г. Казань |
|
31 января 2014 г. |
Дело N А65-20749/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 января 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гарифуллиной К.Р.,
судей Королёвой Н.Н., Александрова В.В.,
при участии истца - Гайсиной Д.И., паспорт,
при участии представителей:
истца - Зиятдиновой А.А., доверенность от 15.02.2013,
ответчика - Сагдеева И.И., доверенность от 01.06.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Гайсиной Диляры Ильдусовны, г. Казань,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.07.2013 (судья Гумеров М.И.), постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2013 (председательствующий судья Буртасова О.И., судьи: Демина Е.Г., Шадрина О.Е.)
по делу N А65-20749/2012
по исковому заявлению Государственного казенного учреждения "Центра занятости населения города Казани", г. Казань, к индивидуальному предпринимателю Гайсиной Диляре Ильдусовне, г. Казань, о взыскании 117 600 руб. субсидии, 15 155 руб. 90 коп. процентов, 11 760 руб. штрафа,
УСТАНОВИЛ:
Государственное казенное учреждение "Центр занятости населения города Казани" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к индивидуальному предпринимателю Гайсиной Диляре Ильдусовне (далее - ответчик) о взыскании 117 600 руб. единовременной субсидии, 15 155 руб. 90 коп. процентов, 11 760 руб. штрафа.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.11.2012 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2013 указанное решение оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 22.04.2013 принятые судебные акты первой и апелляционной инстанций отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.07.2013 исковые требования удовлетворены частично, с ответчика в пользу истца взыскано 58 800 руб. единовременной субсидии, 7225 руб. 87 коп. процентов, 2437 руб. 65 коп. государственной пошлины. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2013 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ответчик просит принятые судебные акты отменить в связи с неправильным применением судом норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, в удовлетворении иска отказать в полном объеме.
Ответчик и его представитель доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержали, уточнив, что просят отменить обжалуемые судебные акты в удовлетворенной части иска, в иске просят отказать в полном объеме.
Представитель истца принятые судебные акты считает законными, просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
В судебном заседании 28.01.2014 был объявлен перерыв до 11 час. 00 мин. 29.01.2014 в порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о перерыве размещена на официальном сайте суда. После окончания перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда.
Проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 12.07.2010 между сторонами заключен договор об оказании государственной поддержки на организацию самозанятости в форме предпринимательской деятельности (без образования юридического лица) N 74 (далее - договор), по условиям которого ответчик обязался зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, осуществлять предпринимательскую деятельность в соответствии с прилагаемым к договору бизнес-планом по реализации свежеотжатых соков не менее двенадцати месяцев с момента государственной регистрации, а также создать дополнительно одно рабочее место с условием трудоустройства безработного гражданина, состоявшего на учете в Центре занятости.
Истец обязался оказать предпринимателю государственную поддержку в виде единовременной компенсационной выплаты на реализацию бизнес-плана (на организацию самозанятости) в размере 58 800 руб., а также на создание одного рабочего места в размере 58 800 руб.
Денежные средства на общую сумму 117 600 руб. по условиям договора выплачиваются из бюджета Российской Федерации.
Пунктом 2.2.1 договора предусмотрено, что безработный гражданин обязуется зарегистрироваться до истечения 10 дней со дня заключения договора в качестве предпринимателя в установленном законом порядке.
Пункт 2.2.4 договора возлагает на гражданина обязанность создать в соответствии с бизнес-планом, но не позднее, чем в трехмесячный срок со дня регистрации в качестве предпринимателя, одно рабочее место и обеспечить занятостью на этом рабочем месте лиц из числа безработных граждан, состоявших на учете у истца, не менее 12 месяцев со дня создания рабочего места.
Пунктом 2.2.8 договора установлена обязанность ответчика представить истцу в трехмесячный срок со дня поступления на лицевой (банковский) счет гражданина компенсационной выплаты на:
а) реализацию бизнес-плана, документы, подтверждающие целевое расходование компенсационной выплаты, выделенной в соответствии с пунктом 2.1.1 настоящего договора на реализацию бизнес-плана (на приобретение оборудования, материалов, инструментов, сырья, скота, птицы и др.);
б) создание рабочего места (рабочих мест) документы (копии счета-фактуры, платежных поручений, накладных, договоров, актов приемки выполненных работ (оказанных услуг) и др.), подтверждающих целевое расходование компенсационной выплаты, выделенной в соответствии с пунктом 2.1.2 договора на создание рабочего (их) места (мест), в том числе, на приобретение материалов, оборудования.
