г. Казань |
|
23 января 2014 г. |
Дело N А55-2897/2013 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Сафина Н.Н., Мосунова С.В.,
при участии представителя:
истца - Мерзликиной С.В., по доверенности от 19.07.2013 N 65-Д,
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом, не явился,
третьего лица - извещено надлежащим образом, не явилось,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Самарской области от 14.06.2013 (судья Зафран Н.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2013 (председательствующий судья Филиппова Е.Г., судьи: Семушкин В.С., Захарова Е.И.)
по делу N А55-2897/2013
по заявлению открытого акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" в лице Куйбышевского филиала (ОГРН 1097746772738, ИНН 7708709686), г. Самара, к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, г. Москва, третье лицо: Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области, г. Самара, о взыскании за счет средств казны 207 244 рублей убытков,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Федеральная пассажирская компания" в лице Куйбышевского филиала (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области, с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПРК РФ), с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Министерство финансов) о взыскании за счет средств казны Российской Федерации 207 244 рублей убытков.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 22.02.2013 к участию в деле качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 14.06.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2013, с учетом определения об исправлении описок, опечаток и арифметических ошибок от 10.09.2013, с Министерства финансов за счет средств казны Российской Федерации в пользу общества взыскано 199 590 рублей 97 копеек в возмещение расходов, возникших вследствие предоставления отдельным категориям граждан льгот по оплате проезда в железнодорожном транспорте. В остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Министерство финансов обратилось в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит данные судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, установила следующее.
Материалами дела установлено, что во исполнение соглашения "О взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним" от 12.03.1993 общество в период с апреля 2010 по декабрь 2011 года оказывало услуги по перевозке граждан, которым предоставлены льготы по оплате проезда железнодорожным транспортом на общую сумму 207 244 рублей 00 копеек.
Приказом Министерства путей сообщения РФ N 30 от 26.07.2002 утверждены Правила перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте (далее - Правила), в соответствии с которыми продажа проездных железнодорожных билетов на поезда местного и дальнего следования производится с помощью АСУ "Экспресс", в которой фиксируется вся необходимая информация о пассажире и представленных им документах; категории льготы; номере удостоверения; маршруте, по которому предоставлен льготный проезд; дате поездки; стоимости проезда и т.д.
В пункте 24 Правил установлено обязательное наличие при оформлении льготных проездных билетов данной категории лиц талонов на право бесплатного проезда, полученных в обмен на проездной документ и прилагаемых к отчету билетного кассира.
Предоставление обществом льгот подтверждается реестрами оформленных проездных документов, купонами кассира (данными автоматизированной системы продажи пассажирских билетов "Экспресс" (АСУ Экспресс), представленными истцом в соответствии с пунктом 8 Правил перевозок пассажиров и счетами. В реестрах указаны информация о фамилии и инициалы пассажиров, реквизиты документов, удостоверяющих личность и подтверждающих право на льготы, даты и маршруты следования, размер расходов, понесенных истцом.
Согласно пункту 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу статьи 781 ГК РФ оказанные услуги оплачиваются по цене, установленной в договоре возмездного оказания услуг.
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 07.07.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" потери в доходах в связи с предоставлением льгот на междугородних линиях железнодорожного транспорта подлежат возмещению в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней. Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" расходы на реализацию прав и льгот, установленных для ветеранов указанным Федеральным законом, возмещаются за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" за счет средств бюджета Российской Федерации возмещаются расходы, в том числе, на оплату проезда на железнодорожном транспорте. Порядок возмещения расходов, указанных в вышеназванной статье, утверждается соответственно Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" расходы, связанные с реализацией названного ФЗ, финансируются за счет средств бюджетов субъектов РФ с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством РФ.
Таким образом, источником финансирования льгот, предусмотренных Соглашением "О взаимном признании права на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним", является федеральный бюджет. При этом законодатель не отменял и не приостанавливал действия данного Соглашения.
До 01 января 2005 года Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" для отдельных категорий граждан, в том числе для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненным к ним, предусматривались льготы по бесплатному проезду на железнодорожном транспорте и в виде оплаты в размере 50 процентов стоимости проезда. Расходование средств на предоставление данных льгот было возложено на органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации.
