г. Казань |
|
06 февраля 2014 г. |
Дело N А72-5405/2013 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Сафина Н.Н., Петрова А.Л.,
при участии представителя:
ответчика - Стерлядевой Е.В., по доверенности от 09.01.2014 N 73-ИОГВ-34.02.01-01,
в отсутствие:
истца - извещен надлежащим образом, не явился,
заинтересованного лица - извещено надлежащим образом, не явилось,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 30.08.2013 (судья Корастелев В.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2013 (председательствующий судья Холодная С.Т., судьи: Кузнецов В.В., Засыпкина Т.С.)
по делу N А72-5405/2013
по заявлению областного государственного унитарного предприятия "Тереньгульский лесхоз" (ОГРН 1087321000073, ИНН 7321313907), Ульяновская область, Теренгульский район, р.п. Тереньга, к Департаменту государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области (ОГРН 1027301177749, ИНН 7303003740), г. Ульяновск, заинтересованное лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, о признании незаконным отказа, об обязании внести изменения,
УСТАНОВИЛ:
областное государственное унитарное предприятие "Тереньгульский лесхоз" в лице конкурсного управляющего Яманычевой Т.В. (далее - ОГУП "Тереньгульский лесхоз", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Департаменту государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области (далее - Департамент) о признании незаконным отказа, выраженного в письме от 23.04.2013 N 73-ИОГВ-34-01/2637ИСХ, во внесении изменений в приложение к распоряжению Департамента от 04.02.2009 N 97-р; и об обязании внести изменения в приложение к распоряжению от 04.02.2009 N 97-р - Перечень объектов недвижимости, закрепляемых на праве хозяйственного ведения за ОГУП "Тереньгульский лесхоз", относительно адреса и размера площади здания конторы и здания гаража.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 30.08.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2013, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Департамент обратился в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит данные судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований предприятия отказать.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, установила следующее.
Материалами дела установлено, что распоряжением Департамента от 04.02.2009 N 97-р предприятию на праве хозяйственного ведения по акту приема-передачи было передано государственное имущество: здание конторы, расположенное по адресу: Ульяновская область, Тереньгульский район, с. Зеленец, ул. Ульяновская, д. 32, общей площадью 132 кв.м, здание гаража, расположенное по адресу: Ульяновская область, Тереньгульский район, с. Зеленец, ул. Ульяновская, д. 32, общей площадью 280 кв.м.
Проведенной 20.10.2011 технической инвентаризацией вышеназванных зданий установлено существенное расхождение в площадях объектов зданий конторы и гаража, определенных техническими работниками, и площадях этих же объектов, числившихся в Реестре областной собственности и переданных предприятию по распоряжению Департамента от 04.02.2009 N 97-р.
Согласно кадастровым и техническому паспортам общая площадь здания гаража, 1994 года постройки, составила 202, 3 кв.м, общая площадь здания конторы, 1991 года постройки, составила 72, 1 кв.м. При этом материалы технической документации на данные объекты недвижимости не содержат данных о том, что изменение площади произошло вследствие переустройства либо перепланировки названных объектов.
Кроме того, проведена выверка адресов и установлено следующее.
Согласно постановлению Главы администрации МО "Красноборское сельское поселение" от 07.03.2013 N 17 надлежащий адрес: здания конторы Ульяновская область, Тереньгульский район, с. Зеленец, ул. Ульяновская, дом N 34-А; здания гаража - Ульяновская область, Тереньгульский район, с. Зеленец, ул. Ульяновская, дом N 34-А.
Из справки от 19.08.2013 N 398 Главы администрации МО "Красноборское сельское поселение" Тереньгульского района Ульяновской области усматривается, что на основании распоряжения от 27.06.2005 N 9 территории ФГУ "Тереньгульский лесхоз" ранее был присвоен адрес: с. Зеленец, ул. Ульяновская, д. 34, а бывший адрес: с. Зеленец, ул. Ульяновская, д. 32 было постановлено считать недействительным.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 17.12.2012 по делу N А72-10917/2012 ОГУП "Тереньгульский лесхоз" признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство. Конкурсным управляющим назначена Яманчева Т.В. (далее - конкурсный управляющий)
Конкурсный управляющий обратился в Управление Росреестра по Ульяновской области с заявлением от 20.02.2013 о государственной регистрации права хозяйственного ведения на объекты недвижимого имущества: здания гаража, расположенного по адресу: Ульяновская область, Тереньгульский район, с. Зеленец, ул. Ульяновская, дом N 34-А, общей площадью 202, 3 кв.м; здания конторы, расположенного по адресу: Ульяновская область, Тереньгульский район, с. Зеленец, ул. Ульяновская, дом N 34-А, общей площадью 72, 1 кв.м.