Согласно пункту 2.2.9 договора при принятии на дополнительно созданное рабочее место работника ответчик обязан в пятидневный срок представить истцу копию трудового договора и приказа о приеме на работу, а в случае увольнения уведомить истца в 5-ти дневный срок со дня увольнения.
Пункт 2.2.10 договора предусматривает обязанность ответчика представлять истцу ежеквартально до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, документы, подтверждающие обеспечение занятостью и предоставление социальных гарантий трудоустроенным по направлению центров занятости населения безработных граждан на дополнительно созданные рабочие места (копии трудовых договоров, заключенных с безработными гражданами на трудоустройство на дополнительно созданные рабочие места, приказов о приме на работу безработных граждан на дополнительно созданные рабочие места, табелей учета рабочего времени, справку о размере заработной платы, выплаченной работнику, копии документов об уплате налогов и иных обязательных платежей). Договором предусмотрено, что при неиспользовании гражданином компенсационной выплаты на реализацию бизнес плана в течение срока, предусмотренного в бизнес-плане, но не более чем в трехмесячный срок со дня ее фактического выделения, а также при ее нецелевом использовании, или при невыполнении одного из обязательств, предусмотренных пунктами 2.2.3, 2.2.4, 2.2.6, 2.2.8 договора, компенсационная выплата по требованию истца подлежит возврату с начислением процентов в размере учетной ставки банковского процента Центрального банка Российской Федерации, с одновременным расторжением договора.
При неиспользовании гражданином компенсационной выплаты на создание дополнительных рабочих мест в течение срока, предусмотренного в бизнес-плане, но не более чем в трехмесячный срок со дня ее фактического выделения, а также при ее нецелевом использовании, или при невыполнении одного из обязательств, предусмотренных пунктами 2.2.3, 2.2.4, 2.2.6, 2.2.8 договора, компенсационная выплата по требованию истца подлежит возврату с начислением процентов в размере учетной ставки банковского процента Центрального банка Российской Федерации. Начисление процентов производится со дня фактического неиспользования или нецелевого использования выделенной компенсационной выплаты на реализацию бизнес-плана, со дня досрочного прекращения предпринимательской деятельности, истечения срока, установленного для выполнения одного из обязательств, предусмотренных пунктами 2.2.3, 2.2.4, 2.2.8 договора, до даты фактического их возврата (пункт 3.1 договора). Договором предусмотрена также ответственность в виде уплаты штрафа в размере 5% от суммы выделенных компенсационных выплат на реализацию бизнес-плана и на создание дополнительных рабочих мест за неисполнение гражданином пунктов 2.2.9, 2.2.10, 2.2.11, 2.2.12, 2.2.13 договора (пункт 3.3 договора).
Ссылаясь на то, что ответчик не в полном объеме представила отчет о целевом использовании полученных средств в соответствии с разработанным бизнес-планом "Проект предпринимательской деятельности по реализации свежеотжатых соков", не представила документы на создание рабочего места, что является нарушением пунктов 2.2.4, 2.2.8, 2.2.9, 2.2.10 договора, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно пункту 2 статьи 7 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации вправе разрабатывать и реализовывать дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные, в частности, на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации.
В развитие указанного Закона, постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 N 1011 "О предоставлении в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации", утверждены Правила предоставления в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации (далее - Правила).
Данные Правила действовали в 2010 году в период предоставления компенсационных выплат ответчику.
В соответствии с пунктом 2 Правил, субсидии предоставляются на софинансирование региональных программ, утвержденных в установленном порядке и предусматривающих дополнительные мероприятия, в том числе по содействию самозанятости безработных граждан и стимулированию создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 10.03.2009 N 131 утвержден "Порядок оказания государственной поддержки безработным гражданам на организацию самостоятельной занятости в форме предпринимательской деятельности" (далее - Порядок). На момент заключения договора Порядок применялся с учетом изменений, внесенных в него постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 10.03.2010 N 65.
Согласно пункту 3.1 Порядка государственная поддержка на организацию самозанятости в форме предпринимательской деятельности и на создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан предоставляется в виде единовременных компенсационных выплат:
- на реализацию бизнес-плана (на организацию самозанятости);
- на создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан.
