г. Казань |
|
10 декабря 2013 г. |
Дело N А65-7821/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 декабря 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Фатхутдиновой А.Ф.,
судей Хайруллиной Ф.В., Коноплевой М.В.
при участии представителей:
заявителя - Валеев Д.М., доверенность N 01-01-9/65 от 17.01.2013
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.06.2013 (судья Кириллов А.Е.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2013 (председательствующий судья Марчик Н.Ю., судьи Бажан П.В., Кузнецов В.В.,)
по делу N А65-7821/2013
по заявлению открытого акционерного общества "Северо-западные магистральные нефтепроводы", г. Казань, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, г. Казань, о признании незаконным решения, третье лицо: Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан, г. Казань,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Северо-западные магистральные нефтепроводы" (далее - заявитель, ОАО "СЗМН", общество) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Республики Татарстан к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (далее - ответчик, Управление Росреестра по Республике Татарстан) о признании решения от 21.03.2013 N 26/040/2012-315 об отказе в государственной регистрации договора аренды лесного участка от 06.02.2012 N 384/04-04-822/2012 незаконным, об обязании ответчика зарегистрировать договор аренды лесного участка от 06.02.2012 N 384/04-04-822/2012 путем внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр прав.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.06.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2013, заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным решение Управления Росреестра по Республике Татарстан от 21.03.2013 N 26/040/2012-315 об отказе в государственной регистрации договора аренды лесного участка от 06.02.2012 N 384/04-04-822/2012 и обязал Управление Росреестра по Республике Татарстан по вступлении решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем регистрации договора аренды лесного участка от 06.02.2012 N 384/04-04-822/2012 путем внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр прав.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить, в удовлетворении заявления ОАО "Северо-западные магистральные нефтепроводы" отказать в полном объёме. Заявитель жалобы полагает, что судами неправильно применены нормы материального права, не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан представило отзыв на кассационную жалобу, в котором указало, что план лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 01.01.2015 признается юридически действительным, однако, в министерстве отсутствует информация о регистрации договора аренды лесного участка от 06.02.2012 в соответствии с действующим законодательством.
ОАО "Северо-западные магистральные нефтепроводы" в представленном отзыве на кассационную жалобу просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан и третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 284 АПК РФ не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя ОАО "Северо-западные магистральные нефтепроводы", судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, 06.02.2012 между Министерством лесного хозяйства Республики Татарстан (арендодатель) и ОАО "СЗМН" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка N 384/04-04-822/2012, по условиям которого арендодатель обязался предоставить, а арендатор принять во временное пользование лесной участок общей площадью 0,24 га, находящийся в государственной собственности, определенный в пункте 2 настоящего договора, расположенный по адресу: Республика Татарстан, Лаишевский муниципальный район, ГКУ "Пригородное лесничество", Лаишевское участковое лесничество в квартале N 14, части выделов 32, 35, 36 площадью 0,2 га с кадастровым номером 16:24:000000:1052 и часть выдела 33 площадью 0,04 га с кадастровым номером 16:24:000000:996, для эксплуатации магистрального нефтепровода "Альметьевск-Горький 3".
15.11.2012 ОАО "СЗМН" обратилось в Лаишевский отдел Управления Росреестра по Республике Татарстан с заявлением N 16-16-26/040/2012 о государственной регистрации договора аренды лесного участка в целях эксплуатации линейных объектов от 06.02.2012 N 383/04-04-822/2012.
26.11.2012 и 20.12.2012 государственная регистрация названного договора была приостановлена в соответствии с пунктами 1 и 3 1 ст. 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) со ссылкой на п. 2 ст. 26 Закона о регистрации, п. 10 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре); заявителю рекомендовано обратиться в межующую организацию для составления межевого плана, необходимого для дальнейшего внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о части лесного участка, передаваемого в аренду.
Сообщением Лаишевского отдела Управления Росреестра по Республике Татарстан от 21.03.2013 N 26/042/2012-554 заявителю отказано в регистрации договора аренды лесного участка на основании п. 1 ст. 20 Закона регистрации в связи с тем, что на момент отказа в регистрации причины, послужившие основанием для приостановления, не устранены.
Считая отказ незаконным и нарушающим права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 18 Закона о государственной регистрации документы, представленные для регистрации, должны быть надлежащим образом оформлены, а также должны отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
На основании абзаца 10 п. 1 ст. 20 Закона о регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
На основании п. 1 ст. 17 Закона о регистрации основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в частности, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
В ходе государственной регистрации прав на недвижимое имущество регистрирующий орган проводит правовую экспертизу представленных документов и проверяет законность сделки (п. 1 ст. 13 Закона о регистрации).
