г. Казань |
|
05 ноября 2013 г. |
Дело N А12-5143/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 ноября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Петрушкина В.А.,
судей Фатхутдиновой А.Ф., Карповой В.А.,
в отсутствие:
истца - не явился, извещен,
ответчика - не явился, извещен,
заинтересованного лица - не явилось, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 22.05.2013 (судья Маслова И.И.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2013 (председательствующий судья Кузьмичев С.А., судьи Комнатная Ю.А., Цуцкова М.Г.)
по делу N А12-5143/2013
по заявлению территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области о признании незаконными действий, заинтересованные лица: администрация Иловлинского муниципального района Волгоградской области, общество с ограниченной ответственностью "Трэвэл Клуб",
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области (далее - заявитель, ТУ Росимущества в Волгоградской области) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением (с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области (далее - регистрирующий орган, Управление Росреестра по Волгоградской области) о признании незаконными действий Управления Росреестра по Волгоградской области:
- выразившихся в погашении 29.01.2009 записи о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 34:08:100110:0004, общей площадью 34 000 кв.м, расположенный по адресу: Волгоградская область, Иловлинский район, территория администрации Авиловского сельсовета - примерно в 18 км от р.п. Иловля по направлению на юго-запад,
- выразившихся в государственной регистрации 29.01.2009 права собственности администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области на земельный участок с кадастровым номером 34:08:100110:0004, общей площадью 34 000 кв.м, расположенный по адресу: Волгоградская область, Иловлинский район, территория администрации Авиловского сельсовета примерно в 18 км от р.п. Иловля по направлению на юго-запад,
об обязании Управления Росреестра по Волгоградской области исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о государственной регистрации права собственности администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области на земельный участок с кадастровым номером 34:08:100110:0004, общей площадью 34 000 кв.м, расположенный по адресу: Волгоградская область, Иловлинский район, территория администрации Авиловского сельсовета - примерно в 18 км от р.п. Иловля по направлению на юго-запад,
об обязании Управления Росреестра по Волгоградской области восстановить в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 34:08:100110:0004, общей площадью 34 000 кв.м, расположенный по адресу: Волгоградская область, Иловлинский район, территория администрации Авиловского сельсовета - примерно в 18 км от р.п. Иловля по направлению на юго-запад.
Заявленные требования основаны на положении статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ) и мотивированы тем, что поскольку в перечне приложении к акту приема-передачи федерального имущества не указан оспариваемый земельный участок, то регистрирующий орган в нарушение норм Федерального закона N 122-ФЗ зарегистрировал права собственной его за администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, привлечены администрация Иловлинского муниципального района Волгоградской области (далее - администрация), общество с ограниченной ответственностью "Трэвэл Клуб" (далее - ООО "Трэвэл Клуб").
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 22.05.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2013 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Судебные инстанции установили, что при передача федерального имущества в муниципальную собственность в соответствии с действующим законодательством передается и земельный участок, на котором расположены объекты недвижимости, поскольку при реализации положений Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ уполномоченный территориальный орган принял решение о передаче имущественного комплекса (базы отдыха) в муниципальную собственность Иловлинского района, следовательно, в силу закона к приобретателю перешли и права на участок с кадастровым номером 34:08:100110:0004.
В кассационной жалобе ТУ Росимущества в Волгоградской области, поданной в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, судебные акты предлагается отменить как принятые с нарушением норм действующего законодательства.
Заявитель кассационной жалобы считает, что на основании распоряжения от 06.12.2007 N 1115-р в муниципальную собственность передавались только объекты капитального строения, земельный участок, на котором расположен имущественный комплекс, в муниципальную собственность не передавался, следовательно, оснований для государственной регистрации права не имелось.
В отзыве на кассационную жалобу Управление Росреестра по Волгоградской области возражает против отмены судебных актов.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа считает, что оспариваемые судебные акты подлежат оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, на основании Распоряжения Правительства Российской Федерации от 15.07.2005 N 1009-р 03.11.2005 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 34:08:100110:0004, общей площадью 34 000 кв.м, расположенный по адресу: Волгоградская область, Иловлинский район, территория администрации Авиловского сельсовета - примерно в 18 км от р.п. Иловля по направлению на юго-запад.
Распоряжением ТУ Росимущества в Волгоградской области от 06.12.2007 N 1115-р "О безвозмездной передаче федерального имущества, находящегося в оперативном управлении Управления государственного автодорожного надзора по Волгоградской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, в муниципальную собственность" был передан имущественный комплекс базы отдыха, расположенный на левом берегу реки Дон в урочище "Кобылья голова" Иловлинского района Волгоградской области в границах вышеуказанного земельного участка в муниципальную собственность Иловлинского муниципального района Волгоградской области, о чем был составлен акт приема-передачи федерального имущества в муниципальную собственность от 29.12.2007.
