г. Казань |
|
12 марта 2014 г. |
Дело N А57-15862/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 марта 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Сафина Н.Н., Мосунова С.В.,
при участии представителей:
открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания" - Князевой Ю.И., доверенность от 06.05.2013,
муниципального унитарного предприятия "Балаково-Водоканал" - Бурчевой О.Н., доверенность от 26.11.2013,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Производственная компания "Вторресурсы-Балаково"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 24.01.2014 (председательствующий судья Огнищева Ю.П., судьи Бобунова Е.В., Топоров А.В.)
по делу N А57-15862/2012
по заявлению открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания", г. Самара, муниципального унитарного предприятия "Балаково-Водоканал", г. Балаково, Саратовская область, к Комитету государственного регулирования тарифов Саратовской области, г. Саратов, с участием заинтересованного лица: общества с ограниченной ответственностью Производственная компания "Вторресурсы - Балаково", г. Балаково, Саратовская область, об оспаривании нормативного правового акта,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Волжская территориальная генерирующая компания" (далее - ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания", ОАО "Волжская ТГК") и муниципальное унитарное предприятие "Балаково-Водоканал" (далее - МУП "Балаково-Водоканал") обратились в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением к Комитету государственного регулирования тарифов Саратовской области (далее - Комитет, орган регулирования) о признании постановления Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 30.11.2011 г. N 29/44 "Об установлении тарифа на холодную воду (очищенная питьевая вода), холодную воду (неочищенная питьевая вода), водоотведение и водоотведение (транспортировка стоков) общества с ограниченной ответственностью Производственная компания "Вторресурсы - Балаково" (далее - ООО ПК "Вторресурсы-Балаково"), осуществляющему свою деятельность на территории муниципального образования "Город Балаково" в части установления тарифа на водоотведение (транспортировку стоков) не соответствующим Федеральному закону от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организации коммунального комплекса", Постановлению Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", Методическим указаниям по расчету тарифов на горячую воду, утвержденным Приказом Минрегионразвития от 15.02.2011 N 47 "Об утверждении методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", и, следовательно, недействующим; об обязании Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области привести принятое им постановление от 30.11.2011 N 29/44 "Об установлении тарифа на холодную воду (очищенная питьевая вода), холодную воду (неочищенная питьевая вода), водоотведение и водоотведение (транспортировка стоков) общества с ограниченной ответственностью Производственная компания "Вторресурсы - Балаково", осуществляющему свою деятельность на территории муниципального образования "Город Балаково" в части установления тарифа на водоотведение (транспортировку стоков) в соответствие с действующим законодательством;
о признании недействующим постановления Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 30.11.2011 N 29/44 "Об установлении тарифа на холодную воду (очищенная питьевая вода), холодную воду (неочищенная питьевая вода), водоотведение и водоотведение (транспортировка стоков) общества с ограниченной ответственностью Производственная компания "Вторресурсы - Балаково" в части установления тарифа на водоотведение (транспортировку стоков) с 01.01.2012, о взыскании с Комитета государственного регулирования тарифов по Саратовской области расходов по госпошлине в сумме 2000 рублей.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 24.01.2014 постановление Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 30.11.2011 N 29/44 "Об установлении тарифа на холодную воду (очищенная питьевая вода), холодную воду (неочищенная техническая вода), водоотведение и водоотведение (транспортировка стоков) ООО ПК "Вторресурсы-Балаково", осуществляющему свою деятельность на территории муниципального образования "Город Балаково" в части установления тарифа на водоотведение (транспортировку стоков) признано не соответствующим подпунктам 1, 2, 5 пункта 1 статьи 3, подпункту 1 пункта 2 статьи 7, подпункту 1 пункта 1 статьи 8, пунктам 1 и 2 статьи 9 Федерального закона от 30.12.04 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса"; пунктам 2, 3, 4, 14, 20 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.08 N 520; пунктам 20, 21, 53 Методических указаний по расчету тарифов на горячую воду, утвержденных Приказом Минрегионразвития от 15.02.2011 N 47 "Об утверждении методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" и недействующим в период его действия.
С Комитета взысканы расходы по оплате государственной пошлины в пользу открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания" в размере 2 000 руб., и в пользу муниципального унитарного предприятия "Балаково-Водоканал" - 2 000 руб.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО ПК "Вторресурсы-Балаково" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит названное решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных ОАО "Волжская ТГК" и МУП "Балаково-Водоканал" требований, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
В отзыве на кассационную жалобу МУП "Балаково-Водоканал" просит оставить обжалуемое решение без изменения как принятое с учетом обстоятельств дела, на основании правильного и законного применения норм права.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судом первой инстанции норм права, установила следующее.
