г. Казань |
|
30 января 2014 г. |
Дело N А72-4539/2013 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Коноплёвой М.В.,
судей Петрушкина В.А., Ананьева Р.В.,
в отсутствие:
истца - извещен надлежащим образом,
ответчика - извещен надлежащим образом,
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Ульяновск
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 04.09.2013 (судья Арзамаскина Н.П.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2013 (председательствующий судья Пышкина Н.Ю., судьи Балакирева Е.М., Терентьев Е.А.)
по делу N А72-4539/2013
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Средневолжская Строительная Компания", г. Ульяновск (ИНН 7327028695, ОГРН 1037301322442) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ульяновской области, г. Ульяновск (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757) с привлечением третьих лиц: Правительства Ульяновской области, г. Ульяновск, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, г. Ульяновск, администрации города Ульяновска, г. Ульяновск, Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, г. Ульяновск, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области, г. Ульяновск, Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии по Ульяновской области, г. Ульяновск, об установлении кадастровой стоимости земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Средневолжская Строительная Компания" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ульяновской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 37 209,6 кв. м, расположенного по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, Ленинский район, ул. Панорамная, N 75, N 77, N 79, с кадастровым номером 73:24:040303:67, в размере его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2011 отчетом от 13.03.2013 N с7667, в размере 100 891 597 руб. 82 коп.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, Правительство Ульяновской области, администрация города Ульяновска, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 04.09.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2013 исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе администрация города Ульяновска просит принятые по делу судебные акты отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, мотивируя неправильным применением судами норм материального права. Заявитель кассационной жалобы указывает, что исковые требования не подлежали удовлетворению, поскольку судом не была назначена соответствующая судебная экспертиза. Также администрация города Ульяновска полагает, что истцом не представлены доказательства достоверности отчета о рыночной стоимости земельного участка.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд кассационной инстанции оснований для их отмены не находит.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в соответствии с договором аренды от 22.02.2007 N 02/24-70 истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером 73:24:040303:67, из земель населенных пунктов, площадью 37 209,6 кв. м, расположенного по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, Ленинский район, ул. Панорамная, N 75, N 77, N 79 для использования под строительство двух многоэтажных жилых домов со встроено-пристроенными магазинами и многоэтажного жилого домам с встроенными торговыми помещениями.
Пунктом 3.1 договора размер арендной платы за земельный участок определяется от кадастровой стоимости земельных участков в процентном отношении, установленном в Порядке определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Ульяновской области и земельных участков, государственная собственность Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 02.11.2006 N 321.
Согласно кадастровому паспорту от 28.02.2013 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 73:24:040303:67 установлена в размере 252 243 389 руб. 04 коп.
С целью определения рыночной стоимости земельного участка истец обратился в закрытое акционерное общество "Многопрофильный деловой центр", которое согласно отчету от 13.03.2013 N с7667 определило рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 73:24:040303:67 по состоянию на 01.01.2011 в размере 100 891 597 руб. 82 коп.
Согласно положительному экспертному заключению НП "Саморегулируемая организация Ассоциация российских магистров оценки" от 19.03.2013 N 0049-НП/13-1 отчет закрытого акционерного общества "Многопрофильный деловой центр" соответствует требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29.07.1998 N 135-ФЗ, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.
Истец полагая, что установленная кадастровая стоимость земельного участка в размере 252 243 389 руб. 04 коп. является недостоверной и нарушает права и законные интересы истца, обратился в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.
При этом установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для понуждения органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11, установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
Судебные инстанции, оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ доказательства, имеющиеся в материалах дела, пришли к выводу о том, что представленный истцом отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка соответствует требованиям действующего законодательства, результаты экспертизы ответчиком и третьими лицами не оспорены, в связи с чем удовлетворили заявленные требования.
Доводы, приведенные заявителем в обоснование кассационной жалобы, не могут служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов, поскольку заявителем кассационной жалобы не представлены доказательства, опровергающие перечисленные выводы судов. Ходатайство о назначении судебной экспертизы не заявлялось, в связи с чем суды удовлетворили требования истца по имеющимся в деле доказательствам, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений.
Изложенные в кассационной жалобе доводы направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, исследованных доказательств и сделанных на их основании выводов, переоценка которых в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Обжалуемые судебные акты соответствует нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 04.09.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2013 по делу N А72-4539/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.В. Коноплёва |
Судьи |
В.А. Петрушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.
...
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11, установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 30 января 2014 г. N Ф06-2067/13 по делу N А72-4539/2013