г. Казань |
|
19 ноября 2013 г. |
Дело N А57-21755/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 ноября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Фатхутдиновой А.Ф.,
судей Петрушкина В.А., Муравьева С.Ю.
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации МО "Город Саратов"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 23.05.2013 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2013
по делу N А57-21755/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Эркер", ОГРН 1026403674153, ИНН 6455001665 (г. Саратов), о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, оформленного постановлением от 14.09.2012 N 2177, заинтересованные лица: администрация муниципального образования "Город Саратов", ОГРН 1036405000280, ИНН 6450011003 (г. Саратов), Комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов", ОГРН 1126450007155, ИНН 6450056004 (г. Саратов), Комитет по управлению имуществом города Саратова, ОГРН 1026402195511, ИНН 6450003860 (г. Саратов),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Эркер" (далее - ООО "Эркер", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконным решения администрации муниципального образования "Город Саратов" об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, занимаемого нежилыми зданиями, выраженное в постановлении Администрации муниципального образования "Город Саратов" от 14.09.2012 N 2177. В качестве способа восстановления нарушенного права заявитель просил обязать Администрацию муниципального образования "город Саратов" в двухнедельный срок со дня вступления судебного акта в законную силу принять решение о предоставлении в собственность земельного участка общей площадью 1677 кв. м с кадастровым номером 64:48:040423617, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Рижская 31 Б. Кроме того, общество просило взыскать с Администрации муниципального образования "город Саратов" уплаченную госпошлину в размере 2000 руб. и расходы на услуги представителя в размере 5 000 руб.
В порядке статьи 49 АПК РФ заявитель уточнил заявленные требования в части, касающихся взыскания судебных расходов, и просил взыскать также судебные расходы, связанные с проведением экспертных исследований в общей сумме 22 888 руб.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 22.11.2012 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Комитет по градостроительной политике, архитектуры и капитальному строительству Администрации муниципального образования "Город Саратов".
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 23.05.2013, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2013, исковые требования удовлетворены в полном объеме. Суд признал решение Администрации муниципального образования "Город Саратов" об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, занимаемого нежилыми зданиями, выраженное в постановлении Администрации муниципального образования "Город Саратов" от 14.09.2012 N 2177, незаконным, обязал администрацию в месячный срок со дня вступления судебного акта в законную силу принять решение о предоставлении ООО "Эркер" в собственность земельного участка общей площадью 1 677 кв. м с кадастровым номером 64:48:040423617, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Рижская, 31 Б. С администрации в пользу ООО "Эркер" взысканы судебные расходы по госпошлине в размере 2 000 руб., расходы на услуги представителя в размере 5 000 руб., судебные расходы в сумме 22 888 руб., связанные с производством технических экспертных исследований.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Администрация МО "Город Саратов" обратилась в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просила названные судебные акты отменить, и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований. Заявитель жалобы указывает, что ООО "Эркер" в нарушение установленных требований законодательства не представлены документы, подтверждающие принадлежность ему на каком либо праве указанного в заявлении нежилого здания.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 284 АПК РФ не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, ООО "Эркер" на основании решения Арбитражного суда Саратовской области от 10.06.2003 принадлежат на праве собственности два нежилых здания площадью 15.1 кв. м (литер П) и 371.2 кв. м (литер ЕЖ), что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права серия 64 АА N 619728 и серия 64 АА N 619729.
На основании постановления мэра г. Саратова от 09.06.2001 N 420-77 обществу предоставлен в аренду сроком на 15 лет земельный участок общей площадью 1 677 кв. м с кадастровым номером 64:48:040423617, расположенный по адресу: г. Саратов, ул. Рижская, 31Б. Во исполнение указанного постановления между Администрацией г. Саратова и обществом заключен договор аренды N 2037 от 19.07.2001 указанного земельного участка под размещение производственной базы.
Земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет 09.06.2001, что подтверждается кадастровым паспортом N 64/201/2012-86837 от 02.07.2012. Согласно кадастровому паспорту разрешенное использование земельного участка - размещение производственной базы.
10.07.2012 ООО "Эркер" обратилось к администрации с заявлением о предоставлении в порядке ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) вышеуказанного земельного участка в собственность за плату с разрешенным использованием "производственная база", с фактическим использованием: предприятие 3 класса вредности по СанПиН.
