г. Самара |
|
23 сентября 2013 г. |
Дело N А55-2897/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 сентября 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Семушкина В.С., Захаровой Е.И.,
при ведении протокола судебного заседания Сергеевым А.Ю., с участием:
от ОАО "Федеральная пассажирская компания" в лице Куйбышевского филиала - до и после перерыва представителя Князьковой О.С. (доверенность от 19.07.2013 N 67-Д),
от Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации - до и после перерыва представителя Андреевой М.Г. (доверенность от 18.01.2013 N 1Д-179),
от третьего лица: министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 11-16 сентября 2013 года апелляционные жалобы Управления Федерального казначейства по Самарской области, ОАО "Федеральная пассажирская компания" в лице Куйбышевского филиала
на решение Арбитражного суда Самарской области от 14 июня 2013 года по делу N А55-2897/2013 (судья Зафран Н.А.), принятое по исковому заявлению ОАО "Федеральная пассажирская компания" в лице Куйбышевского филиала (ОГРН 1097746772738, ИНН 7708709686), г.Самара, к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, г.Москва, третье лицо: министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области, г.Самара,
о взыскании за счет средств казны 207 244 руб. убытков,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Федеральная пассажирская компания" в лице Куйбышевского филиала (далее - ОАО "ФПК", истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области, с учетом уточнений, принятых судом в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании за счет средств казны Российской Федерации 207 244 руб. убытков.
Определением суда от 22 февраля 2013 года к участию в деле качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, суд привлек министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 14 июня 2013 года, с учетом определения об исправлении описок, опечаток и арифметических ошибок от 10 сентября 2013 года, с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу ОАО "ФПК" взыскано 199 590 руб. 97 коп. в возмещение расходов, возникших вследствие предоставления отдельным категориям граждан льгот по оплате проезда в железнодорожном транспорте, а также 6990 руб. 27 коп. в возмещение расходов на оплату государственной пошлины. В остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Самарской области просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, в иске к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации отказать, ссылаясь на недоказанность незаконности действий (бездействия) Российской Федерации, а также факта причинения вреда и размера убытков.
В апелляционной жалобе ОАО "ФПК" в лице Куйбышевского филиала просит решение суда отменить в части исключения НДС из суммы убытков, ссылаясь на то, что истец понес убытки вследствие предоставления льгот с учетом налоговой ставки 18%. Сумма НДС является для пассажира частью цены услуги, подлежащей уплате в пользу истца, а значит, сумма убытков, включающая НДС, является реальными убытками истца.
В отзыве на апелляционную жалобу истца Министерство финансов Российской Федерации просит оставить её без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда в обжалуемой истцом части.
В отзыве на апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации истец возражает против её удовлетворения.
На основании ч.5 ст.158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 26 августа 2013 года рассмотрение дела было отложено на 10 час 00 мин 11 сентября 2013 года в связи с необходимостью дополнительного исследования материалов дела и представленного в судебном заседании отзыва ОАО "Федеральная пассажирская компания" в лице Куйбышевского филиала.
Определением суда от 11 сентября 2013 года в составе суда, рассматривающего данное дело, произведена замена судьи Кувшинова В.Е., в связи с его нахождением в очередном ежегодном отпуске на судью Захарову Е.И., после чего рассмотрение дело было начато заново.
В соответствии со ст.163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 11 сентября 2013 года объявлялся перерыв до 10 час 50 мин 16 сентября 2013 года. Рассмотрение дела продолжено в судебном заседании 16 сентября 2013 года.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя третьего лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Самарской области поддержал доводы своей апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, в иске отказать, возражала против удовлетворения апелляционной жалобы истца.
Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы Министерства финансов Российской Федерации и настаивал на своей апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, истец в период с апреля 2010 года по декабрь 2011 года во исполнение Соглашения "О взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним" от 12 марта 1993 года оказал услуги по перевозке граждан, которым предоставлены льготы по оплате проезда железнодорожным транспортом на общую сумму 207 244 руб. 00 коп.
