г. Казань |
|
13 февраля 2014 г. |
Дело N А12-14696/2013 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Егоровой М.В.,
судей Хабибуллина Л.Ф., Мухаметшина Р.Р.,
при участии представителей:
ответчика - Гаджиевой А.В., доверенность от 09.01.2014 N 01-03/37-14,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Волгоградоблэлектро"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 06.09.2013 (судья Стрельникова Н.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2013 (председательствующий судья Веряскина С.Г., судьи Акимова М.А., Луговской Н.В.)
по делу N А12-14696/2013
по заявлению открытого акционерного общества "Волгоградоблэлектро" (ИНН 3443029580, ОГРН 1023402971272) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области о признании незаконными решения и предписания, с участием третьих лиц: закрытого акционерного общества "Желдорипотека" в лице филиала в г. Саратове, администрации городского поселения г. Новоаннинский, общества с ограниченной ответственностью "Строй-Универсал", общества с ограниченной ответственностью "Тамерлан", Министерства топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Волгоградоблэлектро" (далее - общество "Волгоградоблэлектро", общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее - антимонопольный орган, управление) от 08.05.2013 по делу N 13-01-10-04/10.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены закрытое акционерное общество "Желдорипотека" в лице филиала в г. Саратове (далее - общество "Желдорипотека"), администрация городского поселения г. Новоаннинский (далее - администрация), общества с ограниченной ответственностью "Строй-Универсал", "Тамерлан" (далее - общества "Строй-Универсал" и "Тамерлан"), Министерство топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области (далее - министерство).
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 06.09.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2013 решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
В кассационной жалобе общество просит отменить состоявшиеся судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Решением антимонопольного органа от 08.05.2013 N 13-01-10-04/10 действия общества по определению стоимости договоров об осуществлении технологического присоединения с применением ставки платы, утвержденной постановлениями Управления по региональным тарифам администрации Волгоградской области от 17.12.2010 N 34/3 и от 23.05.2012 N 19/2 "Об установлении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям филиала открытого акционерного общества "МРСК Юга" - "Волгоградэнерго" (далее - Постановление N 34/3 и N 19/2), признаны нарушающими положения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции)
На основании данного решения управлением выдано предписание от 08.05.2013, которым на заявителя возложена обязанность направить в адрес администрации, обществ "Желдорипотека", "Строй-универсал" и "Тамерлан", а также иных лиц, заключивших с обществом договоры об осуществлении технологического присоединения, стоимость которых была рассчитана с применением ставок платы, утвержденных Постановлениями N 34/3 и N 19/2, дополнительные соглашения к вышеуказанным договорам, с предложением исключить из соответствующих договоров все положения, предусматривающие расчет платы за технологическое присоединение с применением ставок платы, утвержденных Постановлениями N 34/3 и N 19/2.
Посчитав, что решение и предписание антимонопольного органа являются незаконными и нарушают его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из следующего.
Как усматривается из материалов дела, общество "Волгоградоблэлектро" является сетевой организацией и занимает доминирующее положение на товарном рынке по передаче электрической энергии в границах принадлежащих обществу, и обязано осуществлять мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств физических и юридических лиц к электрическим сетям в порядке и на условиях установленным действующим законодательствам.
Судами установлено, что между заявителем и обществами "Желдорипотека", "Тамерлан", "Строй-универсал", администрацией заключены договора об осуществлении технологического присоединения.
Плата за технологическое присоединение осуществлялась с применением ставок платы, утвержденной постановлением Управления по региональным тарифам администрации Волгоградской области от 17.12.2010 N 34/4 "Об установлении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям филиала открытого акционерного общества "МРСК Юга" - "Волгоградэнерго" (далее - Постановление N 34/4) и Постановлением N 34/3
Общество, утверждая о законности определения стоимости (цены) договоров об осуществлении технологического присоединения, исходя из ставки платы, утвержденной Постановлением N 34/3, сослалось на то, что в целях исполнения обязательств по вышеуказанным договорам, им в адрес открытого акционерного общества "МРСК Юга" направлены заявки на увеличения мощности, что необходимо для осуществления технологического присоединения вышеуказанных потребителей. Поэтому расчет платы за технологическое присоединение производился, в том числе с использованием ставки платы, указанной в Приложении N 1 соответствующего Постановления N 34/3.
Согласно пункту 1 статьи 424 Гражданского кодекса исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В соответствии с частью 2 статьи 23.2 Федерального закона от 17.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств и объектов электросетевого хозяйства может устанавливаться либо в соответствии с указанными принципами и порядком определения платы за технологическое присоединение объектов по производству электрической энергии, либо посредством установления размера платы федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе по тарифам (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 332) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации является Федеральная служба по тарифам.
