г. Казань |
|
06 декабря 2013 г. |
Дело N А12-22073/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 декабря 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Петрова А.Л., Мосунова С.В.,
при участии представителей:
администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области - Кошелевой Г.В., доверенность от 20.11.2013 N 297-Д,
Министерства финансов Волгоградской области - Сорокина В.В., доверенность от 13.08.2013 N 50,
в отсутствие:
Комитета по строительству администрации Волгоградской области - извещен надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 18.06.2013 (судья Пономарев А.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2013 (председательствующий судья Луговской Н.В., судьи Александрова Л.Б., Веряскина С.Г.)
по делу N А12-22073/2011
по заявлению администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (ОГРН 1023402008706, ИНН 3435116011) к Министерству финансов Волгоградской области (ОГРН 1063444006922, ИНН 3444130624) о признании незаконным приказа, с участием третьего лица: Комитета по строительству администрации Волгоградской области (ИНН 3445118588, ОГРН 1113460005240),
УСТАНОВИЛ:
администрация городского округа - город Волжский Волгоградской области (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным приказа Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области от 02.11.2011 N 353 "О приостановлении (сокращении) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из областного бюджета в связи с нецелевым использованием средств областного бюджета городским округом город Волжский" (далее - оспариваемый приказ).
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 18.06.2013, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2013, оспариваемый приказ признан недействительным.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Министерство финансов Волгоградской области обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление, принятые по данному делу отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Считает ошибочным вывод судов о том, что ранее вынесенными судебными актами опровергаются нарушения администрацией требований бюджетного законодательства, а именно нецелевое использование бюджетных средств, ссылается на то, что факт нецелевого использования средств областного бюджета имел место быть.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами обеих инстанций норм права, установила следующее.
Как установлено судом, Межрайонным территориальным управлением Комитета бюджетно-финансовой политики администрации Волгоградской области (межрайонное территориальное управление N 6) (далее - административный орган) проведена проверка целевого и эффективного использования средств областной адресной программы "Переселения граждан из аварийного жилого фонда на территории Волгоградской области с использованием средств содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в 2010-2011 годах" и проверки обеспечения жильем граждан.
По результатам проверки 30.08.2011 и 02.09.2011 административным органом в адрес администрации направлены представления об устранении нарушений.
Администрация обратилась в арбитражный суд с требованиями о признании представлений незаконными.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 09.12.2010 по делу N А12-16393/2011, вступившим в законную силу, признаны недействительными представления административного органа от 30.08.2011 N 06-02-15/332 и от 02.09.2011 N 06-02-15/344 внесенные в адрес администрации.
Руководителем Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области издан приказ от 02.11.2011 N 353 "О приостановлении (сокращении) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из областного бюджета в связи с нецелевым использованием средств областного бюджета городским округом город Волжский".
Приказом, изданным на основании пункта 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусмотрено приостановление (сокращение) с 02.11.2011 предоставление субсидии на обеспечение сбалансированности местных бюджетов муниципальных районов (городских округов) (1403 5222104 010 251), предназначенной бюджету городского округа город Волжский Волгоградской области на сумму 6 916 978,0 рублей, в связи с выявлением факта нецелевого использования средств областного бюджета, выделенных на строительство жилых помещений в рамках областной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Волгоградской области с использованием средств фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в 2010 - 2011 годах", утвержденной постановлением администрации Волгоградской области от 29.03.2010 N 79-П.
Вынесение указанного приказа от 02.11.2011 N 353 послужило основанием для обращения администрации с заявленными требованиями в Арбитражный суд Волгоградской области.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" получателями средств Фонда, направляемых на предоставление финансовой поддержки, являются субъекты Российской Федерации или в случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, муниципальные образования. Указанные средства поступают в бюджеты субъектов Российской Федерации или в случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, в местные бюджеты.
В силу части 2 указанной статьи средства бюджета субъекта Российской Федерации, полученные за счет средств Фонда и предусмотренные в бюджете субъекта Российской Федерации на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, переселения граждан из аварийного жилищного фонда, распределяются субъектом Российской Федерации между муниципальными образованиями, претендующими в соответствии с заявкой субъекта Российской Федерации на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда и выполнившими предусмотренные статьей 14 настоящего Федерального закона условия предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, за исключением случаев, предусмотренных частью 2.1 настоящей статьи.
