г. Самара |
|
14 октября 2013 г. |
Дело N А55-8665/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 октября 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марчик Н.Ю.,
судей Бажана П.В., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым С.С.,
с участием:
от заявителя - Большаков Э.В., доверенность от 20.09.2013 г. N Д/13-437,
от ответчика - Крайнова Е.Н., доверенность от 06.11.2012 г. N 26-04/3412,
от третьего лица - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 07 октября 2013 года в помещении суда, в зале N 7, апелляционную жалобу Министерства культуры Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 31.07.2013 г. по делу N А55-8665/2013 (судья Харламов А.Ю.)
по заявлению открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги" в лице филиала "Самарские распределительные сети", г. Самара,
к Министерству культуры Самарской области, г. Самара,
третье лицо:
администрация муниципального района Волжский Самарской области, г. Самара,
о признании недействительным ненормативного правового акта,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги" в лице филиала "Самарские распределительные сети" (далее - заявитель, ОАО "МРСК Волги", Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Министерству культуры Самарской области (далее - ответчик, Министерство культуры) о признании недействительным предписания от 15.03.2013 г. N 14-13/132.
Определением суда первой инстанции от 24.07.2013 г. в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального района Волжский Самарской области (далее - третье лицо, Администрация).
Решением суда первой инстанции от 31.07.2013 г. требования удовлетворены. Признано недействительным предписание от 15.03.2013 г. N 14-13/132, выданное Министерством культуры Самарской области. Суд обязал Министерство культуры устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство культуры обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, отказав в удовлетворении требований заявителя.
В отзыве на апелляционную жалобу ОАО "МРСК Волги", считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело по апелляционной жалобе рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя третьего лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 21.12.2012 г. на основании распоряжения от 11.12.2012 г. N 715-р Министерством культуры в отношении ОАО "МРСК Волги" проведена внеплановая выездная и документарная проверка, результаты которой оформлены актом от 21.12.2012 г. N 451-12/ (л.д. 75-77).
На основании акта проверки и возражений заявителя от 23.01.2013 г. Министерством культуры 15.03.2013 г. Обществу выдано предписание N 14-13/132, которым заявителю предписано по получению настоящего предписания в срок до 01.12.2013 г. провести работы по сохранению выявленного объекта культурного (археологического) наследия: курганного могильника Новокуйбышевск I, расположенного на территории Волжского района Самарской области (данные GPS: N 53°04'27.3 Е 49°56'35.5"), в соответствии с требованиями, изложенными в статьях 40, 45 Федерального закона от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (л.д. 58-59).
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения ОАО "МРСК-Волги", в лице филиала "Самарские распределительные сети" в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно ст. 15 от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ) ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации, содержащий сведения об объектах культурного наследия. Сведения, содержащиеся в реестре, являются основными источниками информации об объектах культурного наследия и их территориях, а также о зонах охраны объектов культурного наследия.
В силу п. 2 ст. 18 Закона N 73-ФЗ объекты, которые представляют собой историко-культурную ценность и в отношении которых вынесено заключение государственно-культурной экспертизы о включении их в реестр как объектов культурного наследия, относятся к выявленным объектам культурного наследия со дня поступления в федеральный орган охраны объектов культурного наследия или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, документов, указанных в ст. 17 указанного закона.
Пунктом п. 8 ст. 18 Закона N 73-ФЗ установлено, что выявленные объекты культурного наследия до принятия решения о включении их в реестр либо об отказе включить их в реестр подлежат государственной охране в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 2 ст. 33 Закона N 73-ФЗ государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, в том числе, установление границы территории объекта культурного наследия как объекта градостроительной деятельности особого регулирования (п.п. 11 ст. 33 Закона), установку на объектах культурного наследия информационных надписей и обозначений (п.п. 12 ст. 33 Закона), контроль за состоянием объектов культурного наследия (п.п. 13 статьи 33 Закона).
Судом первой инстанции установлено и следует из акта от 21.12.2012 г. N 451-12/4279 и предписания от 15.03.2013 г. N 14-13/132, что Министерство культуры не указало сведения о включении в государственный реестр выявленных объектов культурного (археологического) наследия указанного объекта - курганный могильник Новокуйбышевск I, расположенный на территории Волжского района Самарской области.
Кроме того, ни в акте от 21.12.2012 г. N 451-12/4279, ни в предписании от 15.03.2013 г. N 14-13/132 также не указаны индивидуализирующие признаки курганного могильника Новокуйбышевск I, содержащиеся в реестре выявленных объектов культурного (археологического) наследия по Самарской области, то есть не определено конкретное местонахождение на местности указанного объекта культурного (археологического) наследия, в связи с чем не представляется возможным установить, что ОАО "МРСК Волги" в лице филиала "Самарские распределительные сети" выполнены (производились) работы именно на объекте культурного (археологического) наследия.
