г. Казань |
|
12 декабря 2013 г. |
Дело N А72-1808/2013 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Абдулвагапова Р.Г.,
судей Хабибуллина Л.Ф., Мухаметшина Р.Р.,
при участии представителей:
заявителя - Трубякова Ф.М. (паспорт),
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Старомайнском районе Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 31.05.2013 (судья Каданцев Ю.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2013 (председательствующий судья Семушкин В.С., судьи Захарова Е.И., Филиппова Е.Г.)
по делу N А72-1808/2013
по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства Трубякова Федора Михайловича, с. Лесное Ульяновской области, к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Старомайнском районе Ульяновской области, р.п. Старая Майна об оспаривании требований и постановлений, при участии третьего лица - крестьянского хозяйства Трубякова Ф.М. (ИНН 7318001760, ОГРН 1037300901417), с. Лесное Ульяновской области,
УСТАНОВИЛ:
глава крестьянского (фермерского) хозяйства Трубяков Федор Михайлович (далее - Трубяков Ф.М.) обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании недействительными требований Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Старомайнском районе Ульяновской области (далее - управление, пенсионный фонд) от 29.03.2010 N 23571, от 17.10.2011 N 08301840065571, от 30.03.2012 N 08301840025619 и от 20.03.2013 N 08301840030957 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
Определением от 22.04.2013 суд объединил в одно производство для совместного рассмотрения настоящее дело N А72-1808/2013 по вышеуказанному заявлению и дело N А72-4845/2013 по заявлению Трубякова Ф.М. о признании незаконными постановлений управления от 28.05.2010 N 35081, от 06.12.2011 N 08301890019336 и от 18.06.2012 N 08301890014645 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов. Объединенному делу присвоен номер А72-1808/2013.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено крестьянское хозяйство Трубякова Ф.М.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 31.05.2013 признаны недействительными требование управления от 29.03.2010 N 23571 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов и постановления от 28.05.2010 N 35081, от 06.12.2011 N 08301890019336 и от 18.06.2012 N 08301890014645 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов; в остальной части требования заявителя оставлены без удовлетворения.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2013 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе пенсионный фонд просит отменить судебные акты в части удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Управлением в адрес Трубякова Ф.М. выставлены требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 29.03.2010 N 23571 (2009 год) в сумме 5430 рублей 78 копеек, от 17.10.2011 N 08301840065571 (2010 год) в сумме 12 941 рублей 97 копеек, от 30.03.2012 N 08301840025619 (2011 год) в сумме 17 032 рублей 60 копеек, от 20.03.2013 N 08301840030957 (2012 год) в сумме 20 116 рублей 89 копеек.
Неисполнение Трубяковым Ф.М. указанных требований в установленный срок послужило основанием для вынесения постановлений от 28.05.2010 N 35081, от 06.12.2011 N 08301890019336 и от 18.06.2012 N 08301890014645 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов
Не согласившись с указанными требованиями и постановлениями пенсионного фонда, Трубяков Ф.М. обратился в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Согласно статье 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) члены крестьянских (фермерских) хозяйств являются застрахованными лицами, на которых в соответствии с Законом распространяется обязательное пенсионное страхование.
На основании пункта 1 статьи 28 Закона N 167-ФЗ страхователи, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 названного закона, уплачивают страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2003 N 148 утверждены Правила исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в размере, превышающем минимальный размер фиксированного платежа, которые согласно пункту 1 Правил, распространяются на глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств.
Следовательно, нормы законодательства, регулирующие правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, приравнивают глав (членов) крестьянских (фермерских) хозяйств к индивидуальным предпринимателям. При этом установленный порядок действует независимо от того, когда и в какой форме создано крестьянское (фермерское) хозяйство, что отвечает принципу равенства субъектов обязательного пенсионного страхования.
Как следует из материалов дела, крестьянское (фермерское) хозяйство Трубякова Ф.М., главой которого является Трубяков Ф.М., зарегистрировано в качестве юридического лица 25.01.1992.
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства является как страхователем, так и застрахованным лицом, обязанным уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей на тех же условиях, на каких они уплачиваются индивидуальными предпринимателями.
При указанных обстоятельствах следует признать правомерным вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что Трубяков Ф.М., является плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязан уплачивать страховые взносы в виде фиксированного платежа. В связи с этим заявитель обязан уплатить суммы страховых взносов, указанные в требовании от 29.03.2010 N 23571.
Между тем, как правильно отмечено судами, вышеназванное требование не соответствует части 4 статьи 22 Закона N 212-ФЗ.
