г. Самара |
|
13 ноября 2013 г. |
Дело N А55-10798/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 06 ноября 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 13 ноября 2013 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Засыпкиной Т.С., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новиковой С.А.,
с участием:
от заявителя - Павлушкин А.А., по доверенности от 15 января 2013 г. N 2,
от ответчика - Объедкова И.В., по доверенности от 9 января 2013 г. N 06,
от третьих лиц:
от ООО "Спаркс" - извещен, не явился,
от ТУ ФАГИ в Самарской области - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 24 сентября 2013 г. по делу N А55-10798/2013 (судья Черномырдина Е.В.),
по заявлению открытого акционерного общества "Самарский клуб бойскаутов" (ИНН 6315370944, ОГРН 1046300450096), г. Самара,
к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, г. Самара,
третьи лица:
общество с ограниченной ответственностью "Спаркс", г. Самара,
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным отказа, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Самарский клуб бойскаутов" (далее заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее ответчик) с заявлением, с учетом изменения предмета требований, принятого судом в порядке ст. 49 АПК РФ о признании незаконным отказа от 15.03.2013 N 27-05-02/3044 в части непредставления ОАО "Самарский клуб бойскаутов" в аренду участка лесного фонда площадью 0, 48 га. с кадастровым номером 63:26:0701036:0001, расположенного по адресу: Самарская область, Красноярский район, Красноярский лесхоз Красноярского лесничества, кварталы N 50, 57 и о возложении на Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области обязанности в месячный срок по вступлению решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о предоставлении ОАО "Самарский клуб бойскаутов" в аренду сроком на 25 лет участка лесного фонда площадью 0, 48 га. с кадастровым номером 63:26:0701036:0001, расположенного по адресу: Самарская область, Красноярский район, Красноярский лесхоз Красноярского лесничества, кварталы N 50, 57 в целях осуществления рекреационной деятельности, с направлением в адрес ОАО "Самарский клуб бойскаутов" проекта договора аренды указанного лесного участка.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 24 сентября 2013 г. по делу N А55-10798/2013 заявленные требования удовлетворены. Признан незаконным отказ Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 15.03.2013 N 27-05-02/3044 в части непредставления ОАО "Самарский клуб бойскаутов" в аренду участка лесного фонда площадью 0, 48 га. с кадастровым номером 63:26:0701036:0001, расположенного по адресу: Самарская область, Красноярский район, Красноярский лесхоз Красноярского лесничества, кварталы N 50, 57. На Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области возложена обязанность в месячный срок по вступлению решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "Самарский клуб бойскаутов" путем принятия решения о предоставлении ОАО "Самарский клуб бойскаутов" в аренду сроком на 25 лет участка лесного фонда площадью 0, 48 га. с кадастровым номером 63:26:0701036:0001, расположенного по адресу: Самарская область, Красноярский район, Красноярский лесхоз Красноярского лесничества, кварталы N 50, 57 в целях осуществления рекреационной деятельности, с направлением в адрес ОАО "Самарский клуб бойскаутов" проекта договора аренды указанного лесного участка.
Ответчик в апелляционной жалобе просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных требований, считает, что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела.
Заявитель считает. что решение суда является законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
Дело рассмотрено в отсутствие третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, заслушав представителей заявителя и ответчика, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ОАО "Самарский клуб бойскаутов" обратилось в министерство с заявлением от 27.02.2013 г. с целью предоставления на праве аренды участка, занятого объектами недвижимости, расположенными по адресу: Самарская область, Красноярский район, с. Екатериновка (Светлопольский с/с), дом отдыха "Сосны".
По результатам рассмотрения указанного заявления 15.03.2013 г. министерством выдан обжалуемый Обществом отказ N 27-05-02/3044.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что испрашиваемый заявителем участок, расположен в кварталах 50, 57 Красноярского лесничества. В соответствии с данными государственного лесного реестра, приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 31.12.2008 N 435, постановлением Губернатора Самарской области от 31.12.2008 N 149 "Об утверждении Лесного плана Самарской области" данный участок находится на землях лесного фонда.
Заявитель обратился в министерство за предоставлением лесного участка для целей лесопользования.
