г. Казань |
|
05 декабря 2013 г. |
Дело N А55-16726/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 декабря 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Герасимовой Е.П.,
судей Богдановой Е.В., Ивановой А.Г.,
при участии представителя:
Федеральной налоговой службы - Кудрина М.В., доверенность от 13.05.2013,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федеральной налоговой службы
на определение Арбитражного суда Самарской области от 27.06.2013 (судья Агеева Г.М.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2013 (председательствующий судья Александров А.И., судьи Липкинд Е.Я., Серова Е.А.)
по делу N А55-16726/2008
по заявлению Федеральной налоговой службы о привлечении Департамента управления государственным имуществом Самарской области к субсидиарной ответственности в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) государственного унитарного предприятия Самарской области санитарного автотранспорта, г. Самара (ИНН 6317019227),
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Самарской области от 06.11.2009 Государственное унитарное предприятие Самарской области санитарного автотранспорта (далее - ГУП Самарской области санитарного автотранспорта, должник) признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство сроком на 6 месяцев. Конкурсным управляющим утвержден Кархалев В.А.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 27.01.2012 конкурсный управляющий должника Кархалев В.А. освобожден от исполнения своих обязанностей, конкурсным управляющим ГУП Самарской области санитарного автотранспорта с 24.01.2012 утверждена Новикова Н.С.
Федеральная налоговая служба (далее - уполномоченный орган) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о привлечении Департамента управления государственным имуществом Самарской области (далее - Департамент) к субсидиарной ответственности.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 27.06.2013 в удовлетворении заявления уполномоченного органа отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2013 Арбитражного суда Самарской области от 27.06.2013 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе уполномоченный орган просит обжалуемые судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Заявитель кассационной жалобы считает, что судами неправильно применены нормы материального и процессуального права, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам.
Проверив законность обжалованных судебных актов, правильность применения норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя уполномоченного органа, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Дела о несостоятельности (банкротстве) в силу части 1 статьи 223 АПК РФ и пункта 1 статьи 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
Основанием для обращения уполномоченного органа с настоящим заявление в арбитражный суд послужили обстоятельства, связанные с ненадлежащим исполнением Департамента - учредителя должника, полномочий по управлению делами организации, в том числе неприменением мер по своевременному обращению в суд с заявлением о признании должника банкротом; ухудшение имущественного положения должника в связи с заключением между ГУП Самарской области санитарного автотранспорта и обществом с ограниченной ответственностью "ВалБиз" договора купли-продажи объектов недвижимости от 26.04.2005, вследствие чего реализация имущества привела к приостановлению расчетов с кредиторами, а также на то, что данная сделка должна была осуществляться под контролем Департамента управления государственным имуществом Администрации Самарской области, т.е. с его разрешения, согласно договора N 194-х/в о закреплении государственного имущества Самарской области в хозяйственное ведение от 19.05.1999; непогашенная задолженность по обязательным платежам.
Суды первой и апелляционной инстанций, оценив материалы и обстоятельства дела, руководствуясь статьей 65 АПК РФ, статьями 15, 56 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), нормами Закона о банкротстве, постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2004 N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", с учетом разъяснений, данных в пункте 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.04.2010 N 137 "О некоторых вопросах, связанных с переходными положениями Федерального закона от 28.04.2009 N 73-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 27.04.2010 N 137), пришли к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявления уполномоченного органа, т.к. суды не установили совокупности обстоятельств, предусмотренных статьей 10 Закона о банкротстве и статьей 15 ГК РФ, уполномоченным органом не представлено доказательств, необходимых для привлечения Департамента к субсидиарной ответственности.
Положения Закона о банкротстве в редакции Федерального закона от 28.04.2009 N 73-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ) (статья 10) о субсидиарной ответственности соответствующих лиц по обязательствам должника применяются, если обстоятельства, являющиеся основанием для их привлечения к такой ответственности (например, дача контролирующим лицом указаний должнику, одобрение контролирующим лицом или совершение им от имени должника сделки), имели место после дня вступления в силу Закона N 73-ФЗ (пункт 2 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 27.04.2010 N 137).
