г. Казань |
|
24 октября 2013 г. |
Дело N А55-143/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 октября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Ананьева Р.В., Коноплевой М.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 10.04.2013 (судья Черномырдина Е.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2013 (председательствующий судья Холодная С.Т., судьи Кузнецов В.В., Марчик Н.Ю.)
по делу N А55-143/2013
по заявлению муниципального образования города Жигулевск в лице администрации города Жигулевска, Самарская область, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, о признании сообщения недействительным, третьи лица: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара, государственное бюджетное учреждение здравоохранения Самарской области "Жигулевская центральная городская больница", г. Жигулевск Самарской области,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное образование городской округ Жигулевск в лице Администрации городского округа Жигулевск (далее - Администрация, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра по Самарской области, регистрирующий орган) с заявлением о признании недействительным сообщения от 29.11.2012 N 02/031/2012-170 об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости - станцию скорой помощи, общей площадью 1 023,8 кв. м., расположенный по адресу: Самарская область, г.о. Жигулевск, ул. Первомайская, 10, с кадастровым номером 63:02:0303018:511, об обязании осуществить государственную регистрацию.
Решением суда первой инстанции от 10.04.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2013, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление Росреестра по Самарской области просит решение суда первой инстанции, постановление суда апелляционной инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа, представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судом, 17 октября 2012 года Администрация городского округа Жигулевск обратилась в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект недвижимости - станцию скорой помощи, расположенный по адресу: Самарская область, городской округ Жигулевск, ул. Первомайская, 10.
Сообщением от 29.11.2012 N 02/031/2012-170 Управление Рореестра по Самарской области уведомило заявителя об отказе в государственной регистрации права собственности на указанный объект со ссылкой на абзацы 4, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации), мотивировав тем, что документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме и содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, из представленных документов невозможно определить объект недвижимого имущества - земельный участок, передаваемый в аренду на период строительства, представленный кадастровый паспорт здания от 04.07.2012 не содержит сведений о земельном участке в пределах которого расположен объект недвижимого имущества, что не позволяет однозначно установить на каком земельном участке велось строительство здания скорой помощи; выявлены противоречия в характеристиках объекта между заявленными на государственную регистрацию и имеющимися в представленных документах.
Полагая данный отказ незаконным, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования заявителя, арбитражный суд правомерно руководствовался и обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно положениям абзацев 4, 10 пункта 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано, если документы, представленные на государственную регистрацию, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с данным Законом для государственной регистрации прав.
Проверив законность отказа Управления Росреестра по Самарской области в государственной регистрации права собственности на спорный объект недвижимости, оценив представленные в дело доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу о том, что отказ не соответствует вышеназванным положениям Закона о государственной регистрации и нарушает права заявителя в сфере экономической деятельности, так как им на государственную регистрацию были представлены все документы, содержащие необходимые для государственной регистрации характеристику объекта, в том числе адрес, площадь, а также сведения о назначении объекта и дате ввода его в эксплуатацию, которые в совокупности позволяли идентифицировать объект, права на которые заявлены к государственной регистрации, и содержали все необходимые сведения, подлежащие внесению в ЕГРП.
Так, заявителем на государственную регистрацию были представлены разрешение на строительство от 24.04.2008, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 28.06.2008, постановления мэра городского округа Жигулевск от 15.03.2007 N 325, от 29.05.2007 N 833, от 02.04.2008 N 480, акт приемки законченного строительством объекта от 2008 года, постановление мэра г. Жигулевск Самарской области от 8.07.2008 N 1275, кадастровый паспорт здания от 04.07.2012, договор аренды земельного участка от 05.06.2007 N 251.
Материалами дела подтверждено, что на основании распоряжения от 26.04.2011 N 134-р Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права собственности от 15.07.2011 N 63-АЖ N 013338 администрация городского округа Жигулевск, является собственником земельного участка с разрешенным использованием для застройки объектами здравоохранения, имеющий кадастровый номер 63:02:0303018:499, общей площадью 61 948 кв. м., расположенного по адресу: Самарская область, городской округ Жигулевск, город Жигулевск, ул. Первомайская, 10.
