г. Казань |
|
16 декабря 2013 г. |
Дело N А12-27691/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 декабря 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Фатхутдиновой А.Ф.,
судей Хайруллиной Ф.В., Коноплевой М.В.
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Хариным Р.С.
при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи, присутствующими в Арбитражном суде Волгоградской области представителями:
от истца - Чуйкин А.А., доверенность от 26.10.2013,
от третьего лица Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда
Большакова О.Н., доверенность N 20156 от 28.11.2011,
в отсутствии иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 17.05.2013 (Сотникова М.С.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2013 (председательствующий судья Борисова Т.С., судьи Жаткина С.А., Жевак И.И.)
по делу N А12-27691/2012
по исковому заявлению закрытого акционерного общества "Юринформ-Центр" (ИНН 3445057455, ОГРН 1033400472819) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области" (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757), об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости, третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области, Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда, Министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Юринформ-Центр" (далее - ЗАО "Юринформ-Центр", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с иском, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области", ответчик) об установлении кадастровой стоимости земельного участка, площадью 612 кв. м, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. им. Маршала Еременко, 71А с кадастровым номером 34:34:030023:13 в размере его рыночной стоимости 3 907 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 17.05.2013, оставленным без изменений постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2013, иск ЗАО "Юринформ-Центр" удовлетворен. Суд обязал Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области" внести изменения в государственный кадастр недвижимости, указав кадастровую стоимость земельного участка площадью 612 кв. м, с кадастровым номером 34:34:020023:13, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. им. Маршала Еременко 71а, равной его рыночной стоимости в размере 3 907 000 рублей.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить указанные судебные акты, принять по делу новый судебный акт, в удовлетворении исковых требований отказать. Заявитель жалобы полагает, что судами неправильно применены нормы материального и процессуального права, в нарушение ст.51 АПК РФ к участию в деле не были привлечены лица, права и законные интересы которых затронуты вынесенными судебными актами.
В судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи с помощью Арбитражного суда Волгоградской области представитель третьего лица Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель истца просил обжалуемые судебные акты оставить без изменения по основаниям, изложенным в представленном отзыве.
Ответчик и иные третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направили, отзывы на кассационную жалобу не представили, что в силу статьи 284 АПК РФ не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, 24.10.2008 между администрацией Волгограда (арендодатель) и ЗАО "Юринформ-Центр" (арендатор) на основании распоряжения председателя комитета земельных ресурсов администрации Волгограда от 14.10.2008 N 576-рз заключен договор аренды земельного участка N 8346 (далее - договор), по условиям которого, арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в пользование на условиях долгосрочной (краткосрочной) аренды на 3 года земельный участок из земель населенных пунктов, с учетным номером 2-16-1, с кадастровым номером 34:34:020023:0013, площадью 612 кв. м, расположенный по адресу: г. Волгоград, Краснооктябрьский район, ул. им. Маршала Еременко, 71а.
В соответствии с пунктом 1.2. договора земельный участок предоставлен для эксплуатации здания магазина-павильона.
Согласно сведения кадастрового паспорта от 13.07.2012 N 3434/300/12-85948, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 34:34:020023:13 составляет 5798479,68 рублей.
Кадастровая стоимость земельного участка утверждена Постановлением Губернатора Волгоградской области от 20.11.2012 N 1130 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области" о результатам государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области, проведенной по состоянию на 01.01.2010, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" и от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель", письмом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области от 26.10.2011 N19-40250 ВК.
ЗАО "Юринформ-Центр", полагая, что определенная в установленном порядке и внесенная в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость спорного земельного участка не соответствует его рыночной стоимости, следствием чего, принимая во внимание порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, одним из показателей которого является кадастровая стоимость, является нарушение его прав как арендатора этого земельного участка и плательщика арендной платы, обратился в арбитражный суд с вышеназванным исковым заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным.
Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Статьёй 70 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ).
В соответствии с частями 1, 2 статьи 3 Федерального закона N 221-ФЗ кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета).
В силу части 5 статьи 4 Федерального закона N 221-ФЗ сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.