Пункт 4.1 Порядка предусматривает, что финансирование расходов по предоставлению государственной поддержки гражданам на организацию самозанятости в форме предпринимательской деятельности и на создание безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан, осуществляется за счет средств, предоставляемых в виде субсидий из федерального бюджета бюджету Республики Татарстан.
В письме Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18.08.2010 N 23-3/10/2-7153 разъяснено, что средства субсидии из федерального бюджета, предоставленные безработным гражданам на открытие собственного дела в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 N 1089 "О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации", от 14.12.2009 N 1011 "О предоставлении в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации", имеют целевое назначение и должны быть направлены на организацию и ведение предпринимательской деятельности, порядок и условия предоставления указанных средств определяются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, также отмечено, что решение о направлениях расходования указанных средств на осуществление предпринимательской деятельности (на аренду помещений, приобретение основных средств) безработные граждане, получившие субсидию на открытие собственного дела, принимают самостоятельно. При этом расходование средств на цели, не связанные с организацией предпринимательской деятельности, недопустимо.
В соответствии с пунктом 4.8 Порядка компенсационные выплаты, выделенные гражданину на организацию самозанятости в форме предпринимательской деятельности и на создание безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан, подлежат возврату в центр занятости в случаях:
- их нецелевого использования;
- прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя или крестьянского (фермерского) хозяйства, ликвидации гражданином созданного им юридического лица либо выхода из состава учредителей юридического лица до истечения срока действия договора;
- неиспользования гражданином по целевому назначению компенсационной выплаты, выделенной на организацию самозанятости в форме предпринимательской деятельности, в течение трехмесячного срока со дня поступления компенсационной выплаты на его лицевой (банковский) счет;
- неиспользования гражданином по целевому назначению компенсационной выплаты, выделенной на создание дополнительного рабочего места для трудоустройства безработных граждан, в течение трехмесячного срока со дня поступления компенсационной выплаты на его лицевой (банковский) счет;
- необеспечения занятостью безработных граждан на созданном дополнительном рабочем месте не менее 12 месяцев на условиях полного рабочего дня (недели); - в случае представления недостоверных сведений о затратах на оснащение дополнительного рабочего места, приобретение оборудования;
- невыполнения иных условий, предусмотренных договором.
Судом установлено, что в исполнение условий договора ответчик зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя.
Указанное обстоятельство сторонами не оспаривается.
По пояснениям ответчика, она до настоящего времени осуществляет предпринимательскую деятельность, указанную в бизнес-плане.
Приобретение ответчиком оборудования и материалов для ведения предпринимательской деятельности и создания рабочего места подтверждается представленными счетами, чеками.
Согласно справке истца от 04.09.2012 N 08-1-/607 ответчик предоставляла сведения о создании рабочего места 20.10.2011.
Принимая во внимание, что в ходе судебного разбирательства представитель истца не оспаривал факт несения ответчиком расходов на реализацию бизнес-плана (организацию самозанятости), а в соответствии с буквальным содержанием пунктов 1.1, 2.2.9, 2.2.10 договора компенсируются расходы на осуществление деятельности и на создание рабочего места, суд первой инстанции пришел к выводу, что в вышеуказанной части ответчик свои обязательства исполнила надлежащим образом и в удовлетворении требования о взыскании 58 800 руб. компенсационной выплаты на реализацию бизнес-плана (организацию самозанятости в форме предпринимательской деятельности) отказал, в связи с чем отказал и в удовлетворении требования о взыскании процентов и штрафа, начисленных на указанную сумму компенсационной выплаты.
Выводы суда в указанной части стороны не обжаловали.
Требование о взыскании 58 800 руб. компенсационной выплаты на создание одного рабочего места удовлетворено судом первой инстанции на основании следующего.
В соответствии с пунктом 2.2.4 договора ответчик обязуется создать в соответствии с бизнес-планом, но не позднее, чем в трехмесячный срок со дня регистрации в качестве предпринимателя, одно рабочее место и обеспечить занятостью на этом рабочем месте лиц из числа безработных граждан, состоявших на учете у истца, не менее 12 месяцев со дня создания рабочего места.
Пунктом 2 Положения о порядке расходования средств (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 02.06.2010 N 275) установлено, что документами, подтверждающими создание дополнительно созданного рабочего места, являются: копия трудового договора и приказ о приеме на работу; копии расходных документов, подтверждающих использование средств на создание рабочих мест.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчик не представила доказательства обеспечения занятостью на созданном рабочем месте безработного гражданина.