Согласно постановлению мэра городского округа Жигулевск от 29.05.2007 часть земельного участка - 9 589 кв. м., находящегося в границах земельного участка, площадью 61 948 кв. м. была предоставлена МУ "ЖигулевскСтройЗаказчик" в аренду на 11 месяцев.
Между МУ "ЖигулевскСтройЗаказчик" и Администрацией городского округа Жигулевск Самарской области заключен Договор аренды земельного участка от 05.06.2007, площадью 9 589 кв. м. для застройки объектами здравоохранения.
02.07.2007 получено разрешение на строительство станции скорой медицинской помощи, 28.06.2008 выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Согласно постановлению Мэра городского округа Жигулевск Самарской области от 28.07.2008 N 1275 в связи с завершением строительства и вводом в эксплуатацию объекта капитального строительства "Станция скорой медицинской помощи" на основании акта приемки законченного строительством объекта и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 28.06.2008 в муниципальную собственность принят объект "Станция скорой медицинской помощи, городской округ Жигулевск", расположенный по адресу: Самарская область, г. Жигулевск, ул. Первомайская, дом 10.
Постановлением мэра городского округа Жигулевск Самарской области от 15.03.2007 N 325 утверждены акт размещения станции скорой помощи с благоустройством на территории больничного городка от 15.01.2007 и проекты границ земельных участков из земель населенных пунктов, расположенных по адресу: Самарская область, городской округ Жигулевск, ул. Первомайская, 10, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 63:02:0303018:0499, в том числе и площадью 9 589 кв.м. для проектирования и строительства станции скорой помощи. Пунктом 4 данного постановления предварительно согласовано МУ "ЖигулевскСтройЗаказчик" место размещения объекта - станции скорой помощи с благоустройством на территории больничного городка.
Постановлением от 29.05.2007 N 833 часть земельного участка площадью 9 589 кв.м., находящегося в границах земельного участка площадью 61 948 кв.м. с кадастровым номером 63:02:003018:0499, предоставленного в постоянное (бессрочное) пользование Муниципальному учреждению здравоохранения "Центральная городская больница", предоставлена МУ "ЖигулевскСтройЗаказчик" в аренду на 11 месяцев.
Относительно невозможности определения объекта недвижимого имущества - земельного участка, передаваемого в аренду на период строительства, так как согласно договору аренды от 05.06.2007 N 251 передается земельный участок площадью 9 589 кв.м. с кадастровым номером 63:02:0303018:0499; согласно кадастровому плану, являющемуся неотъемлемой частью договора аренды, земельный участок с кадастровым номером 63:02:0303018:0499 имеет площадь 61 948 кв.м., установлено следующее.
Договор аренды от 05.06.2007 N 251 заключен на основании постановления от 29.05.2007 N 833, согласно которому предоставлена часть земельного участка площадью 9 589 кв.м., находящегося в границах земельного участка площадью 61 948 кв. м. с кадастровым номером 63:02:003018:0499.
Таким образом, кадастровый номер принадлежит земельному участку площадью 61 948 кв. м., а не площадью 9 589 кв.м.
Довод заявителя жалобы о незаключенности договора аренды от 05.06.2007 N 251 был предметом оценки судов, правомерно ими отклонен со ссылкой на то, что стороны по обоюдному согласию заключили договор и при его подписании у них не возникло вопросов относительно определенности и согласованности его предмета, в связи с чем они сочли возможным приступить к его исполнению, отсутствие кадастрового паспорта на земельный участок площадью 9 589 кв.м. не повлияло на возможность сторон приступить к исполнению договора, а именно передать земельный участок арендатору, арендодателю получать аренду в соответствии с условиями договора.
Как следует из материалов дела на земельном участке площадью 61 948 кв. м. с кадастровым номером 63:02:003018:0499, расположенном по адресу: Самарская область, г. Жигулевск, ул. Первомайская, 10, принадлежащем на праве собственности заявителю, расположен больничный городок, что подтверждено свидетельствами о государственной регистрации права собственности муниципального образования г. Жигулевск от 22.03.2004 на кислородно-газификационную станцию и здание хирургического корпуса, а также разделом В3 кадастрового плана земельного участка от 17.05.2007.
