г. Саратов |
|
18 сентября 2013 г. |
Дело N А12-10224/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 сентября 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Камериловой В.А.
судей Лыткиной О.В., Телегиной Т.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Изаковой М.А.,
при участии в судебном заседании представителя администрации Ерзовского городского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области Иваноа И.Г., действующего по доверенности от 31.10.2012, представителя общества с ограниченной ответственностью "Специализированное предприятие "Память" Резвякова А.В., действующего по доверенности от 10.12.2012 N 7,
рассмотрев апелляционные жалобы администрации Ерзовского городского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области, заместителя прокурора Волгоградской области в интересах публично-правового образования - Ерзовского городского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области в лице Администрации Ерзовского городского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 03 июля 2013 года по делу N А12-10224/2013 (судья И.И. Аниськова),
по иску заместителя прокурора Волгоградской области в интересах публично-правового образования - Ерзовского городского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области в лице администрации Ерзовского городского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области
к администрации Ерзовского городского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области (ИНН 3403020622, ОГРН 1053455072220)
обществу с ограниченной ответственностью "Специализированное предприятие "Память" (ИНН3443001143, ОГРН 1023402984637)
третье лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области
о признании недействительным муниципального контракта от 28.09.2010,
УСТАНОВИЛ:
заместитель прокурора Волгоградской области в интересах публично-правового образования -Ерзовского городского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области в лице Администрации Ерзовского городского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области обратился в арбитражный суд с иском к ответчикам администрации Ерзовского городского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области (далее - администрация), обществу с ограниченной ответственностью "Специализированное предприятие "Память" (далее - ООО "Память") о признании недействительным муниципального контракта от 28.12.2010 на оказание услуг по вопросам похоронного дела на территории Ерзовского городского поселения, заключенного между администрацией и обществом.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 03 июля 2013 года по делу N А12-10224/2013 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, администрация обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
По мнению заявителей, органы местного самоуправления не наделены правом присвоения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела коммерческим организациям или индивидуальным предпринимателям.
Дело рассматривается в апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Иные лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили. О месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, согласно требованиям статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Как следует из материалов дела, 28 декабря 2010 года между администрацией (заказчик) и ООО "Память" (исполнитель) заключен муниципальный контракт на оказание услуг по вопросам похоронного дела на территории Ерзовского городского поселения.
Данный контракт заключён на основании протокола конкурса по отбору специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории Ерзовского городского поселения заказчика от 15.12.2010 N 9 и постановления администрации Ерзовского городского поселения Городищенксого муниципального района Волгоградской области "О заключении муниципального контракта со специализированной службой ООО СП "Память" от 27.12.2010 N 162 (пункт 1.1. договора).
В соответствии с пунктом 1.2. указанного контракта, исполнитель принимает на себя полномочия специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории Ерзовского городского поселения, за ним закрепляется кладбище городского поселения. Исполнитель обязуется осуществлять захоронение и оказывать ритуальные услуги в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", Правилами бытого обслуживания в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.1997 N 1025.
Исковые требования прокурор мотивирует тем, что спорный договор, в нарушение Федерального закона "О погребении и похоронном деле", заключен с обществом, а не со специализированной службой по вопросам похоронного дела, созданной в форме муниципального учреждения или предприятия.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, обоснованно руководствовался следующим.
На основании статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации, сделка недействительна по основаниям, установленным Гражданским кодексом Российской Федерации, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В силу статьи 168 названного Кодекса, сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Согласно пункту 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), к вопросам местного значения поселения относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Из содержания части 1 статьи 17 Закона N 131-ФЗ следует, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселения, муниципальные районы и городские округа обладают полномочиями, в частности, по созданию муниципальных предприятий и учреждений, финансированию муниципальных учреждений, формированию и размещению муниципального заказа, установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.
В силу части 4 статьи 51 названного Закона, органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.
Частью 2 статьи 25 Закона N 8-ФЗ предусмотрено, что организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
В соответствии со статьёй 29 указанного Закона, органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с названным Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления районов, поселений и городских округов.
Статьями 6, 9, 10, 12 Закона N 8-ФЗ предусмотрено, что услуги по погребению умерших могут оказываться и иными организациями или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в этой сфере. Специализированные же службы создаются органами местного самоуправления с целью реализации предусмотренных статьёй 9 указанного Закона гарантий, которые заключаются в возможности бесплатного получения лицом, взявшим на себя обязанности по погребению, определенного указанной статьей перечня услуг, с последующим возмещением специализированной службе их стоимости в порядке, предусмотренном в пункте 3 данной статьи.
При этом следует иметь в виду положения статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающей право коммерческих организаций, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.
Системный анализ норм Закона N 8-ФЗ свидетельствует, что, устанавливая гарантии, связанные с погребением умерших, в частности возлагая обязанность по осуществлению погребения умерших на специализированные службы, Закон не исключает возможности выполнения данной деятельности другими коммерческими организациями.
На основании части 3 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации, к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила указанного Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.
По смыслу Закона N 8-ФЗ, ритуальные услуги, перечисленные в части 3 статьи 12 Закона, как и ритуальные услуги, оказываемые в отношении иных категорий умерших лиц, осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела в случае, когда отсутствуют лица, взявшие на себя обязанность по оказанию таких услуг.
Из материалов дела следует, что лицом, взявшим на себя обязанность по оказанию спорных ритуальных услуг, является общество.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о наличии у общества, не обладающего статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела, права оказывать услуги по погребению умерших лиц, указанных в части 1 и 2 статьи 12 Закона N 8-ФЗ. Правовые основания для удовлетворения заявленных исковых требований и признания договора от 28.12.2010 недействительным (ничтожным) отсутствуют.
Доводы апелляционных жалоб внимательно изучены судом апелляционной инстанции и признаны необоснованными. Оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм материального и процессуального права, содержащиеся в нём выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Руководствуясь статьями, 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 03 июля 2013 года по делу N А12-10224/2013 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме, через арбитражный первой инстанции.
Председательствующий |
В.А. Камерилова |
Судьи |
О.В. Лыткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-10224/2013
Истец: Ерзовское городское поселение Городищенского муниципального района Волгоградской области в лице Администрации Ерзовского городского поселения Городищенского муниципального района Волгградской области, Прокуратура Волгоградской области
Ответчик: Администрация Ерзовского городского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области, ООО "Специализированное предприятие "Память"
Третье лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области