14.09.2012 администрацией муниципального образования "Город Саратов" вынесено постановление N 2177 "Об отказе ООО "Эркер" в предоставлении в собственность земельного участка в Ленинском районе, занимаемого нежилым зданием".
Основанием для отказа явилось поступление ответа на межведомственный запрос, свидетельствующий об отсутствии информации, необходимой для предоставления земельного участка, и непредставление заявителем документов, удостоверяющих право заявителя на объекты недвижимости, расположенных на испрашиваемом земельном участке.
Полагая, что постановление администрации является незаконным и нарушает права общества на приобретение испрашиваемого земельного участка в собственность в порядке ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, ООО "Эркер" обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с указанными требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 ЗК РФ, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 ЗК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Порядок приобретения земельных участков собственниками зданий, строений, сооружений определен положениями п.п. 5, 6 ст. 36 ЗК РФ.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Согласно ст. 22 Устава города Саратова, утвержденного решением Саратовской городской Думы от 18.12.2005 Администрация муниципального образования "Город Саратов" является исполнительно-распорядительным органом в структуре органов местного самоуправления, является уполномоченным органом по распоряжению земельными участками на территории муниципального образования.
Согласно п. 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя представление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем (п. 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 13.09.2011 г. N 475 утвержден Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения.
Из материалов дела следует и суды установили, что обществу на праве собственности принадлежат два объекта недвижимого имущества, расположенные на испрашиваемом земельном участке; общество представило все документы, предусмотренные Перечнем.
Таким образом, в силу статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации общество имеет исключительное право на приватизацию земельного участка, на котором расположены данные объекты.
Довод администрации о том, что на спорном земельном участке располагается нежилое здание (туалет) литер Т площадью 3,5 кв. м, расположенное по адресу: г. Саратов, ул. Рижская, 31Б, на который заявителем не был представлен правоустанавливающий документ, был предметом исследования судов, ему дана надлежащая правовая оценка.
Как установлено судами по результатам оценки и исследования представленных в материалы дела доказательств по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, данное строение не является объектом недвижимости и не носит вспомогательный характер по отношению к расположенным на земельном участке двум нежилым зданиям общей площадью 15,1 кв. м (лит. П) и 371,2 кв. м (лит. ЕЖ). Испрашиваемый заявителем земельный участок площадью 1 677 кв. м расположен в одной территориальной зоне П-1, где предусмотрено размещение вышеуказанных предприятий, сформирован в установленном законом порядке в соответствии с функциональным назначением объекта. Необходимость и целесообразность предоставления участка именно в таких границах и площади для достижения целей его предоставления определена уполномоченным на то органом с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства, что также подтверждено экспертными исследованиями от 04.03.2013 N 1400 от 03.04.2013 N 2315, проведенными ООО "НИИЛСЭ".
Доказательств невозможности предоставления обществу спорного земельного участка в собственность по основаниям, предусмотренным в законе, либо необходимости представления земельного участка меньшей площадью, вопреки требованиям статьи 65 АПК РФ, администрация муниципального образования не представила.
С учетом изложенного суды обоснованно признали действия администрации несоответствующими Земельному кодексу Российской Федерации и нарушающими права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, но в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемых судебных актов, не подтверждены надлежащими доказательствами и направлены на переоценку доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, коллегия считает необходимым оставить решение Арбитражного суда Саратовской области от 23.05.2013 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2013 без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 23.05.2013 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2013 по делу N А57-21755/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.Ф.Фатхутдинова |
Судьи |
В.А.Петрушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя представление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем (п. 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
...
Из материалов дела следует и суды установили, что обществу на праве собственности принадлежат два объекта недвижимого имущества, расположенные на испрашиваемом земельном участке; общество представило все документы, предусмотренные Перечнем.
Таким образом, в силу статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации общество имеет исключительное право на приватизацию земельного участка, на котором расположены данные объекты.
...
Доказательств невозможности предоставления обществу спорного земельного участка в собственность по основаниям, предусмотренным в законе, либо необходимости представления земельного участка меньшей площадью, вопреки требованиям статьи 65 АПК РФ, администрация муниципального образования не представила.
С учетом изложенного суды обоснованно признали действия администрации несоответствующими Земельному кодексу Российской Федерации и нарушающими права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 19 ноября 2013 г. N Ф06-9822/13 по делу N А57-21755/2012