Приказом Министерства путей сообщения РФ N 30 от 26 июля 2002 года утверждены Правила перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте (далее - Правила перевозок пассажиров), в соответствии с которыми продажа проездных железнодорожных билетов на поезда местного и дальнего следования производится с помощью АСУ "Экспресс", в которой фиксируется вся необходимая информация о пассажире и представленных им документах; категории льготы; номере удостоверения; маршруте, по которому предоставлен льготный проезд; дате поездки; стоимости проезда и т.д.
Пунктом 24 Правил перевозок пассажиров установлено обязательное наличие при оформлении льготных проездных билетов данной категории лиц талонов на право бесплатного проезда, полученных в обмен на проездной документ и прилагаемых к отчету билетного кассира.
Предоставление истцом льгот подтверждается реестрами оформленных проездных документов, купонами кассира (данными автоматизированной системы продажи пассажирских билетов "Экспресс" (АСУ Экспресс), представленными истцом в соответствии с пунктом 8 Правил перевозок пассажиров и счетами (т.1, л.д.86-123, л.д.130-157). В реестрах указаны информация о фамилии и инициалы пассажиров, реквизиты документов, удостоверяющих личность и подтверждающих право на льготы, даты и маршруты следования, размер расходов, понесенных истцом.
В соответствии с п.1 ст.8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Статьей 781 ГК РФ предусмотрено, что оказанные услуги оплачиваются по цене, установленной в договоре возмездного оказания услуг.
Государством принимаются определенные социальные меры, направленные на поддержку отдельных категорий граждан.
Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" потери в доходах в связи с предоставлением льгот на междугородних линиях железнодорожного транспорта подлежат возмещению в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней. Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона "О ветеранах" расходы на реализацию прав и льгот, установленных для ветеранов указанным Федеральным законом, возмещаются за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона "О ветеранах" за счет средств бюджета Российской Федерации возмещаются расходы, в том числе, на оплату проезда на железнодорожном транспорте. Порядок возмещения расходов, указанных в вышеназванной статье, утверждается соответственно Правительством Российской Федерации.
Статья 7 Федерального закона N 5-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" устанавливает, что расходы, связанные с реализацией названного ФЗ, финансируются за счет средств бюджетов субъектов РФ с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством РФ.
Аналогичные положения содержатся и в статье 790 ГК РФ, согласно которой в случаях, когда в соответствии с законом или иными нормативными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку пассажиров, груза, грузобагажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Таким образом, источником финансирования льгот, предусмотренных Соглашением "О взаимном признании права на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним", является федеральный бюджет. При этом законодатель не отменял и не приостанавливал действия данного Соглашения.
В соответствии с ведомственной классификацией структуры расходов федерального бюджета Министерство финансов РФ является распорядителем средств федерального бюджета по реализации межгосударственных договоров в рамках СНГ, каковым является Соглашение "О взаимном признании права на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним".
Установлено, что до 01 января 2005 года Федеральным законом "О ветеранах" для отдельных категорий граждан, в том числе для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненным к ним, предусматривались льготы по бесплатному проезду на железнодорожном транспорте и в виде оплаты в размере 50 процентов стоимости проезда. Расходование средств на предоставление данных льгот было возложено на органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации.
С 01 января 2005 года указанная льгота для российских граждан была отменена Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.
Вместе с тем прежний порядок предоставления льгот для указанных категорий граждан, являющихся гражданами стран СНГ, сохранялся в соответствии с действующим Соглашением "О взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним" от 12 марта 1993 года (далее - Соглашение).
Согласно ст.6 Соглашения транспортные организации обязаны обеспечить льготные условия обслуживания лиц, указанных в Соглашении, независимо от их места проживания.
В силу п.2 ст.7 ГК РФ, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора.
Таким образом, несмотря на отмену аналогичной льготы для российских граждан, при предоставлении истцом льгот инвалидам Великой Отечественной войны, а также лицам, приравненным к ним, являющихся гражданами СНГ, в указанный период действовал прежний порядок предоставления указанных льгот в соответствии с действующим международным законодательством и Соглашением 1993 года.
В п.12 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что в случае предъявления юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконного бездействия государственных органов, ответчиком по такому делу должна признаваться Российская Федерация в лице соответствующего финансового органа или иного уполномоченного органа.