Обстоятельства, на которые уполномоченный орган ссылается в обоснование заявления, имели место до вступления в силу закона N 73-ФЗ. Таким образом, к спорным отношениям подлежат применению нормы статей 9 и 10 Закона о банкротстве в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона N 73-ФЗ.
В соответствии со статьей 9 Закона о банкротстве в редакции, действовавшей до 05.06.2009, руководитель должника или индивидуальный предприниматель обязан обратиться с заявлением должника в арбитражный суд в случае, если:
удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств, обязанностей по уплате обязательных платежей и (или) иных платежей в полном объеме перед другими кредиторами;
органом должника, уполномоченным в соответствии с учредительными документами должника на принятие решения о ликвидации должника, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;
органом, уполномоченным собственником имущества должника - унитарного предприятия, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;
обращение взыскания на имущество должника существенно осложнит или сделает невозможной хозяйственную деятельность должника;
в иных предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях (пункт 1).
Заявление должника должно быть направлено в арбитражный суд не позднее чем через месяц с даты возникновения соответствующих обстоятельств (пункт 3).
Согласно пункту 2 статьи 10 Закона о банкротстве неподача заявления должника в арбитражный суд в случаях и в срок, которые установлены статьей 9 Закона, влечет за собой субсидиарную ответственность лиц, на которых данным Федеральным законом возложена обязанность по принятию решения о подаче заявления должника в арбитражный суд и подаче такого заявления, по обязательствам должника, возникшим после истечения срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 9 Закона.
В соответствии с пунктом 4 статьи 10 Закона о банкротстве в случае банкротства должника по вине учредителей (участников) должника, собственника имущества должника - унитарного предприятия или иных лиц, в том числе по вине руководителя должника, которые имеют право давать обязательные для должника указания или имеют возможность иным образом определять его действия, на учредителей (участников) должника или иных лиц в случае недостаточности имущества должника может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.
В соответствии с пунктом 12 статьи 142 Закона о банкротстве в случае, если требования конкурсных кредиторов и уполномоченного органа не были удовлетворены за счет конкурсной массы, конкурсный управляющий, конкурсные кредиторы и уполномоченный орган, требования которых не были удовлетворены, имеют право до завершения конкурсного производства подать заявление о привлечении к субсидиарной ответственности лиц, указанных в статьях 9 и 10 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 3 статьи 56 ГК РФ, пунктом 4 статьи 10 Закона о банкротстве если несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана учредителями (участниками), собственником имущества юридического лица или другими лицами, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, на таких лиц в случае недостаточности имущества юридического лица может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.
При разрешении споров, связанных с ответственностью учредителей (участников) юридического лица, признанного несостоятельным (банкротом), собственника его имущества или других лиц, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия (часть вторая пункта 3 статьи 56 ГК РФ), суд должен учитывать, что указанные лица могут быть привлечены к субсидиарной ответственности лишь в тех случаях, когда несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана их указаниями или иными действиями. К числу лиц, на которые может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам признанного несостоятельным (банкротом) юридического лица, относятся, в частности, лицо, имеющее в собственности или доверительном управлении контрольный пакет акций акционерного общества, собственник имущества унитарного предприятия, давший обязательные для него указания, и т.п. Требования к указанным в настоящем пункте лицам, несущим субсидиарную ответственность, могут быть предъявлены конкурсным управляющим. В случае их удовлетворения судом взысканные суммы зачисляются в состав имущества должника, за счет которого удовлетворяются требования кредиторов (пункт 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
В соответствии пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование не несет ответственность по обязательствам государственного или муниципального предприятия, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества. В указанных случаях на собственника при недостаточности имущества государственного или муниципального предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.
Согласно разъяснениям, указанным в пункте 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2004 N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", субсидиарная ответственность указанных в статье 10 Закона о банкротстве лиц по обязательствам должника может быть возложена на них при недостаточности имущества должника и ее размер определяется исходя из разницы между размером требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, и денежными средствами, вырученными от продажи имущества должника или замещения активов организации должника.
Гражданский кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" не предоставляют права собственнику имущества унитарного предприятия совершать действия, направленные на ухудшение финансового состояния предприятия.
