Рабочее время: обсуждаем проект Трудового кодекса России
Одним из важнейших институтов трудового права является рабочее время. Этот институт правовыми средствами обеспечивает процесс производства, а также регулирует участие в нем работников. Проект нового Трудового кодекса, одобренного в первом чтении Государственной Думой Федерального собрания Российской Федерации, содержит раздел 4 "Рабочее время".
Первая статья этого раздела впервые в форме законодательного акта дает понятие термина "рабочее время". Рабочим считается время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка организации и условиями трудового договора должен выполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с законом и иными нормативными правовыми актами относятся к рабочему времени. Согласно ст.89 проекта, нормальная продолжительность рабочего времени в организациях не может превышать 40 часов в неделю. Проект исходит из того, что нормальная продолжительность рабочего времени может быть и менее 40 часов, о чем сказано в ст.90 проекта, регулирующей сокращенную продолжительность рабочего времени.
В ст.90 проекта перечислены категории работников, для которых нормальная продолжительность рабочего времени сокращается на:
16 часов в неделю для работников моложе 16 лет;
5 часов в неделю - для работников, являющихся инвалидами I и II групп;
4 часа в неделю - для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Согласно ст.44 действующего КЗоТ РФ, список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочего времени, утверждается в порядке, установленном законодательством. Такой Список был утвержден постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 25 октября 1974 г. и с тех пор неоднократно дополнялся. Согласно проекту, порядок сокращения рабочего времени для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда будет определен Правительством РФ.
Для таких категорий работников, как учителя, врачи и др., продолжительность рабочего времени не определена в проекте нового Трудового кодекса, как это было в КЗоТ, а просто сделана отсылка к Федеральному законодательству.
Каждая из приведенных выше норм рабочего времени меньше основной (40 часов в неделю), но для этих категорий работников является нормальной и максимальной. При этом лицам, работающим в условиях сокращенной продолжительности рабочего времени, заработная плата выплачивается в полном размере, т.е. в таком же, как и работникам с обычной (нормальной) продолжительностью рабочего времени.
Однако проект, как и действующий КЗоТ, сохраняет норму о том, что правило о сокращении продолжительности рабочего дня перед праздничным днем, не распространяется на лиц, работающих в условиях сокращенного рабочего времени. Данное решение представляется совершенно неоправданным, поскольку режим сокращенного рабочего времени установлен для некоторых категорий работников законодательно и, как уже указывалось, является для них нормальным; следовательно, рабочий день таких работников должен перед праздничным днем также сокращаться на один час.
Статья 46 КЗоТ регулирует вопросы как режима рабочего времени, так и продолжительности ежедневной работы только при шестидневной рабочей неделе, несмотря на то что большинство организаций работает по режиму пятидневки. Решение, предложенное в ст.92 проекта, представляется более предпочтительным. В ст.92 указывается предельная продолжительность рабочего дня при любом режиме работы, будь то пятидневная либо шестидневная рабочая неделя.
Однако, на наш взгляд, эта статья проекта нуждается в некоторых дополнениях. Она озаглавлена "Продолжительность ежедневной работы (смены)", что не соответствует тексту статьи, которая регламентирует продолжительность рабочей смены только для лиц, работающих в режиме сокращенного рабочего времени. Соответственно, возникает закономерный вопрос: а какова же должна быть предельная продолжительность рабочего дня в обычных нормальных условиях труда?
В последней части ст.92 проекта устанавливается, что для работников с особым характером работы сокращенная рабочая неделя (рабочий день) может устанавливаться на основании трудового договора, коллективного договора либо акта организации о труде. Статья нуждается в пояснении. Во-первых, не ясно, что законодатель понимает под "особым характером работы". Данный термин проектом не раскрывается. Во-вторых, соответствующие положения должны содержаться в ст.90 проекта "Сокращенная продолжительность рабочего времени".
Проект определяет продолжительность работы накануне нерабочих праздничных дней и выходных дней. Сразу надо отметить более точную формулировку статьи проекта по сравнению с действующим КЗоТ, в котором речь идет о праздничных днях (ст.47 КЗоТ), а не о нерабочих праздничных днях (ст.93 проекта).
Как уже указывалось, действующий КЗоТ предусматривает, что продолжительность работы накануне праздничных дней не изменяется у работников, работающих в режиме сокращенного рабочего времени.
КЗоТ, равно как и разработчики проекта нового Трудового кодекса, не учли того обстоятельства, что сокращенная продолжительность рабочего времени является не самостоятельным видом рабочего времени, а лишь разновидностью нормальной продолжительности рабочего времени.
