г. Казань |
|
24 декабря 2013 г. |
Дело N А12-10224/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 декабря 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Хайбулова А.А., Махмутовой Г.Н.,
при участии представителей:
заявителя - заместителя прокурора Волгоградской области - Догадина С.В.,
общества с ограниченной ответственностью "Специализированное предприятие "Память" - Резвякова А.В., доверенность от 10.12.2012 (б/н),
в отсутствие:
администрации Ерзовского городского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области - извещена надлежащим образом,
Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области - извещено надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу заместителя прокурора Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 03.07.2013 (судья Аниськова И.И.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2013 (председательствующий судья Камерилова В.А., судьи Лыткина О.В., Телегина Т.Н.)
по делу N А12-10224/2013
по исковому заявлению заместителя прокурора Волгоградской области в интересах публично-правового образования - Ерзовского городского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области в лице администрации Ерзовского городского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области к администрации Ерзовского городского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области (ИНН 3403020622, ОГРН 1053455072220), к обществу с ограниченной ответственностью "Специализированное предприятие "Память" (ИНН 3443001143, ОГРН 1023402984637) о признании недействительным муниципального контракта от 28.09.2010, с участием третьего лица: Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области,
УСТАНОВИЛ:
заместитель прокурора Волгоградской области в интересах публично-правового образования - Ерзовского городского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области в лице администрации Ерзовского городского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к администрации Ерзовского городского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области (далее - администрация), к обществу с ограниченной ответственностью "Специализированное предприятие "Память" (далее - ООО "СП "Память") о признании недействительным муниципального контракта от 28.12.2010 на оказание услуг по вопросам похоронного дела на территории Ерзовского городского поселения, заключенного между администрацией и ООО "Память".
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 03.07.2013, постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2013, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, заместитель прокурора Волгоградской области обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судами норм материального права, а также несоответствие выводов, сделанных судами, фактическим обстоятельствам дела.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив законность решения Арбитражного суда Волгоградской области от 03.07.2013 и постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2013 на основании статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, считает обжалуемые судебные акты незаконными и подлежащими отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 28.12.2010 между администрацией (Заказчик) и ООО "СП "Память" (Исполнитель) заключен муниципальный контракт на оказание услуг по вопросам похоронного дела на территории Ерзовского городского поселения.
Данный контракт заключён на основании протокола конкурса по отбору специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории Ерзовского городского поселения заказчика от 15.12.2010 N 9 и постановления администрации Ерзовского городского поселения Городищенксого муниципального района Волгоградской области "О заключении муниципального контракта со специализированной службой ООО "СП "Память" от 27.12.2010 N 162 (пункт 1.1. договора).
В соответствии с пунктом 1.2. указанного контракта, Исполнитель принимает на себя полномочия специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории Ерзовского городского поселения, обязуется осуществлять захоронение и оказывать ритуальные услуги в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", Правилами бытого обслуживания в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.1997 N 1025.
Ссылаясь на то, что спорный договор в нарушение Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" заключен с обществом, а не со специализированной службой по вопросам похоронного дела, созданной в форме муниципального учреждения или предприятия, истец обратился в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.
Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь частью 2 статьи 25, статьями 6, 9, 10, 12, 29 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" пришли к выводу, что устанавливая гарантии, связанные с погребением умерших, в частности возлагая обязанность по осуществлению погребения умерших на специализированные службы, Закон не исключает возможности выполнения данной деятельности другими коммерческими организациями.
Кроме того, судами отмечено, что по смыслу Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" ритуальные услуги, перечисленные в части 3 статьи 12 Закона, как и ритуальные услуги, оказываемые в отношении иных категорий умерших лиц, осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела в случае, когда отсутствуют лица, взявшие на себя обязанность по оказанию таких услуг.
Таким образом, установив, что лицом, взявшим на себя обязанность по оказанию спорных ритуальных услуг является ООО "СП "Память", суды пришли к выводу о наличии у общества, не обладающего статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела, права оказывать услуги по погребению умерших лиц, указанных в части 1 и 2 статьи 12 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", в связи с чем отказали в удовлетворении заявленных требований.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Статьей 9 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" установлен следующий гарантированный перечень услуг, оказываемых на безвозмездной основе супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего: 1) оформление документов, необходимых для погребения; 2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; 3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); 4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).
В соответствии с частью 2 указанной статьи данные услуги оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела. В соответствии с частью 3 данной нормы стоимость услуг возмещается специализированной службе из средств соответствующего бюджета.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" при отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела в течение трех суток с момента установления причины смерти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Исходя из анализа вышеуказанных норм, специализированная служба оказывает населению на безвозмездной основе гарантированный перечень услуг, стоимость которых возмещается из бюджетных средств.
Согласно пункту 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения.
Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселения, муниципальные районы и городские округа обладают полномочиями, в частности, по созданию муниципальных предприятий и учреждений, финансированию муниципальных учреждений, формированию и размещению муниципального заказа, установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Предметом регулирования статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" является организация похоронного дела, в соответствии с которой организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
Согласно статье 29 Закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления районов, поселений и городских округов.
Проанализировав нормы действующего законодательства, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что присвоение статуса специализированной службы коммерческой организации либо индивидуальному предпринимателю, определенным на конкурсной основе, не является созданием муниципального учреждения или предприятия. Органы местного самоуправления не наделены правом присвоения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела коммерческим организациям или индивидуальным предпринимателям; положения Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предоставляют органам местного самоуправления право делегировать сторонним организациям функции, которые отнесены законом к функциям, осуществляемым только организациями, создаваемыми органами местного самоуправления (оказание гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе).
На основании вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что муниципальный контракт на оказание услуг по вопросам похоронного дела на территории Ерзовского городского поселения от 28.09.2010, заключенный между администрацией Ерзовского городского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области и обществом с ограниченной ответственностью "Специализированное предприятие "Память", не соответствует требованиям закона, в связи с чем является недействительным в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, требования заместителя прокурора Волгоградской области подлежат удовлетворению.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций установлены все фактические обстоятельства по делу, но неправильно применены нормы материального права, суд кассационной инстанции, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает необходимым отменить принятые по делу решение Арбитражного суда Волгоградской области от 03.07.2013 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2013 и не передавая дело на новое рассмотрение, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 03.07.2013 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2013 по делу N А12-10224/2013 отменить.
Заявление заместителя прокурора Волгоградской области удовлетворить.
Признать недействительным муниципальный контракт на оказание услуг по вопросам похоронного дела на территории Ерзовского городского поселения от 28.09.2010, заключенного между администрацией Ерзовского городского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области и обществом с ограниченной ответственностью "Специализированное предприятие "Память".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
А.А. Хайбулов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Проанализировав нормы действующего законодательства, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что присвоение статуса специализированной службы коммерческой организации либо индивидуальному предпринимателю, определенным на конкурсной основе, не является созданием муниципального учреждения или предприятия. Органы местного самоуправления не наделены правом присвоения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела коммерческим организациям или индивидуальным предпринимателям; положения Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предоставляют органам местного самоуправления право делегировать сторонним организациям функции, которые отнесены законом к функциям, осуществляемым только организациями, создаваемыми органами местного самоуправления (оказание гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе).
На основании вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что муниципальный контракт на оказание услуг по вопросам похоронного дела на территории Ерзовского городского поселения от 28.09.2010, заключенный между администрацией Ерзовского городского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области и обществом с ограниченной ответственностью "Специализированное предприятие "Память", не соответствует требованиям закона, в связи с чем является недействительным в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 24 декабря 2013 г. N Ф06-835/13 по делу N А12-10224/2013