г. Казань |
|
30 декабря 2013 г. |
Дело N А12-2658/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 декабря 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Сибгатуллина Э.Т., Арукаевой И.В.,
при участии представителей:
истца - Берлинчик Е.М., доверенность от 25.08.2013 N 3,
ответчика - Бондаренко В.А., доверенность от 29.12.2012 N 14,
в отсутствие:
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жизнь"
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2013 (председательствующий судья Лыткина О.В., судьи Антонова О.И., Дубровина О.А.)
по делу N А12-2658/2013
по исковому заявлению государственного бюджетного учреждения Волгоградской области "Волгоградский центр энергоэффективности" (ИНН 3444137429, ОГРН 1063444061230) к открытому акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" о взыскании 5 083 333 руб., с участием третьего лица: Министерства топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области,
УСТАНОВИЛ:
государственное бюджетное учреждение Волгоградской области "Волгоградский центр энергоэффективности" (далее - ГБУ "Волгоградский центр энергоэффективности", Учреждение, истец) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к открытому акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" (далее - ОАО "МРСК Юга", Компания, ответчик) о взыскании 15 196 455 руб. задолженности, образовавшейся в результате несвоевременного перечисления денежных средств за январь-март 2010 года в соответствии с Федеральным законом от 03.04.1996 N 28-ФЗ "Об энергосбережении", Законом Волгоградской области N 215-ОД от 28.10.1998 "Об энергосбережении", постановлением Главы администрации Волгоградской области от 15.09.2006 N 1145 "О формировании единой стратегии в области энергосбережения на территории Волгоградской области".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 30.04.2013 иск удовлетворен.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2013 решение суда первой инстанции от 30.04.2013 отменено и по делу принят новый судебный акт, которым в иске отказано.
Не согласившись с данным постановлением, в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой обратилось общество с ограниченной ответственностью "Жизнь" (далее - ООО "Жизнь", Общество), которое просит постановление апелляционной инстанции отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции от 30.04.2013, считая, что судом апелляционной инстанции нарушены нормы материального и процессуального права. По мнению заявителя жалобы, апелляционный суд необоснованно сделал вывод о том, что с даты введения в действие Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" подлежат прекращению перечисления на специальный счет энергосбережения отчисления организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, так как постановление администрации Волгоградской области от 15.09.2006 N 1145 "О формировании единой стратегии в области энергосбережения на территории Волгоградской области" в заявленный исковой период (с 01.01.2010 по 01.03.2010) являлось действующим, постановлением главы администрации Волгоградской области от 29.12.2009 N 1579 приведено в соответствие с Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ и предусматривало обязанность ответчика осуществлять обязательные отчисления на финансирование энергосберегающих мероприятий. Доводы Общества подробно изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Определением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 17.10.2013 произведена замена истца - ГБУ "Волгоградский центр энергоэффективности" на его правопреемника - ООО "Жизнь".
ОАО "МРСК Юга" в отзыве на кассационную жалобу и его представители в судебном заседании доводы жалобы отклонили и просили оставить обжалуемый судебный акт без изменения, считая его законным и обоснованным.
Третье лицо надлежащим образом извещено о месте и времени судебного разбирательства, однако явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Определением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 22.10.2013 в составе судьей Федоровой Т.Н., Сибгатуллина Э.Т. и Салиховой З.И. производство по кассационной жалобе ООО "Жизнь" было приостановлено до принятия судебного акта по жалобе ОАО "МРСК Юга" на определение Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 17.10.2013 о процессуальном правопреемстве по тому же делу. Означенное производство возобновлено определением кассационной инстанции от 29.11.2013.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 18 АПК РФ в составе суда, рассматривающем кассационную жалобу, произведена замена судьи Салиховой З.И. на судью Арукаеву И.В., в связи с чем рассмотрение дела после замены судьи начато сначала.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании от 23.12.2013 судом кассационной инстанции был объявлен перерыв до 14 часов 00 минут 25.12.2013.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, на основании Федерального закона от 03.04.1996 N 28-ФЗ "Об энергосбережении" постановлением администрации Волгоградской области от 15.09.2006 N 1145 было утверждено Положение о порядке формирования и использования целевых средств, предназначенных для финансирования энергосберегающей политики в Волгоградской области (далее - Положение N 1145), обязательное в силу пункта 1.3 данного Положения для исполнения на территории Волгоградской области всеми газораспределительными, энергосбытовыми, газосбытовыми организациями, отпускающими и транспортирующими электрическую и тепловую энергию, природный газ.
В соответствии с пунктом 2.5 Положения N 1145 государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию осуществляет Управление по региональным тарифам администрации Волгоградской области (в настоящее - Министерство топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области).
Согласно пунктам 3.2 и 3.3 Положения N 1145 (в редакции, действовавшей в исковой период) размер отчислений на формирование целевых средств составляет один процент от стоимости отпущенной электрической и (или) тепловой энергии и стоимости услуг, оказываемых энергоснабжающими организациями.
В целях реализации мероприятий по энергосбережению и проведения энергосберегающей политики в регионе постановлением администрации Волгоградской области от 19.07.2006 N 878 было создано ГБУ "Волгоградский центр энергоэффективности". Пунктом 5 указанного постановления Учреждению было поручено открыть счет с целью аккумулирования средств для финансовой поддержки энергосберегающей политики в регионе.