Хотелось бы отметить, что в недавно принятом Трудовом кодексе Республики Беларусь аналогичное противоречие устранено. Так, часть 1 ст.116 ТК Республики Беларусь предусматривает сокращение на один час продолжительности рабочего времени накануне нерабочих праздничных дней как работающим на условиях полной нормы рабочего времени (не более 40 часов в неделю), так и на условиях сокращенной продолжительности рабочего времени (менее 40 часов в неделю). Этот опыт братского государства следовало бы учесть, тем более что с позиций теории трудового права решение, принятое законодателем Республики Беларусь, безупречно.
Статья 94 проекта "Работа в ночное время" без особых изменений воспроизводит аналогичную норму ст.48 КЗоТ. В числе лиц, которые не допускаются к работе в ночное время, указаны беременные женщины, работники моложе 18 лет, другие категории работников в соответствии с федеральным законом. В отношении иных категорий работников, которых в соответствии действующим КЗоТ запрещено привлекать к ночным работам, в проекте предложена более гибкая формулировка: "Инвалиды, женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, могут привлекаться к работе в ночное время только с их письменного согласия и при условии, если такая работа не запрещена им медицинскими рекомендациями. При этом инвалиды, женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, должны быть письменно ознакомлены со своим правом отказаться от работы в ночное время".
Как видим, российский законодатель пошел на ослабление требований к работодателю, касающихся возможности привлечения к работам в ночное время инвалидов и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет. В то же время законодатель Республики Беларусь не только сохранил данные гарантии для женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, но и предусмотрел, что к работе в ночное время, даже если она приходится на часть рабочего времени, не допускаются: беременные женщины, женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, и работники моложе 18 лет.
Представляется, что аналогичная норма могла бы быть введена и в новый Трудовой кодекс с одновременным указанием на то, что сокращение нормы продолжительности работы (смены) при работе ночное время производится одновременно с сокращением нормы рабочей недели (аналогично тому, как это устанавливает статья 117 ТК Республики Беларусь).
Особо следует остановиться на том, как в проекте решается одна из важных проблем трудового законодательства - применение сверхурочных работ.
Действующий КЗоТ определяет сверхурочные работы как работы сверх установленной продолжительности рабочего времени (ст.54 КЗоТ). Практика применения этой нормы свидетельствовала о том, что приведенная формулировка была далеко не полной и давала возможность для необоснованного применения сверхурочных работ. Данная формулировка требовала уточнений, что и было сделано в проекте нового Трудового кодекса Российской Федерации (ст.95). Прежде всего подчеркнуто, что работа, выполняемая за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, не всегда является сверхурочной. Важным признаком таких работ является то, по чьей инициативе производится такая работа. Так, в соответствии со ст.95 проекта сверхурочной может считаться только работа, производимая по инициативе работодателя.
Статья 96 проекта (аналогичной статьи в действующем КЗоТ нет) регулирует работу за пределами нормальной продолжительности рабочего времени по инициативе работника (совместительство). В целях охраны труда работника статья 96 проекта предусматривает пределы продолжительности работы при совместительстве (не более 4 часов в день и 16 часов в неделю), а также устанавливает, что совместительство не разрешается в случаях, когда установлена сокращенная продолжительность рабочего времени. Следует отметить, что такого ограничения КЗоТ не содержит.
Согласно ст.97 проекта, сверхурочной считается работа, производимая работником по инициативе работодателя сверх установленной продолжительности рабочего времени, ежедневной работы (смены), а также работа сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.
Привлечение к сверхурочным работам производится работодателем с согласия работника в следующих случаях:
1) при производстве работ, необходимых для обороны страны, а также для предотвращения производственной аварии либо устранения последствий производственной аварии или стихийного бедствия;
2) при производстве общественно необходимых работ по водоснабжению, газоснабжению, отоплению, освещению, канализации, транспорту, связи-для устранения непредвиденных обстоятельств, нарушающих нормальное их функционирование;
3) при необходимости выполнить или закончить начатую работу, которая вследствие непредвиденной задержки по техническим условиям производства не могла быть выполнена (закончена) в течение нормального числа рабочих часов, если при этом невыполнение этой работы может повлечь за собой порчу или гибель имущества работодателя, государственного или муниципального имущества;
4) при производстве временных работ по ремонту и восстановлению механизмов или сооружений в тех случаях, когда неисправность их может вызвать прекращение работ для значительного числа работников;
5) для продолжения работы при неявке сменяющего работника, если работа не допускает перерыва. В этих случаях работодатель обязан немедленно принять меры к замене сменщика другим работником.
