г. Казань |
|
04 февраля 2014 г. |
Дело N А55-35556/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 февраля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,
судей Ананьева Р.В., Хайруллиной Ф.В.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видео-конференц-связи помощником судьи Пашиной Ж.А.,
при участии в судебном заседании с использованием системы видео-конференц-связи присутствующего в Арбитражном суде Самарской области представителя:
заявителя - Бочаровой К.В. (доверенность от 15.01.2014),
ответчика (Министерству имущественных отношений Самарской области) - Екатеринина И.И. (доверенность от 26.12.2013),
в отсутствие:
ответчика (Департаменту управления имуществом городского округа Самара) - не явился, извещен,
третьего лица - не явилось, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования системы видео-конференц-связи с Арбитражным судом Самарской области кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2013 (председательствующий судья Кузнецов В.В., судьи Бажан П.В., Марчик Н.Ю.)
по делу N А55-35556/2012
по заявлению открытого акционерного общества "Самарамашэлектроторг", г. Самара (ИНН 6312000568, ОГРН 1026300775687) к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара, Департаменту управления имуществом городского округа Самара, г. Самара, при участии третьего лица - Департамента строительства архитектуры городского округа Самара, г. Самара, о признании незаконными действий, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Самарамашэлектроторг" (далее -общество, ОАО "Самарамашэлектроторг") обратилось в суд с заявлением (с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании незаконными действия Департамента управления имуществом городского округа Самара (далее - Департамент), выраженные в отказе в утверждении схем расположения земельных участков площадью 3646 кв.м, площадью 1188 кв.м и площадью 523 кв.м, расположенных по адресу: г. Самара, Кировский район, пр. Кирова, д. 3, и обязании Департамент утвердить схемы расположения указанных земельных участков;
о признании незаконными действий Министерства имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство), выразившихся в отказе по заявлениям от 10.10.2012 N 12-1/3486/11, 12-1/3488/11, 12-1/3424/11 о предоставлении в собственность за выкуп земельных участков площадью 3646 кв.м, площадью 1188 кв.м и площадью 523 кв.м соответственно, расположенных но адресу: г. Самара, Кировский район, пр. Кирова д. 3, и в не направлении в установленный срок проектов договоров купли-продажи земельных участков, расположенных по адресу: г. Самара, Кировский район, пр. Кирова д.3, и обязании Министерство устранить нарушения прав заявителя путем принятия в месячный срок с момента вступления в силу решения суда по данному делу решений по заявлениям от 10.10.2012 N 12-1/3486/11, 12-1/3488/11, 12-1/3424/11 и направлении в адрес заявителя проектов договоров купли-продажи указанных земельных участков по цене равной двум с половиной процентов от их кадастровой стоимости.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 30.04.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2013 решение Арбитражного суда Самарской области от 30.04.2013 отменено, принят новый судебный акт, которым удовлетворены заявленные требования.
Министерство, обжалуя постановление суда апелляционной инстанции, в кассационной жалобе просит его отменить, ссылаясь в ее обосновании на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
ОАО "Самарамашэлектроторг" в отзыве на жалобу просит оставить оспариваемый судебный акт в силе.
В соответствии со статьей 153 - 1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено с использованием систем видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Самарской области.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебных актов первой и апелляционной инстанций, считает их подлежащими отмене по следующим основаниям.
ОАО "Самарамашэлектроторг" является собственником объектов недвижимого имущества: "Ограждение территории. Цех N 2", "Дорога-асфальт. Цех N 2", "Водопровод, цех N 2", расположенных по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, пр. Кирова, д. 3, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права и выписками из ЕГРП.
28.11.2011 общество обратилось в Министерство с заявлениями о предоставлении в собственность за выкуп трех земельных участков площадью 3646 кв.м, площадью 1188 кв.м и площадью 523 кв.м, расположенных по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, пр. Кирова д. 3, и являющихся частями единой территории ранее предоставленной в постоянное бессрочное пользование обществу.
Министерство обратилось в Департамент за утверждением схемы расположения указанных земельных участков площадью 3646 кв.м, площадью 1188 кв.м и площадью 523 кв.м с учетом зонирования территорий.
Департамент направил в Министерство и обществу заключения от 10.09.2012 N 15-07-10/37607 об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 523 кв.м., мотивируя это тем, что испрашиваемый земельный участок расположен в двух территориальных зонах, от 12.09.2012 N 15-07-10/38424 и от 28.09.2012 N 15-07-10/41142 об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 3646 кв.м и 1188 кв.м, мотивируя это тем, что испрашиваемые земельные участки расположены в зоне природных ландшафтов Р-3, при этом Министерство в указанных заключениях ссылалось на Правила застройки и землепользования в городе Самара, утвержденные постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2011 N 61.
10.10.2012 Министерство уведомило общество об отказе в предоставлении земельных участков за N 12-1/3486/11, 12-1/3424/11, 12-1/34888/11 по причине отсутствия утвержденной схемы расположения земельных участков на кадастровом плане, земельные участки не прошли процедуру поставки на кадастровый учет.
Общество, полагая, что данные отказы в предоставлении спорных земельных участков противоречат действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из невозможности предоставления испрашиваемых земельных участков ввиду того, что они не поставлены на кадастровый учет.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, перешел к рассмотрению дела по правилам первой инстанции, утверждая, что судом первой инстанции не рассмотрены требования к Департаменту. Заявленные требования удовлетворил, признав действия Министерства к Департаменту незаконными.
По мнению судебной коллегии выводы судов сделаны по неполно выясненным обстоятельствам.
Приобретение прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здание, строение, сооружение, регулируются положениями статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ).
Согласно пункту 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.
В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (пункт 7 статьи 36 ЗК РФ).
Таким образом, общество было обязано произвести межевание находящихся на его территории земельных участков, поставить их на кадастровый учет, и только со дня предоставления кадастрового паспорта земельного участка исполнительный орган государственной власти принимает решение о предоставлении этого земельного участка.
Однако этого сделано не было.
Суд апелляционной инстанции не указал, какие нормы права были нарушены Министерством для признания действий последнего неправомерными.
Суд первой инстанции рассмотрел дело к двум ответчикам по разным предметам и основаниям.
Не проверены судами в должной мере доводы об ограниченности в обороте испрашиваемых земельных участков.
Не дана оценка объекту "ограждение территории" как объекту недвижимости с точки зрения статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации с учетом постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.09.2013 N 1160/13.
При таких обстоятельствах судебные акты нельзя признать в полной мере правильными, в связи с чем они подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду необходимо исследовать указанные обстоятельства, предложить сторонам представить дополнительные доказательства заявленных требований и возражений, и с учетом установленного разрешить спор.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 30.04.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2013 по делу N А55-35556/2012 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
С.Ю. Муравьев |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (пункт 7 статьи 36 ЗК РФ).
...
Не дана оценка объекту "ограждение территории" как объекту недвижимости с точки зрения статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации с учетом постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.09.2013 N 1160/13."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 4 февраля 2014 г. N Ф06-2246/13 по делу N А55-35556/2012