Уведомлениями от 11.03.2013 N N 04/015/2013-229, 04/015/2013-230 Управление Росреестра по Ульяновской области известило предприятие о приостановлении государственной регистрации права хозяйственного ведения в связи с расхождениями в технической документации и правоустанавливающем документе - Распоряжении Департамента от 04.02.2009 N 97-р.
Конкурсный управляющий обратился в Департамент с заявлением от 13.03.2013 о внесении соответствующих изменений в реестр областной собственности по ОГУП "Тереньгульский лесхоз".
Департамент письмами от 05.04.2013 N 73-ИОГВ-34-01/2212ИСХ и от23.04.2013 N 73-ИОГВ-34-01/2637ИСХ уведомил конкурсного управляющего предприятия о невозможности издания в соответствии с пунктом 2 статьи 26 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ) в отношении заявителя каких-либо распорядительных актов, поскольку полномочия Департамента как собственника имущества данного Унитарного предприятия прекращены с даты принятия судом решения о признании ОГУП "Тереньгульский лесхоз" банкротом.
По правилам пункта 2 статьи 126 Федерального закона N 127-ФЗ с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия, за исключением полномочий органов управления должника, уполномоченных в соответствии с учредительными документами принимать решения о заключении крупных сделок, принимать решения о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника.
С даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены статьей 129 Федерального закона N 127-ФЗ.
Не согласившись с данным отказом, конкурсный управляющий обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно пункту 2 статьи 129 Федерального закона N 127-ФЗ конкурсный управляющий обязан принять в ведение имущество должника, провести его инвентаризацию, после которой и оценки приступить к реализации имущества должника в соответствии с пунктом 4 статьи 139 Федерального закона N 127-ФЗ.
Материалами дела установлено, что в приложении к Распоряжению Департамента от 04.02.2009 N 97-р - акте приема-передачи имущества указаны неточные сведения об объектах учета относительно их площади и адреса нахождения, поскольку при передаче технической инвентаризации объектов не производилось, впервые она была проведена лишь в октябре 2011 года, сведения о переадресации объектов в администрации муниципального образования не уточнялись.
Полномочия Департамента по передаче имущества, оформлению документов, необходимых для государственной регистрации прав не могут считаться прекратившимися в отношении спорного имущества, закрепленного за предприятием, до государственной регистрации права хозяйственного ведения на закрепленное имущество.
Следовательно, конкурсный управляющий не вправе осуществлять полномочия собственника имущества должника - унитарного предприятия в отношении зданий конторы и гаража, поскольку предприятие не является титульным владельцем указанных зданий.
Таким образом, отказ Департамента, в принятии ненормативного правового акта, устраняющего противоречия между сведениями, содержащимися в правоустанавливающих и технических документах, касающиеся площадей здания гаража и здания конторы, нарушают права унитарного предприятия, поскольку не позволяют зарегистрировать право хозяйственного ведения на объекты, а также создают препятствия в осуществлении конкурсным управляющим своих прав и обязанностей, предусмотренных Федеральным законом N 127-ФЗ касающихся реализации имущества должника в целях расчетов с кредиторами.
Принимая во внимание изложенное, выводы суда первой и апелляционной инстанций являются правильными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству, оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов кассационная инстанция не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 30.08.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2013 по делу N А72-5405/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
Н.Н. Сафин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Полномочия Департамента по передаче имущества, оформлению документов, необходимых для государственной регистрации прав не могут считаться прекратившимися в отношении спорного имущества, закрепленного за предприятием, до государственной регистрации права хозяйственного ведения на закрепленное имущество.
Следовательно, конкурсный управляющий не вправе осуществлять полномочия собственника имущества должника - унитарного предприятия в отношении зданий конторы и гаража, поскольку предприятие не является титульным владельцем указанных зданий.
Таким образом, отказ Департамента, в принятии ненормативного правового акта, устраняющего противоречия между сведениями, содержащимися в правоустанавливающих и технических документах, касающиеся площадей здания гаража и здания конторы, нарушают права унитарного предприятия, поскольку не позволяют зарегистрировать право хозяйственного ведения на объекты, а также создают препятствия в осуществлении конкурсным управляющим своих прав и обязанностей, предусмотренных Федеральным законом N 127-ФЗ касающихся реализации имущества должника в целях расчетов с кредиторами."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 6 февраля 2014 г. N Ф06-2337/13 по делу N А72-5405/2013