Аналогичный перечень содержится и в ст.55 КЗоТ. Однако, в отличие от действующего КЗоТ, проект в этих исключительных случаях не допускает применения сверхурочных работ без согласия работника. Иными словами, если руководитель назначил сверхурочные работы в случаях, предусмотренных статьей 97 проекта, то при отказе работника от выполнения таких работ он не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности. В этом проект существенно отличается от действующего КЗоТ, в соответствии с нормами которого привлечение к сверхурочным работам допускается и при отсутствии согласия работника, т.е. отказ может быть расценен как дисциплинарный проступок.
В других случаях, помимо указанных статьей 97 проекта, привлечение к сверхурочным работам допускается помимо письменного согласия работника с учетом мнения представительного органа работников. То есть проект устанавливает двойную гарантию против необоснованного привлечения работников к сверхурочным работам.
Не допускается привлечение к сверхурочным работам беременных женщин, работников моложе 18 лет, других категорий работников в соответствии с федеральным законом. Привлечение инвалидов, женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, к сверхурочным работам допускается с их письменного согласия и при условии, если такие работы не запрещены им по медицинским показаниям. При этом инвалиды, женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, должны быть письменно ознакомлены со своим правом отказаться от сверхурочной работы.
Сверхурочные работы не должны превышать четырех часов в течение двух дней подряд.
Для каждого работника сверхурочные работы не должны превышать 120 часов в год.
В действующем КЗоТ сверхурочные работы для женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, были запрещены (ст.54), что приводило к ущемлению их прав, так как женщина была лишена выбора, работать ей сверхурочно в целях дополнительного заработка или отказаться о такой работы.
Проект (ст.150) сохраняет предусмотренный КЗоТ размер оплаты сверхурочных работ. Сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором или трудовым договором. Существенной новеллой является норма о том, что по желанию работника сверхурочная работа вместо оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно. Такая норма предотвращает возможные нарушения закона, когда работник по договоренности с работодателем получает отгул за сверхурочную работу и делает законодательство более гибким.
Глава 15 проекта регулирует вопросы режима рабочего времени. Термин "режим рабочего времени" не употреблялся в КЗоТ, хотя и использовался в других нормативных правовых актах, регулирующих трудовые отношения, а также в правовой литературе. Раскрывая этот термин, проект позволяет отличать режим рабочего времени работников от режима работы организации, указываются правовые формы, в которых закрепляется режим рабочего времени, и кто их утверждает.
Согласно ст.98 проекта, режим рабочего времени должен предусматривать продолжительность рабочей недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, работа с ненормированным рабочим днем), продолжительность ежедневной работы, время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней, которые устанавливаются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка организации, с соблюдением установленной продолжительности рабочего времени.
Согласно ст.46 КЗоТ, пятидневная или шестидневная рабочая неделя устанавливается работодателем совместно с выборным профсоюзным органом с учетом специфики работы, мнения трудового коллектива и по согласованию с местными органами власти. Проект предусматривает возможность выбора для работодателя одной из указанных форм режима труда. Принятое решение закрепляется в коллективном договоре либо в правилах внутреннего трудового распорядка, что позволяет учесть мнение коллектива, его представительных органов, а также интересы производства.
Одним из видов рабочего времени является работа с ненормированным рабочим днем. Этот термин в действующем КЗоТ не раскрывается и упоминается как основание для предоставления работнику дополнительного отпуска (ст.68). В действующем законодательстве ненормированный рабочий день рассматривается как одно из условий труда определенных категорий работников заключающееся либо в ответственном характере труда, либо в возможности переработки лиц, рабочее время которых в отдельные дни не поддается учету.
Законодательство СССР предусматривало, что перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем должен утверждаться в централизованном порядке (с участием соответствующих профсоюзных органов). Список должностей с ненормированным рабочим днем на предприятиях составлялся администрацией и профсоюзным комитетом и прикладывался к коллективному договору.
Сегодня, с ликвидацией централизованного управления народным хозяйством, приватизацией предприятий, появлением организаций, не имеющих вышестоящих структур, ранее существовавшие отраслевые перечни должностей с ненормированным рабочим днем больше не составляются. Однако это не означает, что понятие "ненормированный рабочий день" полностью утратило свое значение.
