г. Казань |
|
25 февраля 2014 г. |
Дело N А55-10798/2013 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Фатхутдиновой А.Ф.,
судей Хайруллиной Ф.В., Коноплевой М.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 24.09.2013 (судья Черномырдина Е.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2013 (председательствующий судья Кузнецов В.В., судьи Засыпкина Т.С., Марчик Н.Ю.)
по делу N А55-10798/2013,
по заявлению открытого акционерного общества "Самарский клуб бойскаутов", г. Самара (ИНН 6315370944, ОГРН 1046300450096) к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, г. Самара, третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Спаркс", г. Самара, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара, о признании незаконным отказа, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Самарский клуб бойскаутов" (далее заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее ответчик, министерство) с заявлением, с учетом изменения предмета требований, принятого судом в порядке ст. 49 АПК РФ о признании незаконным отказа от 15.03.2013 N 27-05-02/3044 в части непредставления ОАО "Самарский клуб бойскаутов" в аренду участка лесного фонда площадью 0, 48 га. с кадастровым номером 63:26:0701036:0001, расположенного по адресу: Самарская область, Красноярский район, Красноярский лесхоз Красноярского лесничества, кварталы N 50, 57 и о возложении на Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области обязанности в месячный срок по вступлению решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о предоставлении ОАО "Самарский клуб бойскаутов" в аренду сроком на 25 лет участка лесного фонда площадью 0, 48 га. с кадастровым номером 63:26:0701036:0001, расположенного по адресу: Самарская область, Красноярский район, Красноярский лесхоз Красноярского лесничества, кварталы N 50, 57 в целях осуществления рекреационной деятельности, с направлением в адрес ОАО "Самарский клуб бойскаутов" проекта договора аренды указанного лесного участка.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 24.09.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2013, заявленные требования удовлетворены. Судом признан незаконным отказ Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 15.03.2013 N 27-05-02/3044 в части непредставления ОАО "Самарский клуб бойскаутов" в аренду участка лесного фонда площадью 0, 48 га. с кадастровым номером 63:26:0701036:0001, расположенного по адресу: Самарская область, Красноярский район, Красноярский лесхоз Красноярского лесничества, кварталы N 50, 57. На Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области возложена обязанность в месячный срок по вступлению решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "Самарский клуб бойскаутов" путем принятия решения о предоставлении ОАО "Самарский клуб бойскаутов" в аренду сроком на 25 лет участка лесного фонда площадью 0, 48 га. с кадастровым номером 63:26:0701036:0001, расположенного по адресу: Самарская область, Красноярский район, Красноярский лесхоз Красноярского лесничества, кварталы N 50, 57 в целях осуществления рекреационной деятельности, с направлением в адрес ОАО "Самарский клуб бойскаутов" проекта договора аренды указанного лесного участка. Также суд взыскал с Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в пользу открытого акционерного общества "Самарский клуб бойскаутов" расходы по уплате государственной пошлине в сумме 2 000 рублей.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объёме. Заявитель жалобы полагает, что договор аренды в отношении государственного или муниципального имущества может быть заключен только по результатам проведения торгов.
Открытое акционерное общество "Самарский клуб бойскаутов" в представленных письменных пояснениях просит оставить обжалуемые судебные акты без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Участвующие в деле лица надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 284 АПК РФ не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в соответствии с договором купли-продажи имущественного комплекса - Дома отдыха "Сосны" от 26.07.2010, ООО "Спаркс" продало, а ОАО "Самарский клуб бойскаутов" приобрело в собственность объекты недвижимости, указанные в перечне, являющемся приложением к договору от 26.07.2010.
Согласно указанному перечню, ОАО "Самарский клуб бойскаутов" на праве собственности принадлежат 16 объектов недвижимости, расположенных по адресу: Самарская область, Красноярский р-н, с. Екатериновка (Светлопольский с/с), дом отдыха "Сосны", что подтверждается соответствующими свидетельствами о государственной регистрации права и не оспаривается лицами, участвующими в деле.
