г. Казань |
|
11 марта 2014 г. |
Дело N А65-14856/2013 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Сафина Н.Н., Мосунова С.В.,
при участии представителей:
открытого акционерного общества "Татэнергосбыт" - Мещановой Л.Р., доверенность от 31.12.2013 N 119-14/19,
Министерства финансов Республики Татарстан - Кожевниковой Е.В., доверенность от 01.01.2014,
в отсутствие:
Исполнительного комитета г. Зеленодольск - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Республики Татарстан в лице территориального отделения Департамента казначейства Министерства финансов Республики Татарстан Зеленодольского района и г. Зеленодольска
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.10.2013 (судья Гилялов И.Т.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2013 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Засыпкина Т.С., Марчик Н.Ю.)
по делу N А65-14856/2013
по заявлению открытого акционерного общества "Татэнергосбыт" (ОГРН 1091690003481, ИНН 1657082308), г. Казань, к Министерству финансов Республики Татарстан в лице территориального отделения Департамента казначейства Министерства финансов Республики Татарстан Зеленодольского района и г. Зеленодольска, г. Зеленодольск, о признании действий территориального отделения Департамента Казначейства Министерства финансов Республики Татарстан Зеленодольского района и г. Зеленодольск незаконными, обязании территориального отделения Департамента Казначейства Министерства финансов Республики Татарстан исполнить решение Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-19256/2012 на основании исполнительного листа АС N 003339280, с участием третьего лица: Исполнительного комитета г. Зеленодольск,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Татэнергосбыт" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании действий Министерства финансов Республики Татарстан в лице территориального отделения Департамента казначейства Министерства финансов Республики Татарстан Зеленодольского района и г. Зеленодольск незаконными, обязании Министерства финансов Республики Татарстан (далее - Министерство) в лице территориального отделения Департамента казначейства Министерства финансов Республики Татарстан Зеленодольского района и г. Зеленодольск (далее - финансовый орган) совершить действия по исполнению решения Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-19256/2012 на основании исполнительного листа АС N003339280.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.10.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2013, заявление общества удовлетворено частично, действия Министерства финансов Республики Татарстан в лице территориального отделения Департамента казначейства Министерства финансов Республики Татарстан Зеленодольского района и г. Зеленодольск признаны незаконными. С Министерства в пользу общества взысканы 2000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами, Министерство обратилось с кассационной жалобой, в которой просит названные решение и постановление отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Ссылается на то, что суд в нарушении норм процессуального законодательства не указал в резолютивной части, в чем конкретно выражены незаконные действия Министерства, а также не указал на обязанность совершить определенные действия по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов общества, также указывает, что в судебных актах отсутствует ссылка какое конкретно право заявителя в сфере предпринимательской деятельности нарушено действиями Министерства. Заявитель жалобы полагает, что исполнение судебного акта является обязанность должника - муниципального образования г. Зеленодольск в лице Исполнительного комитета муниципального образования г. Зеленодольск, а не Министерства.
В отзыве на кассационную жалобу, общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как законные, обоснованные, принятые в соответствии с требованиями действующего законодательства. Полагает, что Министерство, возвращая исполнительные листы на протяжении более полутора месяцев, препятствовало реализации права на предъявление исполнительного листа к исполнению. Министерство, возвращая листы, препятствовало своевременной реализации права на исполнение судебного акта.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами обеих инстанций норм права, установила следующее.
Из материалов дела усматривается, что решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.12.2012 по делу N А65-19256/2012 взысканы в субсидиарном порядке с Муниципального образования города Зеленодольска в лице Исполнительного комитета муниципального образования города Зеленодольска, г. Зеленодольск, Республика Татарстан, (ОГРН 1061673000828, ИНН 1648017856) за счет казны муниципального образования в пользу открытого акционерного общества "Татэнергосбыт" (ОГРН 1091690003481, ИНН 1657082308) денежные средства в размере 7 111 017 руб. 71 коп.
Арбитражным судом Республики Татарстан 29.03.2013 выдан исполнительный лист N АС N 003339280.