Из отзыва, представленного министерством следует, что ОАО "Самарский клуб бойскаутов" обратилось в министерство не за оформлением права землепользования под принадлежащими обществу объектами недвижимости, а за предоставлением лесного участка для целей лесопользования, что не соответствует нормам действующего законодательства по причине того, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, либо без проведения аукциона в случаях предусмотренных статьями 36, 43 - 45 Лесного кодекса РФ, реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43 - 46 ЛК РФ.
Кроме того, министерство поясняет, что приказом Рослесхоза от 26.07.2011 N 319 утвержден Порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее - Порядок) и Форма примерного договора аренды лесного участка. Согласно указанным нормативным документа для заключения договора в уполномоченный орган должны быть представлены заявление и определенные документы.
По мнению министерства, в нарушение указанных требований (п.20 Порядка) заявителем в заявлении не было указано реквизитов банковского счета, местоположение и площадь лесного участка, который предполагается взять в аренду, обоснование цели, вида и срока использования лесного участка, который предполагается взять в аренду.
Материалами дела подтверждается, что в соответствии с договором купли-продажи имущественного комплекса - Дома отдыха "Сосны" от 26.07.2010 г., ООО "Спаркс" продало, а ОАО "Самарский клуб бойскаутов" приобрело в собственность объекты недвижимости, указанные в перечне, являющемся приложением к договору от 26.07.2010 г.
Согласно указанному перечню, ОАО "Самарский клуб бойскаутов" на праве собственности принадлежат 16 объектов недвижимости, расположенных по адресу: Самарская область, Красноярский р-н, с. Екатериновка (Светлопольский с/с), дом отдыха "Сосны", что подтверждается соответствующими свидетельствами о государственной регистрации права и не оспаривается лицами, участвующими в деле.
Из материалов дела следует, что указанные объекты недвижимого имущества приобретены заявителем на основании договора купли-продажи имущественного комплекса - Дома отдыха "Сосны" от 26.07.2010 г., заключенного между заявителем и ОАО "СПАРКС". Указанный договор содержит отметку о государственной регистрации объектов недвижимости в ЕГРП.
Указанные объекты недвижимого имущества расположены на земельном участке площадью 0, 48 га. с кадастровым номером 63:26:0701036:0001, находящемся по адресу: Самарская область, Красноярский район, Красноярский лесхоз Красноярского лесничества, кварталы N 50, 57, испрашиваемом заявителем.
В соответствии с кадастровым планом земельного участка от 11.10.2004 г., категория испрашиваемого обществом участка не определена.
В то же время, в материалах дела имеется свидетельство о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 11 326 га., в состав которого входит испрашиваемый заявителем участок.
ОАО "Самарский клуб бойскаутов" в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса РФ обратилось в Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области с заявлением о предоставлении указанного участка в аренду.
По результатам рассмотрения обращения заявителя, министерство письмом от 15.03.2013 N 27-05-02/3044 указало Обществу, ссылаясь на невозможность заключения договора аренды лесного участка по указанным выше обстоятельствам.
Как следует из оспариваемого Обществом акта (письмо 15.03.2013 г. N 27-05-02/3044), министерство мотивирует возможность предоставления участка необходимостью проведения аукциона.
Материалами дела в совокупности подтверждается, что спорный участок расположен на землях лесного фонда и является лесным участком.
Допустимых и достаточных доказательств перевода испрашиваемого участка из земель лесного фонда в земли иных категорий суду не представлено.
Учитывая, что испрашиваемый обществом участок является лесным участком, право распоряжения им в соответствии со статьей 83 Лесного кодекса РФ предоставлено Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области.
Согласно части 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельная категория выделяется земли лесного фонда.
Как следует из части 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации, леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 6 Кодекса).
Исходя из статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, а формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Спорный участок в силу прямого указания закона находится в федеральной собственности. Доказательств обратного сторонами суду не представлено.
Доводы ответчика о единственной возможной форме принятия решения о предоставлении в аренду участка лесного фонда - в форме аукциона согласно положениям части 1 статьи 74 Лесного Кодекса РФ являются ошибочными.
Как было указано выше, на испрашиваемом участке расположены объекты недвижимого имущества, находящиеся в собственности ОАО "Самарский клуб бойскаутов".