Из материалов дела усматривается, что Комитетом принято постановление от 30.11.2011 N 29/44 "Об установлении тарифа на холодную воду (очищенная питьевая вода), холодную воду (неочищенная питьевая вода), водоотведение и водоотведение (транспортировка стоков) ООО ПК "Вторресурсы - Балаково", осуществляющему свою деятельность на территории муниципального образования "Город Балаково".
Текст постановления опубликован в печатном издании "Неделя области" от 07.12.2011 N 70 (630).
Пунктом 1 Постановления от 30.11.2012 N 29/44 с 01.01.2012 по 31.12.2012 ООО ПК "Вторресурсы - Балаково", осуществляющему свою деятельность на территории муниципального образования "Город Балаково" установлены и введены в действие тарифы с календарной разбивкой в том числе на водоотведение (транспортировка стоков):
- в период с 01.01.2012 по 30.06.2012 в размере 1 руб. 99 коп. за куб./м. без учёта НДС и 2 руб. 35 коп. за куб./м. с учётом НДС;
- в период с 01.07.2012 по 31.08.2012 в размере 2 руб. 11 коп. за куб./м. без учёта НДС и 2 руб. 49 коп. за куб./м. с учётом НДС;
- в период с 01.09.2012 по 31.12.2012 в размере 2 руб. 22 коп. за куб./м. без учёта НДС и 2 руб. 62 коп. за куб./м. с учётом НДС.
Согласно части 1 статьи 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением Комитета в части установления тарифа на водоотведение (транспортировку стоков), ОАО "Волжская ТГК" и МУП "Балаково-Водоканал" обратились в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемые положения нормативного правового акта нарушают права и законные интересы ОАО "Волжская ТГК" и МУП "Балаково-Водоканал", так как устанавливают повышенный размер оплаты за водоотведение (транспортировку стоков).
Судебная коллегия кассационной инстанции соглашается с выводом суда о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований на основании следующего.
ОАО "Волжская ТГК" и МУП "Балаково-Водоканал" являются организациями коммунального комплекса, осуществляющими горячее и холодное водоснабжение и водоотведение на территории г. Балаково, с последующим отведением сточных вод.
Отводной канал доочистки и транспортирования стоков представляет собой завершающий этап системы очистных сооружений, объединяющих сточные воды из коммунальной системы жилого комплекса г. Балаково, водоотведение которых осуществляется МУП "Балаково-Водоканал" и сточных вод ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания" "Балаковская ТЭЦ-4".
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что ОАО "Волжская ТГК" и МУП "Балаково-Водоканал" являются потребителями ООО "ПК "Вторресурсы-Балаково", ввиду того, что им оказывается услуга водоотведения (транспортировка стоков) по каналу, находящемуся у общества с ограниченной ответственностью "ПК "Вторресурсы-Балаково" в безвозмездном пользовании по договору от 01.01.2010 N ЭК-ВР-0101/10. Данная услуга оказывается постоянно и непрерывно.
Оплата указанных услуг должна производиться данными лицами, исключительно на основании тарифов, установленных нормативным актом полномочного органа, об установлении тарифов на услугу водоотведение (транспортировку стоков), которым является Постановление Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области N 29/44 "Об установлении тарифа на холодную воду (очищенную питьевую воду), холодную воду (неочищенную питьевую воду), водоотведение и водоотведение (транспортировку стоков) ООО "ПК "Вторресурсы-Балаково", осуществляющему свою деятельность на территории муниципального образования "Город Балаково".
В ходе рассмотрения дела также установлено, что МУП "Балаково-Водоканал" и ОАО "Волжская ТГК" отказались от предложения о заключении договора, поступившего в январе и феврале 2012 года, то есть после принятия оспариваемого постановления Комитета, в связи с несогласием с необоснованно завышенным тарифом.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон 210-ФЗ) закреплено государственное регулирование тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Согласно пункту 6 "Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520, к регулируемым тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса относятся, в том числе, тарифы на отведение и очистку сточных вод.