Общество письмами от 11.06.2013 N 119с-07/989, от 27.06.2013 N 119с-01-1/1797 обратилось в территориальное отделение Департамента казначейства Министерства финансов Республики Татарстан Зеленодольского района и г. Зеленодольск с требованием об исполнении судебного акта с приложением необходимых документов (копия решения арбитражного суда от 17.12.2012 по делу N А65-19256/2012, исполнительного листа АС N 003339280 и копии доверенности на представителя).
Территориальное отделение Департамента казначейства Министерства финансов Республики Татарстан Зеленодольского района и г. Зеленодольск письмами от 19.06.2013 N 21-62/7-84/573 и от 02.07.2013 N 21-62/7-84 возвратило исполнительные листы без исполнения на основании пунктов 1, 3, 4 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также в связи с тем, что представления копия судебного акта заверена ненадлежащим образом.
Посчитав, что данные действия финансового органа нарушают права общества на своевременное исполнение судебного акта, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований в части обязания Министерства совершить действия по исполнению решения Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-19256/2012 на основании исполнительного листа АС N003339280, судом правомерно учтено, что на момент рассмотрения спора меры по исполнению судебного акта Министерством приняты, в связи с чем суд обоснованно не усмотрел оснований для удовлетворении связанного с основным требования заявителя о принятия Министерством каких-либо дополнительных мер, направленных на исполнение решения Арбитражного суда Республики Татарстан по делу NА65-19256/2012 на основании исполнительного листа АС N 003339280.
Судебная коллегия кассационной инстанции соглашается с выводами судов о наличии оснований для удовлетворения требований общества в части признания незаконными действий Министерства финансов Республики Татарстан в лице территориального отделения Департамента казначейства Министерства финансов Республики Татарстан Зеленодольского района и г. Зеленодольск, выраженных в отказе от исполнения судебного акта и возврату исполнительного документа, изложенные в письмах от 19.06.2012 N 21-62/7-84/573 и от 02.07.2013 N 21-62/7-84, на основании следующего.
Согласно статье 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда обязательны для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) установлено, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 8.8.1 Решения Зеленодольского горсовета от 28.07.2008 N 107 "Об утверждении Положения о бюджетном процессе в городе Зеленодольске" Исполнительный комитет г. Зеленодольск является главным распорядителем средств местного бюджета.
В силу части 1 статьи 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Согласно части 4 статьи 242.2 БК РФ для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств местного бюджета документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.
В силу пункта 6 статьи 242.2 БК РФ исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение.
Учитывая вышеизложенное, вывод судов о том, что территориальное отделение Департамента казначейства Министерства финансов Республики Татарстан Зеленодольского района и г. Зеленодольск является надлежащим органом, которому направлен для исполнения исполнительный лист, является обоснованным, следовательно, довод Министерства о том, что оно не является лицом, обязанным исполнить судебный акт является несостоятельным.
Таким образом, финансовый орган обязан был исполнить полученный от общества исполнительный документ в порядке и сроки, установленные бюджетным законодательством.
Учитывая, что Министерством меры по исполнению судебного акта не были приняты своевременно, что Министерство неоднократно возвращало исполнительные листы, подлежащие исполнению, суды правомерно признали действия Министерства незаконными и нарушающими права общества как взыскателя по исполнительному листу.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, фактически повторяют доводы апелляционной жалобы, были предметом рассмотрения в судах обеих инстанций и получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводы судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Относительно довода Министерства о том, что в резолютивной части решения не указано, в чем конкретно выражены незаконные действия Министерства, а также не указано на обязанность совершить определенные действия по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов общества, судом апелляционной инстанции правомерно указано, что обстоятельства, в которых выражаются незаконные действия Министерства, содержатся в мотивировочной части решения.
Содержание резолютивной части решения, учитывая заявленные обществом требования, каких либо неясностей либо двусмысленности не содержит.
Судебной коллегией кассационной инстанции неправильного применения судами норм материального права, а также нарушений в применении норм процессуального права не установлено.
Предусмотренных статьей 288 АПК РФ, оснований для отмены принятых по делу судебных актов судебная коллегия не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.10.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2013 по делу N А65-14856/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
Н.Н. Сафин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 4 статьи 242.2 БК РФ для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств местного бюджета документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.
В силу пункта 6 статьи 242.2 БК РФ исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 11 марта 2014 г. N Ф06-4016/13 по делу N А65-14856/2013