В соответствии с пунктом 2.3 Положения N 1145 Учреждение уполномочено на обращение в суд с требованиями о взыскании отчислений с организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
Компания оказывает услуги по передаче электрической энергии, его услуги в исковой период подлежали государственному регулированию в соответствии с Федеральным законом от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую энергию и (или) ее предельного уровня (статья 2).
Постановлением Управления по региональным тарифам Администрации Волгоградской области от 24.12.2009 N 42/1 установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Волгоградской области, а постановлением от 24.12.2009 N 42/2- индивидуальные тарифы на 2010 год.
Компания не произвела перечисление на специальный счет Учреждения денежных средств за январь-март 2010 года в сумме 15 196 455 руб., включенных в структуру тарифа, которые были предусмотрены для финансирования энергосберегающих мероприятий в регионе.
Учреждение, указав, что упомянутые отчисления не являются денежными средствами энергоснабжающих организаций и должны перечисляться на специальный счет Учреждения до 25 числа месяца, следующего за отчетным, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции посчитал, что в силу Федерального закона от 03.04.1996 N 28-ФЗ "Об энергосбережении", Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", статьи 15 Закона Волгоградской области "Об энергосбережении" от 27.10.1998 N 215-ОД, Положения N 1145 на Компании лежит обязанность по перечислению на специальный счет отчислений на финансирование энергосберегающих программ.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в иске, апелляционный суд правомерно исходил из следующего.
В обоснование исковых требований Учреждение сослалось на то, что обязанность Компании по перечислению вышеуказанной суммы на специальный счет установлена пунктами 2.2, 2.3, 3.1, 3.2, 3.3 Положения N 1145.
В спорный период Положение N 1145 действовало в редакции постановления главы администрации Волгоградской области от 29.12.2009 N 1579.
Согласно абзацу 6 статьи 14 Федерального закона от 03.04.1996 N 28-ФЗ "Об энергосбережении", действовавшего до 27.11.2009, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при определении тарифов на электрическую и тепловую энергию должны учитывать экономически обоснованные затраты потребителей электрической и тепловой энергии на энергосбережение. При этом порядок консолидации указанных средств и порядок их использования в целях финансирования энергосберегающих проектов определялись органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 03.04.1996 N 28-ФЗ "Об энергосбережении" утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Волгоградской области от 16.05.2011 по делу N А12-2133/2011, оставленным без изменения постановлением Федерального Арбитражного суда Поволжского округа от 25.08.2011, пункты 2.1-2.3, 3.1, абзацы 1, 3-10 пункта 3.2, пункты 3.3. 4.1-4.4, раздел 5 Положения N 1145 (в действующей редакции) признаны недействующими как несоответствующие действующему законодательству.
Постановлением главы администрации Волгоградской области от 23.06.2011 N 656 "О признании утратившими силу некоторых постановлений Главы администрации Волгоградской области" Положение N 1145 признано утратившим силу с 23.06.2011.
В названном решении Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-2133/2011 сделан вывод о том, что с даты начала действия Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" подлежат прекращению перечисления на специальный счет энергосбережения отчисления организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. Поэтому распространение обязанности по перечислению на специальный счет энергосбережения средств, включенных до 01.01.2011 в структуру цен (тарифов) на товары и услуги организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, противоречат указанному закону.
В силу части 1 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
ГБУ "Волгоградский центр энергоэффективности" являлся третьим лицом по делу N А12-2133/2011 и указанный судебный акт является для него обязательным.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что обязанность по перечислению на специальный счет энергосбережения средств, включенных до 01.01.2011 в структуру цен (тарифов) на товары и услуги организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, у Компании отсутствовала, а потому оснований для удовлетворения исковых требований у суда первой инстанции не имелось.
Доводы ООО "Жизнь", изложенные в кассационной жалобе, судом округа отклоняются, поскольку не свидетельствуют о наличии предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемого судебного акта, не опровергают выводы апелляционного суда и направлены по существу на переоценку доказательств и установленных судом фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Постановление апелляционной инстанции от 19.07.2013 соответствует нормам материального и процессуального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2013 по делу N А12-2658/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
Э.Т. Сибгатуллин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно абзацу 6 статьи 14 Федерального закона от 03.04.1996 N 28-ФЗ "Об энергосбережении", действовавшего до 27.11.2009, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при определении тарифов на электрическую и тепловую энергию должны учитывать экономически обоснованные затраты потребителей электрической и тепловой энергии на энергосбережение. При этом порядок консолидации указанных средств и порядок их использования в целях финансирования энергосберегающих проектов определялись органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 03.04.1996 N 28-ФЗ "Об энергосбережении" утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
...
В названном решении Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-2133/2011 сделан вывод о том, что с даты начала действия Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" подлежат прекращению перечисления на специальный счет энергосбережения отчисления организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. Поэтому распространение обязанности по перечислению на специальный счет энергосбережения средств, включенных до 01.01.2011 в структуру цен (тарифов) на товары и услуги организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, противоречат указанному закону."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 30 декабря 2013 г. N Ф06-8734/13 по делу N А12-2658/2013
Хронология рассмотрения дела:
30.12.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-8734/13
28.11.2013 Определение Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-8734/13
19.07.2013 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-5484/13
30.04.2013 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-2658/13