г. Казань |
|
20 февраля 2014 г. |
Дело N А65-10999/2013 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Егоровой М.В.,
судей Хабибуллина Л.Ф., Мухаметшина Р.Р.,
при участии представителей:
заявителя - Ганиева С.Б., доверенность от 01.10.2013 б/н,
Чурбанов В.П., протокол от 31.03.2011 N 1,
ответчика - Алешева А.Р., доверенность от 31.12.2013 б/н,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.09.2013 (судья Мусин Ю.С.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2013 (председательствующий судья Попова Е.Г., судьи Драгоценнова И.С., Филиппова Е.Г.)
по делу N А65-10999/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лодочная станция "Восток" (ИНН 1652008526, ОГРН 1021607556453) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан о признании недействительными решения и предписания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Лодочная станция "Восток" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - антимонопольный орган, управление) от 30.04.2013 по делу N 05-290/2012.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.09.2013 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2013 решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
В кассационной жалобе антимонопольный орган просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Решением антимонопольного органа от 30.04.2013 по делу N 05-290/2012 действия общества, выразившиеся в установлении экономически необоснованных цен на услуги хранения маломерных судов (в зависимости от мощности двигателя), признаны нарушающими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о конкуренции).
На основании данного решения обществу выдано предписание от 30.04.2013 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем установления экономически обоснованных цен на услуги хранения маломерного судна, в зависимости от необходимых для оказания данной услуги расходов и прибыли.
Полагая, что решение и предписание антимонопольного органа не соответствует действующему законодательству, общество обратилось в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 10 Закона о конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом.
Судами установлено и обществом не оспаривается, что на рынке услуг по хранению маломерных судов на территории Чистопольского муниципального района Республики Татарстан заявитель занимает доминирующее положение.
Тарифы на услуги по хранению маломерных судов не устанавливаются и не регулируются государственными органами или органами местного самоуправления, соответственно, общество вправе самостоятельно устанавливать цены услуги лодочной станции, с соблюдением запретов и ограничений, установленных законодательством о защите конкуренции.
Как усматривается из материалов дела, площадь водной акватории Куйбышевского водохранилища, на которой расположена лодочная станция общества составляет 31 514 кв.м. Территория водной акватории разделена понтонами одинаковой длины.
Понтоны N 5 и N 6 имеют по 58 одинаковых мест для хранения (стоянки) лодок с каждой стороны понтона, а понтоны N 1 и N 2 имеют по 70 мест для лодок с каждой стороны понтона. Согласно схеме, все четыре понтона имеют одинаковую длину (по 160 метров каждая). Расстановка мест такова: у понтонов N 5 и N 6 располагаются более габаритные (широкие) места для пришвартовывания (стоянки) судов, а у понтонов N 1 и N 2 располагаются менее габаритные места для судов.
Из калькуляции цен на услуги по хранению судов на 2011-2012 годы следует, что цены на хранение установлены, в частности, в 2012 году цена за хранение судов типа "Прогресс", "Казанка" с отечественным двигателем (мощностью не более 30 л.с.) за год составляет 4850 рублей, цена за хранение маломерного судна типа "Амур" (мощность мотора может быть и более 30 л.с.) - 8500 рублей, цена за хранение маломерного судна с импортным двигателем мощностью до 40 л.с. - 6500 рублей, мощностью до 60 л.с. - 8200 рублей, мощностью до 100 л.с. - 11 000 рублей, мощностью до 140 л.с. - 13 000 рублей, цена за хранение весельной лодки (без мотора) составляет в год 3500 рублей.
По мнению антимонопольного органа, размер платы за хранение маломерного судна должен быть установлен исходя из размера места, которое занимает судно на лодочной станции, а не из мощности двигателя. Исходя из схемы расстановки мест для хранения судов, представленной обществом, цена за услугу хранения одного маломерного судна при понтонах N 5 и N 6 должна быть равной между собой, цена за услугу хранения одного маломерного судна при понтонах N 1 и N 2 также должна быть равной между собой.
Судами установлено, что цены за услуги лодочной станции сформированы с учетом затрат общества на хранение судов на лодочной станции. Для этих целей обществом разработана и утверждена Методика расчета тарифов, в соответствии с которой цена за услугу варьируется в зависимости от площади водной акватории и понтона, занимаемой маломерными судами. Для этих целей общество распределило маломерные суда, наиболее близкие по своим характеристикам, по группам. С учетом основных характеристик судов каждой группы (длина судна, мощность двигателя, диаметр циркуляции, особенности швартовки на понтоне), маломерные суда расположены на соответствующих понтонах.
Так, все понтоны имеют одинаковую длину (160 м.). Расстояние между понтонами (площадь водной акватории для маневрирования судов) различное и установлено в зависимости от характеристик размещенных там судов.
