г. Казань |
|
15 января 2014 г. |
Дело N А06-8979/2012 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Егоровой М.В.,
судей Хабибуллина Л.Р., Логинова О.В.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи помощником судьи Мамяшевой Д.Р.,
при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Астраханской области представителей:
заявителя - Сорокиной Ю.В. по доверенности от 12.09.2013 N 6799/04-03,
ответчика - Поздняковой Н.А. по доверенности от 17.10.2013,
третьего лица - Полякова С.В. по доверенности от 18.12.2013 N 02/50,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства социального развития и труда Астраханской области
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 02.04.2013 (судья Сорокин Н.А.) постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2013 (председательствующий судья Луговской Н.В., судьи Акимова М.А., Александрова Л.Б.)
по делу N А06-8979/2012
по заявлению Министерства социального развития и труда Астраханской области, г. Астрахань (ОГРН 1053000021139, ИНН 3015068832) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области, г. Астрахань, с участием третьего лица: открытого акционерного общества "Волго-Каспийский Акционерный Банк", г. Астрахань (ОГРН 1023000000210, ИНН 3015011755) о признании недействительными решения и предписания,
УСТАНОВИЛ:
Министерство социального развития и труда Астраханской области (далее - заявитель, Министерство, Минсоцразвитие Астраханской области) обратилось в арбитражный суд Астраханской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - антимонопольный орган, УФАС России по Астраханской области) о признании недействительными решения по делу N 29-К-05-12 от 18.10.2012 и предписания N 29-К-05-12 от 04.10.2012 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено открытое акционерное общество "Волго-Каспийский Акционерный Банк" (далее - третье лицо, ОАО "ВКАБАНК").
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 02.04.2013 по делу N А06-8979/2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2013 решение Арбитражного суда Волгоградской области от 02.04.2013 оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
Министерство не согласилось с вышеуказанными актами и обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
Антимонопольный орган в отзыве на кассационную жалобу просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав представителей сторон и третьего лица, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, а также соответствие выводов судов имеющимся в материалах дела доказательствам, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа пришел к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в УФАС России по Астраханской области поступила информация ОАО "ВКАБАНК" о заключении между ОАО "ВКАБАНК" и Министерством социального развития и труда Астраханской области договора о зачислении денежных средств на счета физических лиц (пособий, компенсаций и других социальных выплат).
Условия вышеуказанного договора не предусматривают какой-либо платы и ОАО "ВКАБАНК" производит все вышеназванные операции без компенсаций, комиссий и других форм оплаты со стороны министерства.
По информации, представленной Министерством (письмо исх. N 1507/0503 от 26.05.2011) заявителем заключены аналогичные договоры на зачисление денежных средств (сумм пособий, компенсаций и других социальных выплат) на счета по вкладам со следующими организациями: ФГУП "Почта России" (государственный контракт от 28.12.2010 N 122 на оказание услуг по доставке гражданам сумм государственных пособий, компенсаций и других социальных выплат); Сбербанк России (договор от 04.07.2005 N45 о зачислении денежных средств на счета по вкладам, с изменениями и дополнениями); открытое акционерное общество "Банк Москвы" (договор б/н от 29.07.2005); открытое акционерное общество Внешторгбанк (договор б/н от 08.08.2005 г.); открытое акционерное общество "Евро-Азиатский торгово-промышленный банк" (договор б/н от 12.07.2005); открытое акционерное общество ВКАБанк (договор б/н от 29.07.2005); ОАО Агроинкомбанк (договор б/н от 18.07.2005); Газпромбанк (закрытое акционерное общество) (договор б/н от 12.07.2005); закрытое акционерное общество "Республиканский социальный коммерческий банк" (договор б/н от 12.07.2005).
В ходе проверки антимонопольным органом установлено, что договор, заключённый Минсоцразвития Астраханской области с ФГУП "Почта России", ОАО "Сбербанк" предусматривает оплату услуг по перечислении денежных средств на счета физических лиц банка Министерством, а договоры, заключённые с другими банками - не предусматривают такой оплаты.
По информации, представленной Астраханским отделением N 8625 ОАО "Сбербанк России" антимонопольному органу, Министерство не уведомляло о невозможности произведения оплаты за указанные услуги по каким-либо причинам.
Кроме того, УФАС России по Астраханской области фактически было установлено, что согласно уведомлению от 31.12.2011 о бюджетных ассигнованиях на 2011 год и выписке из бюджетной сметы от 29.06.2012 для Министерства предусмотрены денежные средства на оплату услуг связи и на оплату услуг банка.
Решением УФАС России по Астраханской области N 29-К-05-12 от 18.10.2012 действия Министерства, выразившиеся в создании неравных условий осуществления деятельности по зачислению денежных средств на счета физических лиц на территории Астраханской области, были признаны нарушающими часть 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
На основании указанного решения УФАС России по Астраханской области вынесено предписание от 04.10.2012 N 29-К-05-12.
Не согласившись с указанным решением и предписанием, заявитель обратился в суд первой инстанции с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований и суд апелляционной инстанции, оставляя решения суда без изменения, правомерно исходили из следующего.
Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).(создание неравных условий).
Данная статья Закона о защите конкуренции содержит прямой запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации.
Согласно пункту 1 постановления Правительства Астраханской области от 21.03.2005 N 21-П "О министерстве социального развития и труда Астраханской области" Министерство является исполнительным органом государственной власти Астраханской области, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального развития и труда, опеки и попечительства, оказания государственных услуг в установленной сфере, включая социальное обслуживание населения, протезно-ортопедическую помощь, реабилитацию инвалидов, предоставление мер социальной поддержки в соответствии установленным законодательством отдельным категориям граждан, государственную экспертизу условий труда, функции по контролю и надзору в установленных законодательством сферах деятельности.
Суды предыдущих инстанций, руководствуясь вышеуказанными нормами, правомерно установили, что Минсоцразвития Астраханской области является субъектом, подпадающим под действие части 1 статьи 15 Закона защите конкуренции в силу прямого указания закона.
Довод заявителя о том, что действие статьи 15 Закона о защите конкуренции не распространяется на Министерство, так как оно не является в данном случае хозяйствующим субъектом, в связи заключением договора до принятия Закона о защите конкуренции противоречит нормам статьи 15 закона о защите конкуренции и пункту 1 постановления Правительства Астраханской области от 21.03.2005 N 21-П "О министерстве социального развития и труда Астраханской области" и фактическим обстоятельствам дела, установленным судами.
Довод заявителя о том, что Министерство не является инициатором при заключении договоров с кредитными организациями и условие о безвозмездности оказания услуг поступает от самих кредитных организаций, не подтверждается материалами дела, поскольку при обращении ОАО ВКАБанк (исх.N 10/2830 от 30.11.2011) на основании предварительных устных договоренностей ОАО "ВКАБАНК" передал на рассмотрение в Минсоцразвития АО по электронной почте в электронном виде проект договора о перечислении денежных средств на счета физических лиц, включающий в себя условие об оплате услуг ОАО "ВКАБАНК", однако указанный договор заключен не был.
Судами установлено, что 30.11.2011 ОАО "ВКАБАНК" передал на рассмотрение в Министерство проект договора о перечислении денежных средств на счета физических лиц, включавший в себя условие об оплате услуг банка, однако указанный договор не был заключен.
В ответ 17.03.2011 Министерство направило в адрес ОАО "ВКАБАНК" письмо N 731/05, в котором сообщило, что в ранее заключенном договоре между банком и Министерством расходы на оплату банковских услуг по зачислению денежных средств на счета граждан не были предусмотрены, в связи с чем, при формировании областного бюджета в 2009 году на 2010-2012 годы не были запланированы.
В связи с этим, Минсоцразвития Астраханской области предложило исключить из договора пункты 3.7 и.3.8, касающиеся оплаты услуг банка.
Также является несостоятельной ссылка заявителя на то, что его действия при заключении договора о зачислении денежных средств на счета по вкладам с "ВКАБАНК" не могут квалифицироваться как нарушающие часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, поскольку при заключении договора были соблюдены все требования законодательства, отклоняется судебной коллегией.
Как верно указано судами в качестве нарушения данному органу исполнительной власти вменялось не заключение договора само по себе, а создание неравных условий осуществления хозяйственной деятельности для организаций, осуществляющих зачисление денежных средств на счета физических лиц (пособий, компенсаций и других социальных выплат) на территории Астраханской области.
Иных доводов кассационная жалоба не содержит. Доводы, которые в ней изложены, также были предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Доводы заявителя не опровергают сделанных судами выводов и не могут являться основанием для изменения или отмены судебных актов.
При таких обстоятельствах и правильном применении судами норм материального права, полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств обжалуемые судебные акты является законными и обоснованными.
Правовых оснований для их отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 02.04.2013 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2013 по делу N N А06-8979/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.В. Егорова |
Судьи |
Л.Р. Хабибуллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В ответ 17.03.2011 Министерство направило в адрес ОАО "ВКАБАНК" письмо N 731/05, в котором сообщило, что в ранее заключенном договоре между банком и Министерством расходы на оплату банковских услуг по зачислению денежных средств на счета граждан не были предусмотрены, в связи с чем, при формировании областного бюджета в 2009 году на 2010-2012 годы не были запланированы.
В связи с этим, Минсоцразвития Астраханской области предложило исключить из договора пункты 3.7 и.3.8, касающиеся оплаты услуг банка.
Также является несостоятельной ссылка заявителя на то, что его действия при заключении договора о зачислении денежных средств на счета по вкладам с "ВКАБАНК" не могут квалифицироваться как нарушающие часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, поскольку при заключении договора были соблюдены все требования законодательства, отклоняется судебной коллегией."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 15 января 2014 г. N Ф06-1512/13 по делу N А06-8979/2012
Хронология рассмотрения дела:
15.01.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-1512/13
10.12.2013 Определение Арбитражного суда Астраханской области N А06-8979/12
19.09.2013 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-6625/13
03.06.2013 Определение Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-5050/13
02.04.2013 Решение Арбитражного суда Астраханской области N А06-8979/12