Согласно пункту 11 части 2 статьи 7 Федерального закона N 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости; дополнительными сведениями об объекте недвижимости являются сведения об его кадастровой стоимости, которые вносятся на основании результатов определения такой стоимости, утвержденных в порядке, установленном нормами действующего законодательства.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ), в который была включена глава III. "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Из материалов дела усматривается, что ЗАО "Юринформ-Центр" обратилось в оценочную организацию ООО "Агентство независимой оценки и экспертизы "Медведица", с целью установления рыночной стоимости земельного участка, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. им. Маршала Ерёменко, 71 А, кадастровый N 34:34:020023:13. Согласно отчёту N1343/09-12 об оценке рыночной стоимости земельного участка, рыночная стоимость земельного участка составляет 4 420 000 (четыре миллиона четыреста двадцать тысяч рублей).
ЗАО "Юринформ-Центр" заказало проведение экспертизы на подтверждение стоимости отчёта об оценке рыночной стоимости выполненного ООО "Агентство независимой оценки и экспертизы "Медведица". В соответствии с заключением N 3, составленным экспертно-консультационным комитетом Волгоградского областного отделения общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" от 05.10.2012, отчёт содержит несоответствия по формальным признакам ФЗ N 135 от 29.06.1998, ФСО, ССО-РОО 2010. Однако выявленные несоответствия не влияют на величину рыночной стоимости.
Следовательно, истец правомерно обратился в арбитражный суд с требованием об установлении кадастровой стоимости используемого им земельного участка со ссылкой на существенное различие между определенной уполномоченным органом кадастровой стоимостью земельного участка и рыночной стоимостью данного земельного участка, определенной оценщиком.
По ходатайству истца судом первой инстанции в рамках настоящего была назначена экспертиза. На разрешение эксперта поставлен вопрос: какова рыночная стоимость земельного участка с астровым номером 34:34:020023:13, расположенного по адресу: Волгоградская обл., г. Волгоград, ул. им. Маршала Еременко, 71а по состоянию на 01.01.2010.
Согласно представленному в материалы дела N А12-27691/2012 заключению N 31с-3, выполненному экспертным учреждением - обществом с ограниченной ответственностью "Центр оценки и экспертиз "Аверс", экспертом Донсковым Е.М., рыночная стоимость земельного участка площадью 612 кв. м с кадастровым номером 34:34:020023:13, расположенного по адресу: Волгоградская область, г. Волгоград, ул. им. Маршала Еременко, 71а по состоянию на 01.01.2010 составляет 3 907 000 рублей.
Оценив полученное заключение эксперта по правилам статей 71, 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и руководствуясь пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 12, 13 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что в государственный кадастр недвижимости подлежат внесению сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости, указав на то, что доказательства, опровергающие достоверность рыночной стоимости, определенной на основании результатов проведенной по делу судебной экспертизы, не представлены.
Предметом исковых требований по существу является требование об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
Как установлено судами, в рассматриваемом случае в заключении судебного эксперта рыночная стоимость земельного участка площадью 612 кв. м с кадастровым номером 34:34:020023:13 установлена по состоянию на 01.01.2010, то есть на ту же дату, когда была определена кадастровая стоимость указанного земельного участка, что соответствует требованиям законодательства.
Выводы судов соответствуют правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях от 28.06.2011 N 913/11 25.06.2013 N 10761/11, согласно которой законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенного в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости; причем достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о правомерности действительной рыночной стоимости спорного земельного участка, которая подтверждена материалами дела и, руководствуясь пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, обязали орган кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Приведенный в жалобе аргумент о необоснованном рассмотрении дела без привлечения к участию в нему Правительства Волгоградской области и Администрации г.Волгограда отклоняется. Так, в результате удовлетворения требований общества Правительство области не лишается субъективных прав, принятыми по делу судебными актами на него не возлагаются какие-либо обязанности. Администрация Волгограда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, наряду с Комитетом земельных ресурсов администрации Волгограда, была привлечена определением Арбитражного суда Волгоградской области от 28.11.2012.
Иные доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, были изложены им в апелляционной жалобе, получили надлежащую правовую оценку, и по существу направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и сделанных судами на их основании выводов, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (ч. 1, 3 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Волгоградской области от 17.05.2013 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2013 следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 17.05.2013 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2013 по делу N А12-27691/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.Ф.Фатхутдинова |
Судьи |
Ф.В.Хайруллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Выводы судов соответствуют правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях от 28.06.2011 N 913/11 25.06.2013 N 10761/11, согласно которой законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенного в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости; причем достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о правомерности действительной рыночной стоимости спорного земельного участка, которая подтверждена материалами дела и, руководствуясь пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, обязали орган кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 16 декабря 2013 г. N Ф06-11052/13 по делу N А12-27691/2012