В соответствии с пунктом 71 постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" (действующих в момент существования спорных правоотношений) размер платы за технологическое присоединение к электрическим сетям определяется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам по согласованию с Федеральной антимонопольной службой, в том числе путем установления стандартизированных тарифных ставок с учетом требований порядка определения предварительных параметров выдачи мощности строящихся (реконструируемых) генерирующих объектов, утверждаемого Министерством энергетики Российской Федерации.
Действующие на момент существования спорных правоотношений Методические указания по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям были утверждены Приказом Федеральной службы по тарифам от 30.11.2010 N 365-э/5 (далее - Методические указания).
В соответствии с пунктом 8 Методических указаний размер платы за технологическое присоединение должен компенсировать плановые экономически обоснованные расходы на проведение мероприятий по технологическому присоединению объекта к электрическим сетям и рассчитывается в соответствии с разделами I и III Методических указаний или определяется посредством применения стандартизированных тарифных ставок в соответствии с разделом IV Методических указаний.
Согласно пункту 16 Методических указаний расчет размера платы исходя из ставок платы за технологическое присоединение к электрическим сетям на уровне напряжения ниже 35 кВ и мощности менее 10 000 кВА производится раздельно для каждой сетевой организации.
Расчет ставки за 1 кВт мощности технологического присоединения производится на основе представленных в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов сетевой организацией прогнозных данных о планируемых расходах за технологическое присоединение на календарный год с учетом стоимости каждого мероприятия в отдельности в соответствии с Приложением 2 (пункт 18 Методических указаний).
В соответствии с пунктом 19 Методических указаний ставка платы за технологическое присоединение (iJ) на напряжении i и (или) в диапазоне присоединяемой мощности j, включая заявителей, подающих заявку в целях временного (на срок не более 6 месяцев) технологического присоединения принадлежащих ему энергопринимающих устройств для обеспечения электрической энергией передвижных объектов с максимальной мощностью до 100 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов на основании данных, представленных сетевой организацией в соответствии с Приложением 1 к Методическим указаниям. Cij
Во исполнение вышеуказанных Методических указаний Федеральной службы по тарифам Постановлением N 34/4 утверждены ставки платы за технологическое присоединение к электрическим сетям общества.
Согласно пункту 20 Методических указаний плата за технологическое присоединение (Тij) рассчитывается в отношении каждого случая присоединения для одного заявителя на основании ставок платы за технологическое присоединение по следующей формуле:
Тij =Сij * Nij, (руб.)(3)
где: Сij- ставка платы за технологическое присоединение в классе напряжения i и (или) диапазоне мощности j (руб./кВт);
Nij- суммарная мощность технологического присоединения одного Заявителя в классе напряжения i и (или) диапазоне мощности j (кВт).
Исходя из вышеизложенного, размер платы за технологическое присоединение к сетям общества (при наличии технической возможности) может быть определен исключительно с применением ставки платы, утвержденных Постановлением N 34/4, которая, рассчитанная в соответствии с разделом III и пунктом 8 Методических указаний, должна компенсировать обществу "Волгоградоблэлектро" плановые экономически обоснованные расходы на проведение мероприятий по технологическому присоединению.
При этом ставка платы, утвержденная Постановлением N 34/3, призвана компенсировать плановые экономически обоснованные расходы открытого акционерного общества "МРСК Юга" на проведение мероприятий по технологическому присоединению, и не включает расходы, производимые заявителем в целях исполнения обязательств по заключенным последним договорам на технологическое присоединение, в связи с чем не подлежит применению при расчете стоимости технологического присоединения для потребителей общества "Волгоградоблэлектро".
Как обоснованно отмечено судами, алгоритм расчета платы, приведенный в информационных письмах Управления по региональным тарифам администрации Волгоградской области, не содержит разъяснений применения действующего законодательства об электроэнергетике, а по сути, закрепляет (устанавливает) иной порядок расчета платы, отличный от порядка, утвержденного Методическими указаниями, в то время как определение порядка расчета платы за технологическое присоединение относится к исключительной компетенции Федеральной службы по тарифам.
Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 23.2 Закона об электроэнергетике с 01.01.2011 не допускается включение в состав платы за технологическое присоединение инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами единой национальной (общероссийской) электрической сети, за исключением расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики. Состав расходов, включаемых в состав платы за технологическое присоединение, определяется федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Статья 23.2 Закона об электроэнергетике введена Федеральным законом от 26.07.2010 N 187-ФЗ и вступила в силу 26.07.2010 (статья 4 Закона), в связи с чем ее требование распространяются на Постановления N 34/3 и 34/4.
