г. Казань |
|
04 февраля 2014 г. |
Дело N А55-9101/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 февраля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Фатхутдиновой А.Ф.,
судей Хайруллиной Ф.В., Коноплевой М.В.,
в отсутствии лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства строительства Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 08.08.2013 (судья Разумов Ю.М.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2013 (председательствующий судья Романенко С.Ш., судьи Балакирева Е.М., Терентьев Е.А.),
по делу N А55-9101/2013
по иску Министерства строительства Самарской области, г. Самара, (ОГРН
1056315900134; ИНН 6315800869) к обществу с ограниченной ответственностью "СК "Металлопторг", г. Самара, (ОГРН 1026301163371; ИНН 6316039735), третье лицо: ТСЖ "Волжские зори", г. Самара, о взыскании 8 285 616 руб. 61 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Министерство строительства Самарской области обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "СК "Металлопторг" о взыскании 8 285 616 руб. 16 коп., в том числе: 4 333 269 руб. 69 коп. задолженности по арендной плате за период с 24.11.2010 по 25.07.2012 по договору N 165 от 21.05.2008, 3 592 346 руб. 92 коп. пени за период с 24.11.2010 по 25.07.2012.
Определением суда от 31.05.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено ТСЖ "Волжские зори".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 08.08.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2013, исковые требования удовлетворены частично. Суд взыскал с общества с ограниченной ответственностью "СК "Металлопторг" в пользу Министерства строительства Самарской области 4 051 656 руб. 73 коп., в том числе: 1 291 150 руб. 72 коп. основного долга, 2 760 506 руб. 01 коп. пени, и в доход федерального бюджета РФ госпошлину 31 505 руб. 25 коп. В остальной части в иске отказано.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Министерство строительства Самарской области обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить указанные судебные акты, удовлетворив заявленные требования в полном объёме. Заявитель жалобы полагает, что при вынесении судебных актов судами неверное применены нормы материального права.
В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании по делу N А55-9101/2013 был объявлен перерыв до 28.01.2014 до 13 час. 55 мин., после окончания которого судебное заседание продолжено в том же составе суда. Информация о перерыве размещена на официальном сайте суда кассационной инстанции.
Истец, ответчик и третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направили, ответчик и третье лицо отзывы на кассационную жалобу не представили, что в силу статьи 284 АПК РФ не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, 21.05.2008 между Министерством строительства и ЖКХ Самарской области (ныне - Министерство строительства Самарской области) и ООО "СК "Металлопторг" заключен договор N 165 аренды земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Красноглинский район, поселок Управленческий, ул. 8- е Марта, площадью 6 418,60 кв. м, с кадастровым номером 63:01:00316002:0005.
Земельный участок был передан ответчику по акту приема -передачи и предоставлен для строительства жилого дома.
Согласно ст.ст. 131, 164, 609 ГК РФ, ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" договор аренды на указанный объект недвижимости был зарегистрирован - 14.11.2008.
Пунктом 3.1. договора стороны предусмотрели, что условия договора применяются к отношениям, возникшим между сторонами с 23.11.2007.
В соответствии с условиями заключенного договора (пункт 4.4) арендатор принял на себя обязательство своевременно и полностью вносить арендную плату ежемесячно в срок до десятого числа текущего месяца за право пользования земельным участком.
Указывая, что ответчик не исполняет условия договора, истец обратился в суд с настоящим иском.
С учетом определения Арбитражного суда Самарской области от 30.06.2010 по делу N А55-13551/2010, которым в отношении ООО "СК "Металлоптторг" возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве), суд первой инстанции указал, что задолженность ответчика перед истцом за спорный период является текущей, и требование об ее оплате подлежит рассмотрению вне рамок дела о несостоятельности (банкротстве).
Удовлетворяя требования истца в части, суд первой инстанции не согласился с доводами истца о расчете арендной платы на основании Методики определения размера арендной платы, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2008 N 308.