Так, в требовании указано, что обязанность по уплате страховых взносов за 2009 год и пени у Трубякова Ф.М. возникла на основании Закона N 212-ФЗ, тогда как этот закон вступил в силу лишь 01.01.2010 (часть 1 статьи 62 Закона N 212-ФЗ).
Как правильно отмечено судами, то обстоятельство, что данное требование соответствует форме, установленной приложением N 7 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 07.12.2009 N 957н, не может быть принято во внимание, поскольку управление не было лишено возможности оформить требование в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.01.2006 N 18н, действовавшим на момент вынесения требования.
Кроме того, в требовании указан ИНН 7318001760, присвоенный крестьянскому хозяйству Трубякова Ф.М., а не Трубякову Ф.М., что создает неопределенность, какому лицу данное требование адресовано.
В соответствии с части 14 статьи 19 Закона N 212-ФЗ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов - индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика страховых взносов в соответствии со статьей 20 данного Закона.
Отсутствие у пенсионного фонда сведений о счетах Трубякова Ф.М. подтверждается справками, оформленными в соответствии с приложением N 2 к Методическим рекомендациям по организации работы по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя (утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.04.2010 N 100р).
Доказательств наличия у него счетов на момент вынесения оспариваемых постановлений Трубяков Ф.М. не представил.
Однако из текстов постановлений следует, что взыскание задолженности необходимо производить за счет имущества Трубякова Федора Михайловича (Ульяновская обл., Старомайнский район, с. Лесное Никольское, дата рождения 13.01.1958, место рождения Ульяновская области, Старомайнский район, с. Лесное Никольское, ИНН 7318001760, регистрационный номер страхователя в органе контроля за уплатой страховых взносов 83018000574).
Таким образом, как обоснованно указано судами, постановления содержат сведения как о Трубякове Ф.М. (фамилия, имя, отчество, паспортные данные, адрес постоянного места жительства), так и о юридическом лице - крестьянском хозяйстве Трубякова Ф.М. (ИНН и регистрационный номер страхователя в органе контроля за уплатой страховых взносов), что исключает возможность однозначной идентификации лица, за счет имущества которого следует взыскать образовавшуюся задолженность.
В соответствии с пунктом 7 статьи 84 Налогового кодекса Российской Федерации каждому налогоплательщику присваивается единый на всей территории Российской Федерации по всем видам налогов и сборов идентификационный номер налогоплательщика.
В силу пункта 5 части 1 статьи 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) оспариваемые постановления являются исполнительными документами.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 13 Закона об исполнительном производстве в исполнительном документе должны быть указаны сведения о должнике и взыскателе, в частности, для граждан - фамилия, имя, отчество, место жительства или место пребывания, а для должника также - дата и место рождения, место работы (если оно известно) и для должника, являющегося индивидуальным предпринимателем, также - дата и место его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика.
То обстоятельство, что на момент вынесения постановлений от 28.05.2010 и 06.12.2011 пункт 5 части 1 статьи 13 Закона об исполнительном производстве не содержал требование об указании в исполнительном документе ИНН индивидуального предпринимателя - должника, не свидетельствует о правомерном указании управлением в этих постановлениях ИНН крестьянского хозяйства.
Таким образом, суды правильно признал недействительными указанные постановления и требование управления.
Доводы заявителя кассационной жалобы, в том числе о необоснованном восстановлении судом первой инстанции срока на подачу заявления, были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.
Суд кассационной инстанции считает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены. Переоценка исследованных судами доказательств в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 31.05.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2013 по делу N А72-1808/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Старомайнском районе Ульяновской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Р.Г. Абдулвагапов |
Судьи |
Л.Ф. Хабибуллин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 5 части 1 статьи 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) оспариваемые постановления являются исполнительными документами.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 13 Закона об исполнительном производстве в исполнительном документе должны быть указаны сведения о должнике и взыскателе, в частности, для граждан - фамилия, имя, отчество, место жительства или место пребывания, а для должника также - дата и место рождения, место работы (если оно известно) и для должника, являющегося индивидуальным предпринимателем, также - дата и место его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика.
То обстоятельство, что на момент вынесения постановлений от 28.05.2010 и 06.12.2011 пункт 5 части 1 статьи 13 Закона об исполнительном производстве не содержал требование об указании в исполнительном документе ИНН индивидуального предпринимателя - должника, не свидетельствует о правомерном указании управлением в этих постановлениях ИНН крестьянского хозяйства."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 12 декабря 2013 г. N Ф06-395/13 по делу N А72-1808/2013
Хронология рассмотрения дела:
12.12.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-395/13
23.09.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-12250/13
19.06.2013 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-10550/13
31.05.2013 Решение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-1808/13