Согласно Постановлению Правительства Саратовской области от 12.04.2007 N 169-П "Вопросы комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области" Комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области является органом исполнительной власти Саратовской области, уполномоченный осуществлять государственное регулирование тарифов (цен) на электрическую, тепловую энергию (мощность), товары и услуги организаций коммунального комплекса, государственный контроль (надзор) в этих сферах в соответствии с федеральным законодательством.
Статьей 3 Закона 210-ФЗ определены общие принципы регулирования тарифов, в числе которых: полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ; установление тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ и инвестиционных программ; достижение баланса интересов потребителей услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса, и пр.
Согласно пунктам 1,2 статьи 9 Закона 210-ФЗ регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на товары и услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учетом обеспечения доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса и установленных предельных индексов. Организация коммунального комплекса разрабатывает на очередной период действия тарифов на производимые ею товары (оказываемые услуги) производственную программу, определяет финансовые потребности, необходимые для ее реализации, и производит предварительный расчет тарифов на свои товары и услуги в размере, обеспечивающем эти финансовые потребности.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 7 Закона 210-ФЗ производственная программа в обязательном порядке должна включать в себя:
- обоснование обеспечения прогнозируемого объема и качества оказываемых организацией коммунального комплекса услуг в соответствии с требованиями, установленными техническими регламентами, с экологическими нормативами и имеющимися производственными возможностями организации коммунального комплекса.
В соответствии с частью 7 статьи 9 Закона 210-ФЗ по завершении проверки обоснованности предоставленных организацией коммунального комплекса расчетов финансовых потребностей, необходимых для реализации ее производственной программы, и соответствующих этим потребностям тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса орган регулирования согласовывает производственную программу и устанавливает соответствующие этой программе тарифы на товары и услуги организации коммунального комплекса.
Таким образом, одним из основных критериев при определении спорных тарифов является их экономическая обоснованность, а также достоверность.
Данный принцип закреплен и в постановлении Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса".
В силу пункта 4 Методических указаний по расчёту тарифа и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Приказом Минрегионразвития Российской Федерации от 15.02.2011 N 47, органами регулирования сфере деятельности организаций коммунального комплекса устанавливаются в том числе и тарифы на водоотведение.
ООО ПК "Вторресурсы-Балаково" была представлена информация об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности организации на 2012 год, размещённая на официальном сайте Комитета: http://www/saratov.gov.ru/goverment/structure/reguprptar/water/Vtorresurs /index.php, в которой объём сточных вод, принятых от потребителей по виду деятельности - водоотведение (транспортировка стоков) составил 380 тыс. куб./м.
При этом, в выставленных в адрес Саратовского филиала МУП "Балаково-Водоканал" и ОАО "Волжская ТГК" счетах-фактурах за январь и февраль 2012 года объём водоотведения составил: для Саратовского филиала "ОАО "Волжская ТГК" - 467 тыс. куб./м., для МУП "Балаково-Водоканал" 2500 тыс. куб./м., то есть с существенным отличием от объёма, отражённого в производственной программе на 2012 год ООО ПК "Вторресурсы-Балаково".
В ходе разбирательства установлено, что при регулировании спорного тарифа были учтены объемы транспортировки стоков в размере 380 тыс. куб.м., взятые из расчета принятых сточных вод от потребителей, находящихся на площадях ООО ПК Вторресурсы-Балаково, на территории которых не располагаются ОАО "Волжская ТГК" и МУП "Балаково-Водоканал".
В соответствии с письмом Комитета государственного регулирования тарифов по Саратовской области от 19.02.2012 N 03-335/12-0 ООО ПК "Вторресурсы - Балаково" при регулировании тарифа на транспортировку сточных вод на 2012 год в производственной программе не были учтены объёмы пропущенных сточных вод от МУП "Балаково-Водоканал" в количестве 19 882,5 тыс. куб./м. и ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания" в количестве 4 619,7 тыс. куб./м. При регулировании данного тарифа были учтены объёмы транспортировки стоков в размере 380 тыс. куб./м., взятые из расчёта принятых сточных вод потребителей, находящихся на площадях ООО ПК "Вторресурсы - Балаково".
Пунктом 4 статьи 9 Закона 210-ФЗ установлено, что в случае необоснованности производственной программы или её несоответствия показателям производственной деятельности организации коммунального комплекса орган регулирования вправе дать предложения этой организации по изменению и вернуть производственную программу и расчёты для устранения выявленных несоответствий.
