20420 от 18.08.2009) заявитель представил в Департамент управления имуществом городского округа Самара технические паспорта на принадлежащие ему здания, свидетельства о праве собственности на них, межевое дело с координатами ХY и план земельного участка.
Таким образом, суды двух инстанций пришли к обоснованному выводу, что каких-либо препятствий в изготовлении и утверждении схемы испрашиваемого заявителем земельного участка у Департамента управления имуществом городского округа Самара не имелось, решение Департамента, и решение Министерства противоречат требованиям статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 24 октября 2013 г. N Ф06-8339/13 по делу N А55-30789/2012
Хронология рассмотрения дела:
24.10.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-8339/13
28.05.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-6580/13
28.05.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-4435/13
26.03.2013 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-30789/12