С 01 января 2005 года указанная льгота для российских граждан была отменена Федеральным законом от 22.08. 2004 N 122-ФЗ, однако, прежний порядок предоставления льгот для указанных категорий граждан, являющихся гражданами стран СНГ, сохранялся в соответствии с действующим Соглашением "О взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним".
В силу статьи 6 Соглашения транспортные организации обязаны обеспечить льготные условия обслуживания лиц, указанных в Соглашении, независимо от их места проживания.
Следовательно, несмотря на отмену аналогичной льготы для российских граждан, при предоставлении истцом льгот инвалидам Великой Отечественной войны, а также лицам, приравненным к ним, являющихся гражданами СНГ, в указанный период действовал прежний порядок предоставления указанных льгот в соответствии с действующим международным законодательством и Соглашением 1993 года.
Согласно статьям 16, 1069 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. Неисполнение Российской Федерацией своих обязательств по компенсации затрат, произведенных истцом в связи с реализацией законно установленных льгот, повлекло возникновение у истца убытков в заявленной им сумме.
Из статьи 1071 ГК РФ следует, что в случаях, когда в соответствии с указанным Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы. Российская Федерация, установив льготы по отдельным категориям граждан, приняла на себя обязанность полного возмещения расходов по предоставлению льгот.
Доказательств предоставления денежных средств из федерального бюджета на компенсацию указанных льгот Министерством финансов РФ в материалы дела не представлено.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций исковые требования в части взыскания убытков обоснованно удовлетворили за счет казны публично-правового образования - Российской Федерации.
Размер предъявляемых к возмещению расходов по предоставлению льгот подтвержден подробной справкой расчетом лиц данной категории за период с апреля 2010 по декабрь 2011 года в количестве 61 человек, с указанием стоимости недополученных доходов, в том числе с учетом возврата билетов. Такой расчет произведен в соответствии с документами первичного учета, формирующегося в деятельности истца, а именно реестрами оформленных проездных документов, купонами кассира, корешками квитанций разных сборов и счетами.
Поскольку органы государственной власти не обеспечили реализацию льгот, предусмотренных федеральным законодательством, суды, установив, что фактические расходы истца по предоставлению льгот, подтвержденные материалами дела, не возмещены ему в полном объеме, правомерно признал исковые требования законными и обоснованными.
Между тем из расчета задолженности, представленный обществом, следует, что в сумму взыскиваемых убытков включен НДС.
Согласно статье 154 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических при их реализации. Суммы субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.
Таким образом, услуги по перевозке льготных категорий пассажиров, подлежащие субсидированию за счет средств бюджета РФ, не облагаются НДС, в связи с чем размер убытков составляет 207 244 рублей - НДС 7653,03 рублей = 199 590 рублей 70 копеек.
Обоснованно не приняты доводы общества о том, что он понес убытки вследствие предоставления льгот с учетом налоговой ставки 18%; сумма НДС является для пассажира частью цены услуги, подлежащей уплате в пользу истца, а значит, сумма убытков, включающая НДС, является реальными убытками.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Пункт 2 статьи 15 ГК РФ определяет убытки как расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Исходя из изложенного, наличие убытков предполагает определенное уменьшение имущественной сферы потерпевшего, на восстановление которой направлены правила статьи 15 ГК РФ.
Доказательств того, что общество понесло убытки, связанные с уплатой налога на добавленную стоимость, в связи с предоставлением льготного проезда указанной категории граждан в материалы дела не представлено.
Из части 2 статьи 154 НК РФ следует, что суммы субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются, возникновение у истца убытков в связи с исчислением им в составе цены суммы НДС не усматривается.
Принимая во внимание изложенное, выводы суда первой и апелляционной инстанций являются правильными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству, оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов кассационная инстанция не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 14.06.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2013 по делу N А55-2897/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
Н.Н. Сафин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пункт 2 статьи 15 ГК РФ определяет убытки как расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Исходя из изложенного, наличие убытков предполагает определенное уменьшение имущественной сферы потерпевшего, на восстановление которой направлены правила статьи 15 ГК РФ.
...
Из части 2 статьи 154 НК РФ следует, что суммы субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются, возникновение у истца убытков в связи с исчислением им в составе цены суммы НДС не усматривается."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 23 января 2014 г. N Ф06-1825/13 по делу N А55-2897/2013
Хронология рассмотрения дела:
23.01.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-1825/13
23.09.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-13919/13
23.08.2013 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-13901/13
14.06.2013 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-2897/13