По справке истца от 24.10.2012 N 08-10/757 ответчик 24.11.2010 разместила сведения о вакансии продавца продовольственных товаров N 329007/1006.
К ответчику были направлены три безработных гражданина, двое из которых сами отказались от вакансии, а одному было отказано ответчиком.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в вышеуказанной части ответчик свои обязательства не исполнил и требование о взыскании 58 800 руб. компенсационной выплаты на обеспечение занятостью безработного гражданина подлежит удовлетворению.
В соответствии с пунктом 3.1 договора при неиспользовании гражданином компенсационной выплаты на создание дополнительных рабочих мест в течение срока, предусмотренного в бизнес-плане, но не более чем в трехмесячный срок со дня фактического ее выделения, а также при ее нецелевом использовании или невыполнения одного из обязательств, предусмотренных пунктами 2.2.3, 2.2.4, 2.2.6, 2.2.8 договора, компенсационная выплата по требованию истца подлежит возврату с начислением процентов в размере учетной ставки банковского процента Центрального банка Российской Федерации в месте нахождения Центра занятости.
Исходя из изложенного удовлетворено требование истца о взыскании процентов по статье 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за период с 28.10.2010 по 10.05.2012.
Указанные выводы судебная коллегия считает ошибочными в силу следующего.
В пункте 16 Правил предусмотрено, что субсидии в случае их нецелевого использования подлежат взысканию в доход федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 1 статьи 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Из материалов дела и пояснений ответчика следует, что дополнительные субсидии были также израсходованы ею на организацию и осуществление предпринимательской деятельности в соответствии с направлениями, предусмотренными в одобренном бизнес-плане (приобретение оборудования, сырья, аренду торгового места).
Все расходы подтверждены платежными документами, которые приложены к отчету, направленному истцу. Каких-либо возражений в связи с этим истец не высказал. Все произведенные ответчиком расходы имеют целевое назначение, направлены на ведение предпринимательской деятельности.
Исходя из изложенного, судебная коллегия считает вывод суда о нецелевом использовании ответчиком 58 800 руб., предоставленных для создания дополнительного рабочего места, неправомерным, основанным не неправильном применении норм материального права.
Судебные акты в части удовлетворения иска о взыскании с ответчика указанной суммы и процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленными на нее, подлежащими отмене. В иске в указанной части следует отказать.
В удовлетворении требования о взыскании штрафа на указанную сумму в соответствии с пунктом 3.3 договора отказано, поскольку трудовые договоры с безработными гражданами ответчиком заключены не были, в связи с чем она не имела возможности представления истцу соответствующих документов.
Выводы суда в указанной части стороны не обжаловали.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.07.2013, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2013 по делу N А65-20749/2012 в части взыскания с индивидуального предпринимателя Гайсиной Диляры Ильдусовны в пользу Государственного казенного учреждения "Центра занятости населения города Казани" 58 800 единовременной субсидии, 7225 руб. 87 коп. процентов, 2437 руб. 65 коп. расходов по оплате государственной пошлины отменить.
В иске в отмененной части отказать.
В остальной части принятые судебные акты оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
К.Р. Гарифуллина |
Судьи |
Н.Н. Королёва |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 3.1 договора при неиспользовании гражданином компенсационной выплаты на создание дополнительных рабочих мест в течение срока, предусмотренного в бизнес-плане, но не более чем в трехмесячный срок со дня фактического ее выделения, а также при ее нецелевом использовании или невыполнения одного из обязательств, предусмотренных пунктами 2.2.3, 2.2.4, 2.2.6, 2.2.8 договора, компенсационная выплата по требованию истца подлежит возврату с начислением процентов в размере учетной ставки банковского процента Центрального банка Российской Федерации в месте нахождения Центра занятости.
Исходя из изложенного удовлетворено требование истца о взыскании процентов по статье 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за период с 28.10.2010 по 10.05.2012.
...
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 1 статьи 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 31 января 2014 г. N Ф06-2004/13 по делу N А65-20749/2012
Хронология рассмотрения дела:
31.01.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-2004/13
08.10.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-15499/13
10.07.2013 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-20749/12
22.04.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-2641/13
23.01.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-16571/12
08.11.2012 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-20749/12