Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 31 октября 2013 г. N Ф06-9007/13 по делу N А55-27641/2012

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Судебные инстанции исходили из подпунктов 4, 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, в которых указано, что орган, обладающий полномочиями по распоряжению земельными участками, обязан исходить из принципов сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина и призвано обеспечивать реализацию каждого в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю.

Следовательно, в рассматриваемой ситуации подлежали рассмотрению оба заявления, и подлежал применению такой способ предоставления земельного участка, который отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, и который позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу, то есть путем выставления права на заключение договора аренды земельного участка на торги.

Данный подход согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10, а также постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 08.10.2012 по делу N А72-6216/2011 (с учетом определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.04.2013 N ВАС-1014/13) об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Судами отклонены доводы Комитета о том, что в данном случае не подлежат применению положения статьи 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", так как земельный участок должен быть предоставлен органом местного самоуправления в аренду крестьянскому хозяйству с соблюдением специального порядка, предусмотренного нормами статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", со ссылкой на то, что в указанной норме отсутствует регулирование случая, когда на испрашиваемый земельный участок претендуют другие лица. Следовательно, к рассматриваемой ситуации положения Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" подлежат применению с учетом норм Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

Учитывая, что порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства в случае, если на земельный участок претендуют несколько лиц, Федеральным законом от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" не урегулирован, судами сделан обоснованный вывод о том, что в рассматриваемом случае, право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги.

...

Организационно-правовая форма субъекта, занимающегося сельским хозяйством, не может быть решающим фактом в вопросе предоставления земель сельхозназначения при реализации двух заявлений равнозначных субъектов, претендующих на получение таких земель в аренду.

Аналогичная позиция сформирована постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа по делу N А55-27639/2012 по спору между теми же лицами."