Понтоны N 1 и N 2 имеют одинаковую вместимость (140 мест, по 70 мест с каждой стороны понтона), площадь водной акватории для маневрирования (8 м. по ширине). Для указанных понтонов установлена одинаковая цена - 4850 рублей в год (по ценам на 2012 год). На данном понтоне размещены суда мощностью до 30 л.с. и длиной до 4,7 м.
На понтоне N 4 размещены более мощные и длинные суда (до 40 л.с., до 5 м.). Вместимость понтона 116 мест (по 58 мест с каждой стороны). Площадь водной акватории для маневрирования (10 м. по ширине). Для указанного понтона установлена цена - 6500 рублей в год.
На понтоне N 5 размещены суда мощностью до 60 л.с. и длиной до 5,5 м. Вместимость понтона 108 мест (по 54 места с каждой стороны). Площадь водной акватории для маневрирования судов слева от понтона - 10 м. и справа - 12 м.). Для указанного понтона установлена цена - 8200 рублей в год. С правой стороны понтона с площадью для маневрирования 12 м. размещены лодки типа "Амур", поскольку для указанной категории судов требуется площадь маневрирования не менее 12 м. Для указанной категории судов установлена цена 8500 рублей в год.
На понтоне N 6 размещены суда мощностью до 100 л.с. и длиной до 6 м. Вместимость понтона 42 места. Площадь водной акватории для маневрирования - 12 м. Кроме этого, указанный понтон, с учетом технических особенностей размещенных там судов, оборудован пристяжными понтонами для посадки и высадки. Для указанного понтона установлена цена - 11 000 рублей в год.
На понтоне N 3 размещены суда мощностью до 140 л.с. и длиной свыше 6 м. Вместимость понтона 38 мест (по 19 мест с каждой стороны). Площадь водной акватории для маневрирования (12 м. по ширине). Указанный понтон также оборудован пристяжными понтонами для посадки/высадки. Для указанного понтона установлена цена - 13 000 рублей в год.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства, Методику расчета тарифов общества и учитывая ГОСТ 19105-79 "Суда прогулочные гребные и моторные. Типы, основные параметры и общие технические основания" суды признали, что цены за хранение маломерных судов установлены обществом не в зависимости от мощности двигателя судна, как указывается в оспариваемом решении антимонопольного органа, а в зависимости от площади водной акватории для маневрирования и площади понтона для швартовки. При этом, как отмечено судами, мощность двигателя связано и неотделимо от габаритов маломерного судна, поскольку влияет на размер площади водной акватории, необходимой для швартования судна у понтона. Ввиду ограниченности водной акватории, занимаемой лодочной станцией и количества понтонов, общество не имеют технической возможности учитывать особенности каждого судна и определять тарифы для каждого судна индивидуально. С учетом основных характеристик судов каждой группы (длина судна, мощность двигателя, диаметр циркуляции, особенности швартовки на понтоне), маломерные суда расположены на соответствующих понтонах. При этом план расстановки ежегодно пересматривается с учетом фактически имеющихся на хранении маломерных судов и с учетом требований безопасности.
С учетом изложенных обстоятельств суды признали, что антимонопольным органом не доказан факт нарушения обществом части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Принцип ценообразования за услуги по хранению лодок в обществе соответствует требованиям законодательства о защите конкуренции.
Переоценка данных фактических обстоятельств в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судами не допущено. Поэтому оснований для удовлетворения жалобы и отмены принятых по данному делу судебных актов у кассационной инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.09.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2013 по делу N А65-10999/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.В. Егорова |
Судьи |
Л.Ф. Хабибуллин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства, Методику расчета тарифов общества и учитывая ГОСТ 19105-79 "Суда прогулочные гребные и моторные. Типы, основные параметры и общие технические основания" суды признали, что цены за хранение маломерных судов установлены обществом не в зависимости от мощности двигателя судна, как указывается в оспариваемом решении антимонопольного органа, а в зависимости от площади водной акватории для маневрирования и площади понтона для швартовки. При этом, как отмечено судами, мощность двигателя связано и неотделимо от габаритов маломерного судна, поскольку влияет на размер площади водной акватории, необходимой для швартования судна у понтона. Ввиду ограниченности водной акватории, занимаемой лодочной станцией и количества понтонов, общество не имеют технической возможности учитывать особенности каждого судна и определять тарифы для каждого судна индивидуально. С учетом основных характеристик судов каждой группы (длина судна, мощность двигателя, диаметр циркуляции, особенности швартовки на понтоне), маломерные суда расположены на соответствующих понтонах. При этом план расстановки ежегодно пересматривается с учетом фактически имеющихся на хранении маломерных судов и с учетом требований безопасности.
С учетом изложенных обстоятельств суды признали, что антимонопольным органом не доказан факт нарушения обществом части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Принцип ценообразования за услуги по хранению лодок в обществе соответствует требованиям законодательства о защите конкуренции."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 20 февраля 2014 г. N Ф06-3459/13 по делу N А65-10999/2013