В приложении к данному акту приема-передачи указан перечень имущества, а именно: здание блока жилого с пристройками площадью 62,3 кв.м, павильон-столовая, площадью 107,4 кв.м, вспомогательный ГСК-Баня, площадью 65,4 кв.м, блок-модуль, площадью 72,0 кв.м, блок-контейнеры, насосная станция, площадью 17,0 кв.м, подстанция трансформаторная, калитка, площадью 2,2 кв.м, ворота, площадью 8,9 кв.м, забор, площадью 875 кв.м и замощение.
29.01.2009 в ЕГРП внесена запись о прекращении права собственности Российской Федерации на оспариваемый земельный участок на основании распоряжения ТУ Росимущества в Волгоградской области от 06.12.2007 N 1115-р. Названное имущество передано в собственность администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области
В связи с обращением Управления государственного автодорожного надзора по Волгоградской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования на вышеуказанный земельный участок ТУ Росимущества в Волгоградской области направило запрос от 07.12.2012 в Управление Росреестра по Волгоградской области о предоставлении сведений из ЕГРП на оспариваемый земельный участок.
Данные обстоятельства и послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящим иском.
Содержащиеся в судебных актах выводы соответствуют материалам дела, действующему законодательству и существующей судебно-арбитражной практике.
В соответствии с пунктом 4 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) отчуждение здания, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком, за исключением случаев: отчуждение части здания, которая не может быть выделена в натуре вместе с частью земельного участка; отчуждение здания, находящимся на земельном участке, изъятом из оборота.
Статей 27 ЗК РФ устанавливаются виды земель, на которые распространяются ограничения оборотоспособности земельных участков.
Правовые подходы в применении названной нормы изложены в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 N 1039/13, от 02.07.2013 N 15824/12)
В силу пункта 2 статьи 9 ЗК РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью), при этом с учетом пункта 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, полномочия собственника от имени Российской Федерации реализует Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и его территориальные органы.
Из анализа материалов дела следует, что ТУ Росимущества в Волгоградской области при реализации положений части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ приняло решение о передаче в муниципальную собственность имущественный комплекс базы отдыха, расположенный на левом берегу реки Дон в урочище "Кобылья голова" Иловлинского района Волгоградской области.
Положения пункта 1 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ также предусматривают, что права на находящиеся, в том числе в федеральной собственности объекты недвижимости, регистрируются одновременно с правами на земельные участки, на которых расположены данные объекты.
Таким образом, судебные инстанции обоснованно исходили как из специальных положений земельного законодательства, так и требований Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, указав, что земельный участок с кадастровым номером 34:08:100110:0004, общей площадью 34 000 кв.м перешел в собственность муниципального образования в силу закона.
Поскольку право собственности администрации Иловлинского муниципального района на имущественный комплекс зарегистрировано в установленном порядке, последний приобрел и права на земельный участок, на котором они расположены, что соответствуют принципу, закрепленного в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ.
Следует отметить, что при оспаривании зарегистрированного права суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, следовательно, такие требования рассматриваются в порядке искового производства (пункт 52 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".
Возникновение права муниципальной собственность на объекты недвижимости передаваемые из федеральной собственности в рамках Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ не исключает общих принципов передачи соответствующих прав и на земельный участок, поскольку положения названного закона не содержит каких-либо особенностей.
Данная позиция существует и в судебно-арбитражной практике (определение Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 28.05.2012 N 6244/12, постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 06.12.2010 дело N А46-5800/2010).
Доводы ТУ Росимущества в Волгоградской области относительно того, что передав имущественный комплекс в состав муниципальной собственности, земельный участок может находиться в федеральной собственности, противоречат действующему законодательству.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебных актов не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 22.05.2013 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2013 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
В.А. Петрушкин |
Судьи |
А.Ф. Фатхутдинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Положения пункта 1 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ также предусматривают, что права на находящиеся, в том числе в федеральной собственности объекты недвижимости, регистрируются одновременно с правами на земельные участки, на которых расположены данные объекты.
Таким образом, судебные инстанции обоснованно исходили как из специальных положений земельного законодательства, так и требований Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, указав, что земельный участок с кадастровым номером 34:08:100110:0004, общей площадью 34 000 кв.м перешел в собственность муниципального образования в силу закона.
Поскольку право собственности администрации Иловлинского муниципального района на имущественный комплекс зарегистрировано в установленном порядке, последний приобрел и права на земельный участок, на котором они расположены, что соответствуют принципу, закрепленного в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ.
...
Возникновение права муниципальной собственность на объекты недвижимости передаваемые из федеральной собственности в рамках Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ не исключает общих принципов передачи соответствующих прав и на земельный участок, поскольку положения названного закона не содержит каких-либо особенностей.
Данная позиция существует и в судебно-арбитражной практике (определение Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 28.05.2012 N 6244/12, постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 06.12.2010 дело N А46-5800/2010)."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 5 ноября 2013 г. N Ф06-9806/13 по делу N А12-5143/2013