Исходя из ст.16, 1069 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. Неисполнение Российской Федерацией своих обязательств по компенсации затрат, произведенных истцом в связи с реализацией законно установленных льгот, повлекло возникновение у истца убытков в заявленной им сумме.
Согласно ст.1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с указанным Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.
Российская Федерация, установив льготы по отдельным категориям граждан, приняла на себя обязанность полного возмещения расходов по предоставлению льгот.
Между тем, доказательств предоставления денежных средств из федерального бюджета на компенсацию указанных льгот Министерством финансов РФ в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции исковые требования в части взыскания убытков обоснованно удовлетворил за счет казны публично-правового образования - Российской Федерации.
Размер предъявляемых к возмещению расходов по предоставлению льгот подтвержден подробной справкой расчетом лиц данной категории за период с апреля 2010 по декабрь 2011 года в количестве 61 человек, с указанием стоимости недополученных доходов, в том числе с учетом возврата билетов. Такой расчет произведен в соответствии с документами первичного учета, формирующегося в деятельности истца, а именно реестрами оформленных проездных документов, купонами кассира, корешками квитанций разных сборов и счетами.
Поскольку органы государственной власти не обеспечили реализацию льгот, предусмотренных федеральным законодательством, суд первой инстанции, установив, что фактические расходы истца по предоставлению льгот, подтвержденные материалами дела, не возмещены ему в полном объеме, правомерно признал исковые требования законными и обоснованными.
Однако проверив расчет задолженности, представленный истцом, суд первой инстанции установил, что истец в сумму взыскиваемых убытков включил НДС.
В соответствии со ст.154 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических при их реализации. Суммы субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.
В связи с изложенным суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что услуги по перевозке льготных категорий пассажиров, подлежащие субсидированию за счет средств бюджета РФ, не облагаются НДС, в связи с чем размер убытков составляет 207 244 руб. - НДС 7 653,03 руб. = 199 590 руб. 70 коп.
Учитывая вышеизложенное, с ответчика за счет средств казны Российской Федерации в пользу истца обоснованно взыскано 199 590 руб. 97 коп. в возмещение расходов, возникших вследствие предоставления отдельным категориям граждан льгот по оплате проезда в железнодорожном транспорте. В остальной части иска судом первой инстанции обоснованно отказано.
Доводы апелляционной жалобы Министерства финансов РФ о недоказанности незаконности действий (бездействия) Российской Федерации, а также факта причинения вреда и размера убытков, несостоятельны, опровергаются материалами дела.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что он понес убытки вследствие предоставления льгот с учетом налоговой ставки 18%; сумма НДС является для пассажира частью цены услуги, подлежащей уплате в пользу истца, а значит, сумма убытков, включающая НДС, является реальными убытками истца, не принимаются.
Согласно пункту 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет убытки как расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Таким образом, наличие убытков предполагает определенное уменьшение имущественной сферы потерпевшего, на восстановление которой направлены правила статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Между тем доказательств того, что заявитель понес убытки, связанные с уплатой налога на добавленную стоимость, в связи с предоставлением льготного проезда указанной категории граждан в материалы дела не представлено.
Учитывая, что в силу прямого указания в ч.2 ст.154 НК РФ на то, что суммы субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются, возникновение у истца убытков в связи с исчислением им в составе цены суммы НДС не усматривается.
Ссылки в апелляционной жалобе истца на арифметические ошибки, допущенные судом первой инстанции при определении подлежащей взысканию суммы убытков, подлежат отклонению, поскольку определением суда от 10 сентября 2013 года суд первой инстанции исправил допущенные им арифметические ошибки и опечатки.
Доводы, приведенные в апелляционных жалобах, не опровергают выводов суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
На основании изложенного решение суда от 14 июня 2013 года следует оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на ОАО "ФПК" и Министерство финансов РФ, однако взысканию с Министерства финансов РФ не подлежат на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 14 июня 2013 года по делу N А55-2897/2013 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
В.С. Семушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-2897/2013
Истец: ОАО "Федеральная пассажирская компания" в лице Куйбышевского филиала
Ответчик: Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации
Третье лицо: Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области, Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области
Хронология рассмотрения дела:
23.01.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-1825/13
23.09.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-13919/13
23.08.2013 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-13901/13
14.06.2013 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-2897/13