Право собственности общества на объекты зарегистрировано в ЕГРП в установленном порядке и лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
В соответствии с абзацами первым и вторым статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
В силу статьи 9 Лесного кодекса РФ, право аренды лесных участков возникает и прекращается по основаниям и в порядке, определенном гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не установлено Лесным кодексом РФ.
Статьей 3 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что лесным законодательством регулируются лесные отношения, а имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом РФ, если иное не установлено Лесным кодексом РФ и другими федеральными законами.
В данном случае заявитель обратился за оформлением права землепользования под объектами недвижимости, расположенными на лесных участках и являющимися собственностью заявителя.
Учитывая, что лесным законодательством такие вопросы не урегулированы, суд приходит к выводу, что предоставление заявителю испрашиваемого участка должно осуществляться по правилам статьи 36 Земельного кодекса РФ, имеющей в данном случае приоритет перед нормой части 1 статьи 74 Лесного кодекса РФ.
Принимая во внимание во взаимосвязи положения статей 25, 72 и 74 Лесного кодекса Российской Федерации, суд считает, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, должен заключаться по результатам аукциона лишь в случаях и для целей, определенных нормами Лесного Кодекса.
В связи с чем, оспариваемый отказ не соответствует статье 36 Земельного кодекса РФ, нарушает права собственника объектов недвижимого имущества на распоряжение и использование указанных объектов, на преимущественное право предоставления земельного участка под этими объектами и по этой причине, подлежит признанию незаконным.
Согласно положениям статьи 35 Земельного кодекса РФ, части 3 статьи 552 ГК РФ, при продаже недвижимости (переходе права собственности), находящейся на земельном участке, покупатель приобретает право на использование земельного участка, занятого этой недвижимостью и необходимого для ее использования.
В силу указанных норм покупатель здания, строения, сооружения вправе требовать оформления соответствующих прав на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости, с момента государственной регистрации перехода права собственности на задние, строение, сооружение.
Указанные доводы заявителя министерством не опровергнуты.
Кроме того, ответчик в письме от 16.11.2012 N 27-05-02/13468, направленном в адрес заявителя, предлагало обществу принять срочные меры по оформлению правоустанавливающих документов на лесной участок площадью 0, 48 га.
Требования, рассмотренные судом по настоящему делу, заявлены в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ.
Принимая во внимание изложенное, исходя из положений ст. 198 АПК РФ, арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что оспариваемый акт противоречит вышеназванным положениям Лесного и Земельного Кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В случае признания ненормативного правового акта исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.
При указанных обстоятельствах, законные права и интересы ОАО "Самарский клуб бойскаутов" должны быть восстановлены по смыслу статьи 36 Земельного кодекса РФ, Постановления Пленума ВАС РФ N 11 от 24.03.2005 путем обязания Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в месячный срок по вступлению настоящего решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "Самарский клуб бойскаутов" путем принятия решения о предоставлении Обществу "Самарский клуб бойскаутов" в аренду сроком на 25 лет земельного участка площадью 0,48 га, с кадастровым номером участка 63:26:0701036:0001, расположенного по адресу: Самарская область, Красноярский район, Красноярский лесхоз Красноярского лесничества, кварталы N 50,57 в целях осуществления рекреационной деятельности, с направлением в адрес заявителя проекта договора аренды указанного лесного участка.
Учитывая, что в данной ситуации порядок предоставления участка регулируется нормами статьи 36 Земельного кодекса РФ, ссылки министерства на положения Приказа Федерального агентства лесного хозяйства N 319 от 26.07.2011 обоснованно признаны судом первой инстанции несостоятельными.
В силу положений ст. 198 АПК РФ право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений и действий (бездействий) незаконными возникает у граждан, организаций и иных лиц при единовременном наличии двух условий: оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту; указанный акт, решение, действие (бездействие) нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данным в пункте 6 Постановления от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными решений и действий (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления являются одновременно как его несоответствие закону, так и нарушение указанным актом, решением и действием (бездействием) гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица.
В силу частей 2 и 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными и обязывает устранить допущенные нарушения прав и интересов заявителя.
При таких обстоятельствах, требования ОАО "Самарский клуб бойскаутов" обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 24 сентября 2013 г. по делу N А55-10798/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-10798/2013
Истец: ОАО "Самарский клуб бойскаутов"
Ответчик: Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области
Третье лицо: ООО "Спаркс", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области