г. Казань |
|
27 января 2014 г. |
Дело N А55-8665/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 января 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Закировой И.Ш., Сафина Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Удяковой Ю.А.
(протоколирование ведется с использованием систем видео-конференц-связи, материальный носитель видеозаписи приобщается к протоколу)
при участии представителей:
от Министерства культуры Самарской области - Крайнова Е.Н. доверенность от 06.11.2012
от открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги" в лице филиала "Самарские распределительные сети" - Большаков Э.В. доверенность от 20.09.2013
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства культуры Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 31.07.2013 (судья Харламов А.Ю.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2013 (председательствующий судья Марчик Н.Ю., судьи Бажан П.В., Кузнецов В.В.)
по делу N А55-8665/2013
по заявлению открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги" в лице филиала "Самарские распределительные сети" к Министерству культуры Самарской области о признании недействительным предписания от 15.03.2013 N 14-13/132,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги" в лице филиала "Самарские распределительные сети" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Министерству культуры Самарской области о признании недействительным предписания от 15.03.2013 N 14-13/132.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 31.07.2013 требования удовлетворены, предписание от 15.03.2013 N 14-13/132, выданное Министерством культуры Самарской области, признано недействительным. Суд обязал Министерство культуры Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2013 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство культуры Самарской области, полагая, что выводы судебных инстанций являются неправомерными, опровергаются материалами дела, основаны на неполной оценке доказательств, просит принятые по делу решение и постановление отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное заседание проведено путем использования систем видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Самарской области.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, считает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению в связи со следующим.
По результатам внеплановой выездной и документарной проверки проведенной в отношении открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги" в лице филиала "Самарские распределительные сети" (далее - заявитель, ОАО "МРСК Волги", общество) Министерством культуры Самарской области (далее - Министерство культуры, государственный орган) выдано предписание от 15.03.2013 N 14-13/132, которым обществу предписано в срок до 01.12.2013 провести работы по сохранению выявленного объекта культурного (археологического) наследия: курганного могильника Новокуйбышевск I, расположенного на территории Волжского района Самарской области (данные GPS: N 53°04'27.3 Е 49°56'35.5") в соответствии с требованиями, изложенными в статьях 40, 45 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ).
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения ОАО "МРСК-Волги" в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции сделал вывод о том, что оспариваемое предписание от 15.03.2013 N 14-13/132 не соответствует требования Закона N 73-ФЗ и нарушает права и законные интересы заявителя.
Апелляционная инстанция согласилась с решением суда.
Суд кассационной инстанции также не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы в связи со следующим.
Согласно положениям Закона N 73-ФЗ в Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия народов, содержащий сведения об объектах культурного наследия. Объекты, которые представляют собой историко-культурную ценность и в отношении которых вынесено заключение государственно-культурной экспертизы о включении их в реестр как объектов культурного наследия, относятся к выявленным объектам культурного наследия, которые до принятия решения о включении их в реестр либо об отказе включить их в реестр подлежат государственной охране. Объекты археологического наследия считаются выявленными объектами культурного наследия со дня их обнаружения, информация о таком выявленном объекте направляется соответствующим органом охраны объектов культурного наследия собственнику и/или пользователю земельного участка, на котором обнаружен такой объект, в течение 10 дней со дня обнаружения данного объекта.
Давая оценку акту и оспариваемому предписанию, суды указали на то, что Министерством культуры не указаны сведения о включении в государственный реестр выявленных объектов культурного (археологического) наследия объекта - курганный могильник Новокуйбышевск I, расположенный на территории Волжского района Самарской области. Отсутствуют также индивидуализирующие признаки курганного могильника Новокуйбышевск I, содержащиеся в реестре выявленных объектов культурного (археологического) наследия по Самарской области, то есть не определено конкретное местонахождение на местности указанного объекта культурного (археологического) наследия, в связи с чем, как указано в судебных актах, не представляется возможным установить, что ОАО "МРСК Волги" выполнены (производились) работы именно на объекте культурного (археологического) наследия.
Кроме того, как следует из материалов дела, Министерство культуры письмом от 05.08.2011 направляло в адрес администрации сведения об объектах, расположенных на территории муниципального района Волжский, отнесенных к объектам культурного (археологического) наследия.
Администрацией 06.11.2012 в установленном порядке оформлен акт "О выборе многоконтурного земельного участка для строительства объекта филиала "МРСК Волги" - Самарские распределительные сети": "Реконструкция и новое строительство ВЛ-110 кВ "Новокуйбышевская-3", расположенного по адресу Самарская область, Волжский район, в кадастровых кварталах 63:17:0406004; 63:17:0406005; 63:17:0406006; 63:17:0501001; 63:17:0510002; 63:17:0510003, участок N б/н" от 06.11.2012.
Постановлением администрации муниципального района Волжский Самарской области от 29.11.2012 N 3695 утверждены акт о выборе многоконтурного земельного участка от 06.11.2012 (земли сельскохозяйственного назначения) общей площадью 31244,000 кв.м и схема расположения земельного участка на кадастровом плене территории.
Указанный акт оформлен администрацией с согласованием всех заинтересованных органов государственной власти и органов местного самоуправления, что подтверждается соответствующими подписями и печатями на акте.
Государственным органом не представлены доказательства, содержащие информацию об объектах культурного (археологического) наследия или об ограничении в пользовании спорным земельным участком, в связи с чем, суды пришли к выводу о том, что со стороны заявителя отсутствуют какие-либо противоправные действия по использованию спорного земельного участка.
Кроме того, установленная предписанием обязанность по сохранению выявленного объекта культурного (археологического) наследия противоречит положениям пункта 2 статьи 61 Закона N 73-ФЗ, поскольку данная обязанность указанной нормой не предусмотрена.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемое предписание от 15.03.2013 г. N 14-13/132 не соответствует требования Закона N 73-ФЗ и нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем, у судебной коллегии кассационной инстанции правовые основания к отмене обжалованных судебных актов отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 31.07.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2013 по делу N А55-8665/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
И.Ш. Закирова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно положениям Закона N 73-ФЗ в Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия народов, содержащий сведения об объектах культурного наследия. Объекты, которые представляют собой историко-культурную ценность и в отношении которых вынесено заключение государственно-культурной экспертизы о включении их в реестр как объектов культурного наследия, относятся к выявленным объектам культурного наследия, которые до принятия решения о включении их в реестр либо об отказе включить их в реестр подлежат государственной охране. Объекты археологического наследия считаются выявленными объектами культурного наследия со дня их обнаружения, информация о таком выявленном объекте направляется соответствующим органом охраны объектов культурного наследия собственнику и/или пользователю земельного участка, на котором обнаружен такой объект, в течение 10 дней со дня обнаружения данного объекта.
...
Государственным органом не представлены доказательства, содержащие информацию об объектах культурного (археологического) наследия или об ограничении в пользовании спорным земельным участком, в связи с чем, суды пришли к выводу о том, что со стороны заявителя отсутствуют какие-либо противоправные действия по использованию спорного земельного участка.
Кроме того, установленная предписанием обязанность по сохранению выявленного объекта культурного (археологического) наследия противоречит положениям пункта 2 статьи 61 Закона N 73-ФЗ, поскольку данная обязанность указанной нормой не предусмотрена.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемое предписание от 15.03.2013 г. N 14-13/132 не соответствует требования Закона N 73-ФЗ и нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем, у судебной коллегии кассационной инстанции правовые основания к отмене обжалованных судебных актов отсутствуют."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 27 января 2014 г. N Ф06-2163/13 по делу N А55-8665/2013