Станция скорой помощи закреплена на праве оперативного управления за МБУЗ "ЦГБ городского округа Жигулевск" на основании договора о передаче в оперативное управление муниципального имущества от 20.12.2006 N 203, подписан акт приема-передачи муниципального имущества, 05.11.2008 объект поставлен на баланс учреждения, здание расположено на земельном участке по адресу: Самарская область, г.о. Жигулевск, ул. Первомайская, 10 и является одним из зданий имущественного комплекса учреждения здравоохранения.
Таким образом, на основании указанных документов, суды пришли к правомерному выводу, что строительство здания скорой помощи осуществлено и расположено в границах земельного участка по адресу: Самарская область, г.о. Жигулевск, ул. Первомайская, 10.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости, а также в зависимости от вида объекта недвижимости иные предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения об объекте недвижимости.
После выполнения в отношении вышеуказанного объекта недвижимости кадастровых работ и осуществления его государственного кадастрового учета площадь объекта стала меньше той, которая содержалась в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию (согласно разрешению на ввод объекта в эксплуатацию от 28.06.2008 N RU 633030002006001-25 площадь объекта капитального строительства - станция скорой медицинской помощи равна 1 095,2 кв. м.) и составила 1 023,8 кв. м.
В представленном в регистрирующий орган кадастровом паспорте здания, сооружения, объекта незавершенного строительства от 04.07.2012 площадь объекта 1 023,8 кв. м., количество этажей 2, количество подземных этажей 1.
Как установлено судом, из письма Департамента архитектуры, градостроительства и земельных отношений Администрации городского округа Жигулевск Самарской области от 24.03.2009 следует, что расхождение между проектной 1 063, 8 кв. м. и фактической 1 095, 5 кв. м. площадями в 31,7 кв.м. является допустимой, а площадь объекта в 1 023,8 кв. м. указана без площади лестничной клетки 71,7 кв. м.
Станция скорой помощи имеет свой кадастровый номер 63:02:0303018:511. Кадастровый паспорт является обязательным приложением к документам, представляемым на государственную регистрацию, который был представлен заявителем в регистрирующий орган.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Закона о государственной регистрации основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Закона о государственной регистрации не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 указанного Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Таким образом, суд обоснованно пришел к выводу о том, что оспариваемое сообщение регистрирующего органа не соответствует требованиям статьи 20 Закона о государственной регистрации, нарушает права и законные интересы заявителя по дальнейшему использованию и распоряжению объектом недвижимого имущества.
Доводов, основанных на доказательствах и опровергающих выводы суда первой и апелляционной инстанции, кассационная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанции сделали правильный и обоснованный вывод относительно наличия оснований для удовлетворения требований заявителя.
Несогласие регистрирующего органа с установленными по делу обстоятельствами и с оценкой судом доказательств, довод относительно невозможности идентификации заявленного к регистрации объекта, не является основанием для отмены принятых судебных актов в кассационном порядке, поскольку суд кассационной инстанции в соответствии с положениями главы 35 АПК РФ не наделен полномочиями по переоценке доказательств по делу.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 10.04.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2013 по делу N А55-143/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Ф.В. Хайруллина |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Сообщением от 29.11.2012 N 02/031/2012-170 Управление Рореестра по Самарской области уведомило заявителя об отказе в государственной регистрации права собственности на указанный объект со ссылкой на абзацы 4, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации), мотивировав тем, что документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме и содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, из представленных документов невозможно определить объект недвижимого имущества - земельный участок, передаваемый в аренду на период строительства, представленный кадастровый паспорт здания от 04.07.2012 не содержит сведений о земельном участке в пределах которого расположен объект недвижимого имущества, что не позволяет однозначно установить на каком земельном участке велось строительство здания скорой помощи; выявлены противоречия в характеристиках объекта между заявленными на государственную регистрацию и имеющимися в представленных документах.
...
В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости, а также в зависимости от вида объекта недвижимости иные предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения об объекте недвижимости."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 24 октября 2013 г. N Ф06-9521/13 по делу N А55-143/2013