Ответственность контролирующих лиц и руководителя должника является гражданско-правовой, в связи с чем, возложение на ответчика обязанности нести субсидиарную ответственность осуществляется по правилам статьи 15 ГК РФ.
Для привлечения виновного лица к гражданско-правовой ответственности в форме возмещения убытков заявителю необходимо доказать наличие состава правонарушения, включающего наличие вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинно-следственную связь между противоправным поведением причинителя вреда и наступившим вредом, вину причинителя вреда.
Таким образом, привлечение руководителя должника к субсидиарной ответственности по пунктам 2, 4 статьи 10 Закона о банкротстве возможно при наличии доказательств совершения данным лицом конкретных действий, вины и причинно-следственной связи с наступившими последствиями.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов, что основанием для привлечения учредителя (участника), собственника имущества должника к субсидиарной ответственности является не только вина указанных лиц, а также причинно-следственная связь между действиями данных лиц и последующим банкротством должника, наличие которой, с учетом распределения бремени доказывания, согласно положений статьи 65 АПК РФ, подлежит доказыванию лицом, обратившимся с требованиями в суд.
В силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Доказывание всех изложенных фактов является обязанностью лица, заявившего соответствующее требование к лицу, которое может быть привлечено к субсидиарной ответственности.
Однако заявитель не доказал наличия приведенных условий, необходимых для привлечения руководителя должника к субсидиарной ответственности.
Оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, правильно применив разъяснения, содержащиеся в пункте 2 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 27.04.2010 N 137, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о недоказанности заявителем всей совокупности обстоятельств, являющихся основанием для привлечения Департамента к субсидиарной ответственности, а также наличия причинно-следственной связи между действиями ответчика и фактом банкротства должника, его вины, наличие которых обязательно для возложения на ответчика ответственности на основании пункта 4 статьи 10 Закона о банкротстве, в связи с чем правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований уполномоченного органа.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, изучены судебной коллегией и отклоняются, поскольку были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, переоценке выводы судов не подлежат в силу статьи 286 АПК РФ и не опровергают обстоятельств дела, установленных судом первой инстанции.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Самарской области от 27.06.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2013 по делу N А55-16726/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Е.П. Герасимова |
Судьи |
Е.В. Богданова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Для привлечения виновного лица к гражданско-правовой ответственности в форме возмещения убытков заявителю необходимо доказать наличие состава правонарушения, включающего наличие вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинно-следственную связь между противоправным поведением причинителя вреда и наступившим вредом, вину причинителя вреда.
Таким образом, привлечение руководителя должника к субсидиарной ответственности по пунктам 2, 4 статьи 10 Закона о банкротстве возможно при наличии доказательств совершения данным лицом конкретных действий, вины и причинно-следственной связи с наступившими последствиями.
...
Оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, правильно применив разъяснения, содержащиеся в пункте 2 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 27.04.2010 N 137, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о недоказанности заявителем всей совокупности обстоятельств, являющихся основанием для привлечения Департамента к субсидиарной ответственности, а также наличия причинно-следственной связи между действиями ответчика и фактом банкротства должника, его вины, наличие которых обязательно для возложения на ответчика ответственности на основании пункта 4 статьи 10 Закона о банкротстве, в связи с чем правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований уполномоченного органа."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 5 декабря 2013 г. N Ф06-10667/13 по делу N А55-16726/2008
Хронология рассмотрения дела:
03.05.2018 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-4234/18
24.04.2018 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-32177/18
26.02.2018 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-1157/18
06.02.2018 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-19526/17
21.12.2017 Определение Арбитражного суда Самарской области N А55-16726/08
28.11.2017 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-26959/17
21.09.2017 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-11513/17
07.07.2017 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-22149/17
13.06.2017 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-6433/17
13.04.2017 Определение Арбитражного суда Самарской области N А55-16726/08
07.04.2017 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-2226/17
19.12.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-10666/13
05.12.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-10667/13
10.09.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-13416/13
03.09.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-13014/13
04.02.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-11096/12
29.10.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-10865/12
20.08.2012 Определение Арбитражного суда Самарской области N А55-16726/08
13.06.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-4144/12
22.03.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-986/12
16.01.2012 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-127/12
12.01.2012 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-48/12
06.11.2009 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-16726/08