Согласно части 1.1 названной статьи контроль за использованием средств Фонда, направленных на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда и предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местном бюджете на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, переселения граждан из аварийного жилищного фонда, модернизации системы коммунальной инфраструктуры, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для контроля за использованием межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) межбюджетные отношения - взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса; межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 139 БК РФ под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Согласно части 5 статьи 136 БК РФ при несоблюдении органами местного самоуправления условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации, определенных бюджетным законодательством Российской Федерации, а также при нарушении предельных значений, установленных пунктом 3 статьи 92.1 и статьи 107 настоящего Кодекса, и в случаях, предусмотренных главой 30 настоящего Кодекса, финансовые органы субъектов Российской Федерации вправе принять решение о приостановлении (сокращении) в установленном ими порядке предоставления межбюджетных трансфертов соответствующим местным бюджетам до приведения в соответствие с требованиями настоящей статьи положений, обуславливающих условия предоставления межбюджетных трансфертов.
Приказом N 132 от 01.12.2008 утвержден Порядок (далее - Порядок) приостановления предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) бюджетам муниципальных образований Волгоградской области из областного бюджета в случаях выявления органом, исполняющим бюджет, и органами государственного финансового контроля следующих нарушений бюджетного законодательства органами местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области:
- нецелевое использование бюджетных средств;
- нецелевое использование бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе из областного бюджета.
Согласно пункту 2 названного Порядка решение о приостановлении принимается в форме приказа Министерства финансов Волгоградской области в соответствии с настоящим Порядком на основании документов, подтверждающих факты нарушения бюджетного законодательства органами местного самоуправления, указанные в пункте 1 настоящего Порядка, представленных органами государственного финансового контроля или оформленных соответствующими структурными подразделениями Минфина.
Следовательно, Министерство финансов Волгоградской области является надлежащим органом, имеющим правом вынесения оспариваемого приказа, однако в материалах дела отсутствуют надлежащие документы, подтверждающие факты нарушения бюджетного законодательства органами местного самоуправления, являющиеся основанием для его вынесения.
Представления административного органа, вынесенные в адрес администрации, на которые ссылается Министерство финансов Волгоградской области как на обстоятельства, подтверждающие нецелевое использование бюджетных средств, признаны недействительными решением Арбитражного суда Волгоградской области и не могут быть рассмотрены как доказательства по настоящему делу. Признавая недействительными указанные предписания, суд мотивировал, что они не содержат описания фактов, выявленных проверкой нарушений требований бюджетного законодательства, с указанием содержания нарушения, суммы расчетно-платежной операции, совершенной с нарушением, документов, подтверждающих нарушение.
В тоже время оспариваемый приказ содержит лишь ссылку на выявление факта нецелевого использования средств областного бюджета, однако не содержит конкретных обстоятельств, в чем выражено нецелевое использование средств, а также ссылок на документальное подтверждение данного факта.
Следовательно, учитывая обстоятельства дела, суды обеих инстанций пришли к правомерному выводу о недействительности оспариваемого Приказа.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств дела, установленных судами, что в соответствии со статьями 286, 287 АПК РФ недопустимо в силу установленных законом пределов рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Учитывая вышеизложенное, выводы суда первой и апелляционной инстанций являются правильными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству, предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов кассационная инстанция не находит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 18.06.2013 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2013 по делу N А12-22073/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
А.Л. Петров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 1 статьи 139 БК РФ под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Согласно части 5 статьи 136 БК РФ при несоблюдении органами местного самоуправления условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации, определенных бюджетным законодательством Российской Федерации, а также при нарушении предельных значений, установленных пунктом 3 статьи 92.1 и статьи 107 настоящего Кодекса, и в случаях, предусмотренных главой 30 настоящего Кодекса, финансовые органы субъектов Российской Федерации вправе принять решение о приостановлении (сокращении) в установленном ими порядке предоставления межбюджетных трансфертов соответствующим местным бюджетам до приведения в соответствие с требованиями настоящей статьи положений, обуславливающих условия предоставления межбюджетных трансфертов."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 6 декабря 2013 г. N Ф06-800/13 по делу N А12-22073/2011
Хронология рассмотрения дела:
06.12.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-800/13
12.09.2013 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-7061/13
18.06.2013 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-22073/11
26.02.2013 Постановление Президиума ВАС РФ N 12381/12
07.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12381/12
08.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12381/12
12.09.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12381/12
09.07.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-4393/12
12.04.2012 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-2203/12
08.02.2012 Определение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-22073/11