Согласно ст. 71 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с названным Кодексом. К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 607 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
Согласно ст. 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 названного Кодекса. В соответствии с п. 2 ст. 69 ЛК РФ местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
В силу ст. 72 ЛК РФ объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.
В соответствии с п.п. 3 п. 1 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации и п. 2 ст. 26 Закона о регистрации объектами земельных отношений являются, в том числе, и части земельных участков, которые могут быть сданы в аренду. При этом к договору аренды, представляемому на государственную регистрацию, прилагается кадастровый паспорт земельного участка с указанием его части, сдаваемой в аренду.
Вместе с тем согласно ст. 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" в случае, если до 01.01.2015 государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Законом о регистрации.
Пункт 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 (в редакции Постановления Пленума от 25.01.2013 N 13) "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (далее - Постановление N 73) разъясняет, что возможна сдача в аренду части земельного участка без необходимости формирования (выделения) самостоятельного участка и регистрации на него права собственности, поскольку действующее законодательство не содержит требования о разделе земельного участка (в том числе лесного участка, право на который зарегистрировано за Российской Федерацией) для предоставления в аренду его части.
Правовая позиция, сформулированная в абзаце шестом пункта 9 Постановления N 73, применима к землям, находящимся в государственной или муниципальной собственности, вместе с тем, статья 4.4 Закона N 201-ФЗ содержит специальное правило в отношении лесных участков. Следовательно, названная позиция не применима к лесным участкам до 01.01.2015.
В данном случае заявителем в качестве основания для государственной регистрации представлен договор аренды лесного участка в целях эксплуатации линейных объектов от 06.02.2012 N 383/04-04-822/2012.
На момент заключения договора аренды лесного участка от 06.02.2012 N 383/04-04-822/2012 осуществлен кадастровый учет земельных участков лесного фонда с кадастровыми номерами 16:24:000000:1052 и 16:24:000000:996, в состав которых входят и арендуемые обществом лесные участки для эксплуатации магистральных нефтепроводов.
Как установлено судами по результатам оценки представленных в материалы дела документов, заявителем представлены все необходимые документы, требующиеся для регистрации договора аренды от 06.02.2012 N 384/04-04-822/2012, указанный договор по содержанию соответствует требованиям лесного и гражданского законодательства с учетом положений Федерального закона от 04.12.2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", регулирующих порядок оформления арендных отношений по поводу лесных участков в переходный период.
Лесной участок, являющийся предметом договора аренды, определен в указанном договоре. К договору аренды приложена схемы расположения и границы лесного участка, планы лесного участка с точным указанием координат, месторасположения, границ, площади, конфигурации, его характеристика и характеристика насаждений, цель использования, то есть лесной участок, как предмет договора полностью индивидуализирован.
При указанных обстоятельствах у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в регистрации договора аренды лесного участка, данный отказ не соответствует требованиям ст. 20 Закона о регистрации и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, были изложены им в апелляционной жалобе, получили надлежащую правовую оценку, и по существу направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и сделанных судами на их основании выводов, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (ч. 1, 3 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.06.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2013 следует оставить в силе, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.06.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2013 по делу N А65-7821/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.Ф.Фатхутдинова |
Судьи |
Ф.В.Хайруллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пункт 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 (в редакции Постановления Пленума от 25.01.2013 N 13) "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (далее - Постановление N 73) разъясняет, что возможна сдача в аренду части земельного участка без необходимости формирования (выделения) самостоятельного участка и регистрации на него права собственности, поскольку действующее законодательство не содержит требования о разделе земельного участка (в том числе лесного участка, право на который зарегистрировано за Российской Федерацией) для предоставления в аренду его части.
Правовая позиция, сформулированная в абзаце шестом пункта 9 Постановления N 73, применима к землям, находящимся в государственной или муниципальной собственности, вместе с тем, статья 4.4 Закона N 201-ФЗ содержит специальное правило в отношении лесных участков. Следовательно, названная позиция не применима к лесным участкам до 01.01.2015.
...
Как установлено судами по результатам оценки представленных в материалы дела документов, заявителем представлены все необходимые документы, требующиеся для регистрации договора аренды от 06.02.2012 N 384/04-04-822/2012, указанный договор по содержанию соответствует требованиям лесного и гражданского законодательства с учетом положений Федерального закона от 04.12.2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", регулирующих порядок оформления арендных отношений по поводу лесных участков в переходный период."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 10 декабря 2013 г. N Ф06-10196/13 по делу N А65-7821/2013