Пунктом 5 "Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" (далее - "Правила") установлено, что в случае представления организацией коммунального комплекса не всех документов, предусмотренных пунктами 3 и 4 указанных "Правил", орган регулирования устанавливает срок не менее 5 рабочих дней для представления всех документов. В случае если в установленный срок организация коммунального комплекса не представила эти документы, орган регулирования отказывает этой организации в рассмотрении представленных документов и в течение 10 рабочих дней с даты окончания указанного срока направляет ей копию своего решения.
В силу пункта 7 "Правил" органы регулирования в течение 5 рабочих дней с даты получения документов, предусмотренных пунктами 3 и 4 указанных "Правил", вправе направить организации коммунального комплекса мотивированный запрос о представлении дополнительно документов с обоснованием расчётов, содержащихся в представленных документах, и (или) обоснованием необходимости реализации мероприятий производственной и (или) инвестиционной программ с указанием формы представления документов. Организация коммунального комплекса обязана представить указанные документы в течение 10 рабочих дней с даты поступления запроса.
Пунктом 17 "Правил", установлено, что в случае если при установлении тарифов и надбавок органом регулирования не были учтены отдельные расходы, предлагавшиеся организацией коммунального комплекса, мотивы принятия такого решения отражаются в протоколе заседания органа регулирования.
Таким образом, у Комитета имелась нормативно установленная обязанность, а также фактическая возможность для осуществления расчёта водоотведения (транспортировку стоков) с учётом общего объёма пропущенных сточных вод на основании пунктов 48, 53 "Методических указаний".
В соответствии с пунктами 20, 21, 53 Методических указаний по расчёту тарифа и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Приказом Минрегионразвития Российской Федерации от 15.02.2011 N 47:
- Формирование финансовых потребностей (ФП) для целей регулирования тарифов и надбавок осуществляется исходя из величины прогнозируемого объема производства товаров и (или) оказываемых услуг, определяемого в установленном порядке в производственной и инвестиционной программе организации коммунального комплекса.
- Оценка экономической обоснованности расходов, включаемых в финансовые потребности, производится исходя из фактически достигнутых величин, плана мероприятий повышения эффективности деятельности регулируемой организации, с учетом положений законодательства Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета и налогообложения.
- Одноставочные тарифы в сфере водоотведения рассчитываются в порядке, аналогичном порядку расчета одноставочных тарифов регулируемой организации в сфере водоснабжения, установленному пунктом 48 Методических указаний.
На основании анализа вышеизложенных норм права усматривается, что регулирующий орган произвел расчёт без сведений об общем объёме пропущенных сточных вод, то есть расчёт по водоотведению (транспортировке стоков) произведён органом регулирования с нарушением методики, утверждённой нормативным актом, имеющим большую юридическую силу.
Таким образом, ввиду того, что в расчет тарифа не включены истинные объемы сбрасываемых сточных вод, данный тариф является экономически необоснованным, нарушающим права и законные интересы заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, выводы суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований являются законными, основанными на обстоятельствах дела.
Судебной коллегией кассационной инстанции неправильного применения судом норм материального права, а также нарушений в применении норм процессуального права не установлено.
Предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены принятого по делу решения суда первой инстанции судебная коллегия не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 24.01.2014 по делу N А57-15862/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
Н.Н. Сафин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 6 "Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520, к регулируемым тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса относятся, в том числе, тарифы на отведение и очистку сточных вод.
...
В соответствии с частью 7 статьи 9 Закона 210-ФЗ по завершении проверки обоснованности предоставленных организацией коммунального комплекса расчетов финансовых потребностей, необходимых для реализации ее производственной программы, и соответствующих этим потребностям тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса орган регулирования согласовывает производственную программу и устанавливает соответствующие этой программе тарифы на товары и услуги организации коммунального комплекса.
Таким образом, одним из основных критериев при определении спорных тарифов является их экономическая обоснованность, а также достоверность.
Данный принцип закреплен и в постановлении Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса"."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 12 марта 2014 г. N Ф06-4125/13 по делу N А57-15862/2012
Хронология рассмотрения дела:
12.03.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-4125/13
18.02.2014 Определение Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-755/14
24.01.2014 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-15862/12
22.01.2014 Определение Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-405/14
09.01.2014 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-12210/13
09.01.2014 Определение Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-12870/13
05.12.2013 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-9931/13
07.03.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-664/13
28.11.2012 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-15862/12
21.09.2012 Определение Арбитражного суда Саратовской области N А57-15862/12