Как при проведении ОАО "МРСК Волги" в лице филиала "Самарские распределительные сети" работ, так и в ходе проведенной проверки не было зафиксировано надписей и обозначений, содержащих информацию об объектах культурного наследия.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно указал на нарушение Министерством культуры порядка государственной охраны объекта культурного (археологического) наследия, установленный ст. 33 Федерального закона от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Согласно п. 6 ст. 18 Закона N 73-ФЗ объекты археологического наследия считаются выявленными объектами культурного наследия со дня их обнаружения, информация о таком выявленном объекте направляется соответствующим органом охраны объектов культурного наследия собственнику и/или пользователю земельного участка, на котором обнаружен такой объект, в течение 10-ти дней со дня обнаружения данного объекта.
Как следует из материалов дела, что Министерство культуры письмом от 05.08.2011 г. направило в адрес Администрации сведения об объектах, расположенных на территории муниципального района Волжский, отнесенных к объектам культурного (археологического) наследия (л.д. 26).
06.11.2012 г. Администрацией в установленном порядке оформлен акт "О выборе многоконтурного земельного участка для строительства объекта Филиала "МРСК Волги" - Самарские распределительные сети": "Реконструкция и новое строительство ВЛ-110 кВ "Новокуйбышевская-3", расположенного по адресу Самарская область, Волжский район, в кадастровых кварталах 63:17:0406004; 63:17:0406005; 63:17:0406006; 63:17:0501001; 63:17:0510002; 63:17:0510003, участок N б/н" от 06.11.2012 г. (л.д. 19-21).
Постановлением администрации муниципального района Волжский Самарской области от 29.11.2012 г. N 3695 утверждены акт о выборе многоконтурного земельного участка от 06.11.2012 г. (земли сельскохозяйственного назначения) общей площадью 31244,000 кв.м. и схема расположения земельного участка на кадастровом плене территории; предварительно согласовано филиалу ОАО "МРСК Волги" - Самарские распределительные сети": "Реконструкция и новое строительство ВЛ-110 кВ "Новокуйбышевская-3" (л.д. 22-23)
Между тем указанный акт от 06.11.2012 г. не содержит сведений об объектах культурного (археологического) наследия или об ограничении в пользовании земельным участком.
Таким образом, указанное обстоятельство свидетельствуют об отсутствии со стороны заявителя каких-либо противоправных действий по использованию спорного земельного участка.
Согласно оспариваемому предписанию Министерством культуры предписано заявителю в срок до 01.12.2013 г. провести работы по сохранению выявленного объекта культурного (археологического) наследия: курганного могильника Новокуйбышевск I, расположенного на территории Волжского района Самарской области, в соответствии с требованиями, изложенными в статьях 40, 45 Закона N 73-ФЗ.
В соответствии с пунктами 1 и 2 ст. 40 Закона N 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия в целях настоящего Федерального закона - направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор.
В исключительных случаях под сохранением объекта археологического наследия понимаются спасательные археологические полевые работы, осуществляемые в порядке, определенном ст. 45 настоящего Федерального закона, с полным или частичным изъятием археологических находок из раскопов.
Пунктом 1 ст. 45 Закона N 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с документацией, согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, в порядке, установленном п. 2 настоящей статьи, и при условии осуществления указанным органом контроля за проведением работ.
При этом Министерство культуры в качестве правового обоснования выданного предписания указывает на п. 2 ст. 61 Закона N 73-ФЗ, согласно которому лица, причинившие вред объекту культурного наследия, обязаны возместить стоимость восстановительных работ, а лица, причинившие вред объекту археологического наследия, - стоимость мероприятий, необходимых для его сохранения, указанных в ст. 40 настоящего Федерального закона, что не освобождает данных лиц от административной и уголовной ответственности, предусмотренной за совершение таких действий.
Между тем указанной правовой нормой не закреплена обязанность по проведению работ по сохранению объекта.
Данный вывод подтверждается позицией Федерального арбитражного суда Поволжского округа, изложенной в постановлении от 31.05.2011 г. по делу N А12-20290/2010.
Следовательно, требование Министерства культуры, содержащееся в предписании от 15.03.2013 г. N 14-13/132, о проведении ОАО "МРСК Волги" работ по сохранению выявленного объекта культурного (археологического) наследия противоречит Закону N 73-ФЗ.
Поскольку оспариваемое предписание от 15.03.2013 г. N 14-13/132 не соответствует требования Закона 73-ФЗ и нарушает права и законные интересы заявителя, суд первой инстанции правомерно, в соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ, удовлетворил заявленные требования.
Доводы, приведенные Министерством в апелляционной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, однако подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены принятого судебного акта.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 31.07.2013 г. по делу N А55-8665/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Ю. Марчик |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-8665/2013
Истец: ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги" в лице филиала "Самарские распределительные сети"
Ответчик: Администрация муниципального района Волжский Самарской области, Министерство культуры Самарской области
Третье лицо: Администрация муниципального р-на Волжский Самарской области