Сказанное учтено в проекте нового Трудового кодекса России, который предусматривает (ст.99), что ненормированный рабочий день устанавливается работникам, выполнение трудовых обязанностей которых может приводить к превышению установленной законом продолжительности рабочего времени в отдельные периоды. Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, которые утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации и, как правило, являются приложением к коллективному договору.
Поскольку режим работы с ненормированным рабочим днем предполагает определенные переработки сверх нормальной продолжительности рабочего времени, проект, в качестве компенсации, предусматривает, что работникам с ненормированным рабочим днем предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется правилами внутреннего трудового распорядка. В случае когда такой отпуск не предоставляется, переработка сверх нормальной продолжительности рабочего времени компенсируется как сверхурочная работа.
Проект, таким образом, предполагает более действенную защиту интересов лиц, работающих в условиях ненормированного рабочего времени, по сравнению с действующим КЗоТ, в соответствии с которым компенсация предоставляется только в виде дополнительного отпуска, возможность же предоставления денежной компенсации отсутствует.
Проект кодекса содержит важную новацию, имеющую большое практическое значение. Он регулирует возможность работы в режиме гибкого рабочего времени (ст.100). КЗоТ подобной нормы не содержит.
Работа в условиях гибкого рабочего времени регулировалась в централизованном порядке соответствующими положениями и рекомендациями, принятыми Госкомтрудом СССР и ВЦСПС в 1984 и 1985 гг. Рекомендации предусматривали общие условия и порядок применения режимов гибкого рабочего времени.
Согласно проекту, при работе в режиме гибкого рабочего времени определение начала, окончания или общей продолжительности рабочего дня осуществляется по соглашению сторон.
Работодатель обеспечивает отработку работником суммарного количества рабочих часов в течение соответствующих учетных периодов (рабочий день, неделя, месяц и др.).
Учитывая сложившуюся практику применения режимов гибкого рабочего времени, заинтересованность в такой организации многих работников, и в первую очередь женщин, имеющих детей, проект предусматривает, что при введении гибкого графика работы необходимо соблюсти норму установленного рабочего времени, а решение о переходе на этот режим работы производится по соглашению сторон трудового отношения.
Статья 101 проекта регулирует условия введения сменной работы. В отличие от ст.51 КЗоТ проект расшифровывает не только сам термин "сменная работа", но и определяет, в каких целях и почему в организации вводится работа по сменам.
Согласно проекту, сменная работа, т.е. работа в две, три, четыре смены, вводится в тех случаях, когда длительность производственного процесса превышает допустимую продолжительность ежедневной работы, а также в целях более эффективного использования оборудования, увеличения объема выпускаемой продукции или оказываемых услуг.
При сменной работе каждая группа работников должна производить работу в течение установленной продолжительности рабочего времени в соответствии с графиком сменности.
Введение сменной работы - и это подчеркивается в проекте - не может быть прихотью работодателя, а диктуется производственными условиями.
При составлении графиков сменности работодатель учитывает мнение представительного органа работников, и, как правило, графики сменности являются приложением к коллективному договору.
Графики сменности доводятся до сведения работников не позднее чем за один месяц до введения их в действие.
Работа в течение двух смен подряд запрещается.
Статья 102 проекта "Суммированный учет рабочего времени" сохраняет нормы, закрепленные аналогичной статьей действующего КЗоТ, но уточняет некоторые формулировки.
В организациях или на отдельных видах работ, где по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная для данной категории работников ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени при условии, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и т.п.) не превышала нормального числа рабочих часов.
Порядок введения суммированного учета рабочего времени устанавливают в правилах внутреннего трудового распорядка организации, которые утверждают с учетом мнения представительного органа работников организации.
Поскольку эти правила, в соответствии с проектом, являются приложением к коллективному договору, то можно сделать вывод о том, что представительные органы вправе участвовать в решении вопросов установления или отмены суммированного учета рабочего времени.
Каков же общий вывод из сказанного? Глава проекта "Рабочее время" подготовлена с учетом теоретических положений и опыта применения действующего КЗоТ. В ней шире, чем в КЗоТ, представлены конкретные вопросы, затрагивающие регулирование рабочего времени. При этом предусматривается, что регулирование рабочего времени осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов работников, их представительных органов, а также с учетом интересов производства.
Ю.Н. Коршунов,
заслуженный юрист РСФСР, кандидат юридических наук
"Гражданин и право", N 9, сентябрь 2001 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рабочее время: обсуждаем проект Трудового кодекса России
Автор
Ю.Н. Коршунов - заслуженный юрист РСФСР, кандидат юридических наук
"Гражданин и право", 2001, N 9