При этом, ссылаясь на разъяснения, содержащиеся в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2011 N 15837/11, суд исчислил размер арендной платы за спорный период, исходя из ежегодной арендной платы за земельный участок в размере 2,5 процентов от кадастровой стоимости земельного участка. Суд апелляционной инстанции согласился с судом первой инстанции.
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации).
Во исполнение требований статей 22 и 65 Земельного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации принято постановление N 582 (действующее с 04.08.2009, с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2011 N 697, действующих с 01.09.2011), которым установлены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 17.04.2012 N 15837/11 сформулирована правовая позиция, согласно которой, учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, основные принципы определения арендной платы, установленные постановлением Правительства Российской Федерации N 582, являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены. В силу того, что регулирование арендной платы за указанные земельные участки осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
Кроме того, как указано в данном постановлении, уровень арендной платы при жилищном строительстве дифференцирован непосредственно федеральным законом исходя из сроков завершения строительства.
Так, статья 65 Земельного кодекса предусматривает, что, если иное не установлено законодательством, при превышении трехлетнего срока жилищного строительства арендная плата должна составлять не менее двукратной ставки земельного налога. Кроме того, пункт 15 статьи 3 Вводного закона к Земельному кодексу (в редакции Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ, вступившего в силу 21.12.2006), допуская при определенных им условиях предоставление до 30.12.2007 земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду для жилищного строительства, комплексного освоения в целях жилищного строительства на основании заявления заинтересованного лица без проведения торгов, устанавливает минимальный уровень ставок арендной платы за такие участки в два с половиной и пять процентов от их кадастровой стоимости, если объекты недвижимости не введены в эксплуатацию по истечении двух или трех лет соответственно с момента заключения договора аренды.
Данное положение является специальным по отношению к статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации.
Оценивая доводы сторон, суды не учли, что разрешение на ввод в эксплуатацию выдано ответчику только 24.07.2012 года, по истечению двухлетнего срока с момента заключения договора.
Таким образом, судом арендная плата в спорный период рассчитана в размере 2,5 % от кадастровой стоимости без учета сроков завершения строительства.
При таких обстоятельствах, поскольку обжалованные судебные акты приняты без учета вышеуказанного подхода по определению арендной платы, они подлежит отмене.
Принимая во внимание, что для принятия законного и обоснованного решения требуется исследование и оценка доказательств, а также совершение иных действий процессуального характера, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции, судебная коллегия считает необходимым направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
При новом рассмотрении суду первой инстанции следует учесть вышеизложенное, установить обстоятельства дела, имеющие значение для разрешения данного спора и с учетом установленных обстоятельств, принять решение, правильно применив нормы материального и процессуального права.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 08.08.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2013 по делу N А55-9101/2013 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.Ф.Фатхутдинова |
Судьи |
Ф.В.Хайруллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 17.04.2012 N 15837/11 сформулирована правовая позиция, согласно которой, учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, основные принципы определения арендной платы, установленные постановлением Правительства Российской Федерации N 582, являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены. В силу того, что регулирование арендной платы за указанные земельные участки осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
Кроме того, как указано в данном постановлении, уровень арендной платы при жилищном строительстве дифференцирован непосредственно федеральным законом исходя из сроков завершения строительства.
Так, статья 65 Земельного кодекса предусматривает, что, если иное не установлено законодательством, при превышении трехлетнего срока жилищного строительства арендная плата должна составлять не менее двукратной ставки земельного налога. Кроме того, пункт 15 статьи 3 Вводного закона к Земельному кодексу (в редакции Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ, вступившего в силу 21.12.2006), допуская при определенных им условиях предоставление до 30.12.2007 земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду для жилищного строительства, комплексного освоения в целях жилищного строительства на основании заявления заинтересованного лица без проведения торгов, устанавливает минимальный уровень ставок арендной платы за такие участки в два с половиной и пять процентов от их кадастровой стоимости, если объекты недвижимости не введены в эксплуатацию по истечении двух или трех лет соответственно с момента заключения договора аренды.
Данное положение является специальным по отношению к статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 4 февраля 2014 г. N Ф06-1101/13 по делу N А55-9101/2013