Согласно пункту 9 Методических указаний в состав необходимой валовой выручки включаются расходы на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, определяемые в соответствии с разделом V согласно Приложению 5 к Методическим указаниям.
В соответствии с пунктом 10 Методических указаний инвестиционная составляющая на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами ЕНЭС, в целях присоединения новых и (или) увеличения мощности устройств, присоединенных ранее, не учитываются при установлении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям. Данные расходы учитываются при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
Пунктом 32 постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" (далее - Постановление N 109) установлено, что расходы на строительство и реконструкцию линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств и установку компенсирующих устройств для обеспечения качества электрической энергии (объектов электросетевого хозяйства) в целях обеспечения надежности работы электрических станций, присоединяемых энергопринимающих устройств, а также ранее присоединенных потребителей и расходы на установку на принадлежащих сетевой организации объектах электросетевого хозяйства устройств компенсации и регулирования реактивной мощности и иных устройств, необходимых для поддержания требуемых параметров надежности и качества электрической энергии, включаются в тариф на услуги по передаче электрической энергии.
В соответствии с пунктом 10 вышеназванного Постановления если организации, осуществляющие регулируемую деятельность, в течение расчетного периода регулирования понесли экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении регулируемых тарифов (цен), в том числе расходы, связанные с объективным и незапланированным ростом цен на продукцию, потребляемую в течение расчетного периода регулирования, эти расходы учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых тарифов (цен) на последующий расчетный период регулирования (включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств).
Таким образом, пункт 10 Постановления N 109 не исключает возможности компенсации расходов обществу "Волгоградоблэлектро" на усиление мощности питающих центров в последующем периоде регулирования в тарифе на передачу электрической энергии (в случае не включения вышеуказанных расходов в тариф на текущий период).
Следовательно, компенсация вышеуказанных расходов обществу "Волгоградоблэлектро" не может производится за счет платы на технологическое присоединение (тем более посредством применения ставки платы, утвержденной Постановлением N 34/3).
С учетом изложенного обстоятельств, суды правильно признали, что расчет платы за технологическое присоединение с применением ставки платы, утвержденной Постановлением N 34/3 нарушает права и законные интересы потребителей общества (поскольку влечет необоснованное завышение размера платы за технологическое присоединение) и не соответствуют части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Ссылки общества на пункт 30.5 Правил технологического присоединения правомерно отклонены судами, поскольку они противоречат вышеназванным нормам права.
Кроме того, правомерно признана несостоятельной ссылка общества на информационные письма Управления по региональным тарифам администрации Волгоградской области от 14.01.2011 N 31-05-11/27 и от 03.07.2012 N 31-05-11/4011, поскольку вышеуказанные документы не являются нормативно-правовыми актами.
Таким образом, суды пришли правильному выводу о нарушении обществом антимонопольного законодательства.
Поскольку дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, оснований для удовлетворения жалобы и отмены принятых по данному делу судебных актов у кассационной инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 06.09.2013 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2013 по делу N А12-14696/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Волгоградоблэлектро" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.В. Егорова |
Судьи |
Л.Ф. Хабибуллин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 10 вышеназванного Постановления если организации, осуществляющие регулируемую деятельность, в течение расчетного периода регулирования понесли экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении регулируемых тарифов (цен), в том числе расходы, связанные с объективным и незапланированным ростом цен на продукцию, потребляемую в течение расчетного периода регулирования, эти расходы учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых тарифов (цен) на последующий расчетный период регулирования (включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств).
Таким образом, пункт 10 Постановления N 109 не исключает возможности компенсации расходов обществу "Волгоградоблэлектро" на усиление мощности питающих центров в последующем периоде регулирования в тарифе на передачу электрической энергии (в случае не включения вышеуказанных расходов в тариф на текущий период).
Следовательно, компенсация вышеуказанных расходов обществу "Волгоградоблэлектро" не может производится за счет платы на технологическое присоединение (тем более посредством применения ставки платы, утвержденной Постановлением N 34/3).
С учетом изложенного обстоятельств, суды правильно признали, что расчет платы за технологическое присоединение с применением ставки платы, утвержденной Постановлением N 34/3 нарушает права и законные интересы потребителей общества (поскольку влечет необоснованное завышение размера платы за технологическое присоединение) и не соответствуют части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 13 февраля 2014 г. N Ф06-2889/13 по делу N А12-14696/2013