Указанные объекты недвижимого имущества расположены на земельном участке площадью 0, 48 га с кадастровым номером 63:26:0701036:0001, находящемся по адресу: Самарская область, Красноярский район, Красноярский лесхоз Красноярского лесничества, кварталы N 50, 57, испрашиваемом заявителем.
ОАО "Самарский клуб бойскаутов" в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса РФ обратилось в Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области с заявлением о предоставлении указанного участка в аренду.
По результатам рассмотрения обращения заявителя, министерство письмом от 15.03.2013 N 27-05-02/3044 отказало обществу, ссылаясь на невозможность заключения договора аренды лесного участка в связи необходимостью проведения аукциона и непредставлением требуемого пакета документов.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения ОАО "Самарский клуб бойскаутов" в суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Процессуальный закон устанавливает наличие одновременно двух обстоятельств для признания ненормативного правового акта недействительным: несоответствие оспариваемого акта закону и нарушение им прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции и апелляционный суд пришли к выводу о наличии достаточных оснований, предусмотренных земельным законодательством для признания незаконным решения об отказе в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.
Частью 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 той же статьи.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков имеют граждане и юридические лица, являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на этих участках. Приватизация таких земельных участков осуществляется в порядке и на условиях, установленных Земельным кодексом Российской Федерации, а также федеральными законами.
Рассматривая заявленное по делу требование, суды двух инстанций признали, что в тех случаях, когда на лесных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположены объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности гражданам или юридическим лицам, правила статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации имеют приоритет перед нормой части 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации. Эти лица не могут быть ограничены в праве на заключение договора аренды таких участков или вообще лишены данного права со ссылкой на обязательность заключения договора аренды лесного участка по результатам аукциона, предусмотренного частью 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции и апелляционный суд пришли к обоснованному выводу о том, что для заключения с обществом договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, на котором расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие ему на праве собственности, проведение аукциона по продаже права на заключение такого договора не требуется.
Ссылка в кассационной жалобе на то, что общество обратилось для заключения договора аренды лесного участка для целей лесопользования, определенной нормами Лесного кодекса Российской Федерации, и при заключении такого договора должны были применяться нормы лесного законодательства, отклоняется как неосновательная. В данном случае суды двух инстанций правильно исходили из приоритета правил статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации перед положениями части 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации, поскольку на спорном участке расположены принадлежащие обществу на праве собственности объекты недвижимого имущества и общество имеет исключительное право на приобретение его в арендное пользование без проведения аукциона.
С учетом установленных по делу обстоятельств отказ Министерства, выраженный в письме от письмом от 15.03.2013 N 27-05-02/3044, правомерно признан судами двух инстанций незаконным, противоречащим требованиям Земельного кодекса Российской Федерации и нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Доводы заявителя об обратном, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов суда и направлены на их переоценку, что в силу статей 286 и 287 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции, в связи с чем данные доводы подлежат отклонению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах коллегия считает необходимым оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 24.09.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2013 по делу N А55-10798/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.Ф.Фатхутдинова |
Судьи |
Ф.В.Хайруллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ссылка в кассационной жалобе на то, что общество обратилось для заключения договора аренды лесного участка для целей лесопользования, определенной нормами Лесного кодекса Российской Федерации, и при заключении такого договора должны были применяться нормы лесного законодательства, отклоняется как неосновательная. В данном случае суды двух инстанций правильно исходили из приоритета правил статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации перед положениями части 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации, поскольку на спорном участке расположены принадлежащие обществу на праве собственности объекты недвижимого имущества и общество имеет исключительное право на приобретение его в арендное пользование без проведения аукциона.
С учетом установленных по делу обстоятельств отказ Министерства, выраженный в письме от письмом от 15.03.2013 N 27-05-02/3044, правомерно признан судами двух инстанций незаконным, противоречащим требованиям Земельного кодекса Российской Федерации и нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 25 февраля 2014 г. N Ф06-3317/13 по делу N А55-10798/2013