г. Казань |
|
18 марта 2014 г. |
Дело N А72-2368/2013 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Карповой В.А.,
судей Коноплевой М.В., Муравьева С.Ю.,
в отсутствие:
истца - извещен надлежащим образом,
ответчика - извещен надлежащим образом,
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 30.09.2013 (судья Мозжухина И.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2013 (председательствующий судья Пышкина Н.Ю., судьи Балакирева Е.М., Терентьев Е.А.)
по делу N А72-2368/2013
по исковому заявлению Заместителя прокурора области в защиту интересов Муниципального образования "Город Ульяновск" в лице администрации г. Ульяновска, к Департаменту государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области (ОГРН 1027301177749, ИНН 7303003740), третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований: закрытое акционерное общество коммерческий банк "ГЛОБЭКС", г. Москва, областное государственное бюджетное учреждение культуры "Центр народной культуры Ульяновской области", г.Ульяновск, Ульяновская область в лице Правительства Ульяновской области, г. Ульяновск, общество с ограниченной ответственностью "Мелекесский свиноводческий комплекс", с. Тиинск, Мелекесский район, Ульяновская область, Муниципальное образование "Город Ульяновск" в лице администрации г. Ульяновска, о признании недействительной сделки по изъятия имущества из оперативного управления, применением последствий в виде признании отсутствующим права казны Ульяновской области на здание ДК имени 1 Мая (новое) лит. В, в, в1,в2,вЗ площадью 6739,5 кв.м,
УСТАНОВИЛ:
заместитель прокурора Ульяновской области в защиту государственных интересов Ульяновской области в лице Правительства Ульяновской области обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к Департаменту государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области (далее - Департамент), с учетом уточнений иска в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительной сделки по изъятию имущества из оперативного управления с применением последствий недействительности ничтожной сделки, обязав Департамент исключить из состава казны Ульяновской области здание ДК имени 1 Мая (новое) лит. В, в, в1, в2, вЗ площадью 6739,5 кв.м, расположенное по адресу: г. Ульяновск, ул. Ленинградская, д.4/9 и возвратить на праве оперативного управления указанное здание областному государственному бюджетному учреждению культуры "Центр народной культуры Ульяновской области". Признать отсутствующим право казны Ульяновской области на здание ДК имени 1 Мая (новое) лит. В, в, в1, в2, вЗ площадью 6739,5 кв.м, расположенное по адресу: г. Ульяновск, ул. Ленинградская, д.4/9.
Определениями Арбитражного суда Ульяновской области от 10.04.2013, от 04.06.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены закрытое акционерное общество коммерческий банк "ГЛОБЭКС", областное государственное бюджетное учреждение культуры "Центр народной культуры Ульяновской области" (далее - ОГБУК "Центр народной культуры Ульяновской области", Учреждение), Ульяновская область в лице Правительства Ульяновской области, общество с ограниченной ответственностью "Мелекесский свиноводческий комплекс", муниципальное образование "Город Ульяновск" в лице администрации г. Ульяновска.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 30.09.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2013, исковые требования удовлетворены частично. Суд признал недействительной сделку по изъятию Департаментом государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области из оперативного управления ОГБУК "Центр народной культуры Ульяновской области" здания ДК имени 1 Мая (новое) лит. В, в, в1, в2, в3 площадью 6739,5 кв.м., расположенное по адресу г. Ульяновск, ул. Ленинградская, д. 4/9. В остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе Департамент просит решение и постановление отменить, кассационную жалобу удовлетворить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Заявитель кассационной жалобы ссылается на нарушение судами норм материального и процессуального права.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.09.1998 N 1344-р из собственности Российской Федерации в собственность Ульяновской области было передано здание Дворец культуры имени 1 Мая (далее - ДК им. 1 Мая).
20 октября 1999 года распоряжением администрации Ульяновской области N 1300-р "О передаче Дворца культуры имени 1 Мая" данный объект включен в реестр объектов областной собственности, а право оперативного управления на него закреплено за Управлением по делам культуры и искусства администрации области, а в дальнейшем с учетом реорганизации за ОГБУК "Центр народной культуры Ульяновской области".
29 февраля 2012 года распоряжением Департамента N 284-р "О передаче имущества" из оперативного управления ОГБУК "Центр народной культуры Ульяновской области" было изъято новое здание ДК им. 1 Мая, расположенное по адресу: г.Ульяновск, ул. Ленинградская, д. 4/9. Основанием для изъятия имущества из оперативного управления явилось обращение директора ОГБУК "Центр народной культуры Ульяновской области".
01 марта 2012 года указанное здание было возвращено ОГБУК "Центр народной культуры Ульяновской области" для ведения уставной деятельности, но уже в безвозмездное пользование (распоряжение Департамента от 01.03.2012 N 299-р).
28 марта 2007 года Правительством области в целях реализации Закона области от 29.01.2007 N 01-ЗО "О залоговом фонде Ульяновской области" было издано распоряжение N 166-пр, которым сформирован Перечень имущества, образующий залоговый фонд Ульяновской области (далее - Перечень имущества). В данный Перечень имущества были включены 9 объектов недвижимого имущества, расположенные в г. Ульяновске. 30.05.2007 распоряжением N 335-пр названный Перечень имущества был дополнен ещё 2 объектами, в результате чего в него вошли 11 объектов собственности области.
Прокуратурой области в ходе проведенной проверки законности распоряжения государственным имуществом Ульяновской области в деятельности Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области было установлено отсутствие правовых оснований для изъятия спорного имущества (нового здания ДК им. 1 Мая, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Ленинградская, д. 4/9) из оперативного управления ОГБУК "Центр народной культуры Ульяновской области". Также в ходе проверки было установлено незаконное включение спорного здания в Перечень объектов залогового фонда, которое впоследствии повлекло незаконное его предоставление в залог по результатам конкурса инвестиционных проектов.
Истец, считая сделку по исключению и прекращению права оперативного управления бюджетного учреждения имуществом, оформленную посредством распоряжения Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области от 29.02.2012 N 284-р "О передаче имущества" ничтожной, обратился в арбитражный суд с заявленным иском.
Удовлетворяя частично заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что Перечень имущества, образующий залоговый фонд, был сформирован с нарушением требований статьи 2 Закона области от 29.01.2007 N 01-ЗО "О залоговом фонде Ульяновской области", согласно которой не подлежит включению в залоговый фонд имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными унитарными предприятиями Ульяновской области либо на праве оперативного управления за государственными учреждениями Ульяновской области.
Судом установлено, что в указанный Перечень имущества, образующий залоговый фонд, были включены новое и старое здания ДК им.1 Мая, общей площадью 6753,9 кв.м и 3857,56 кв.м соответственно, расположенные по адресу: г. Ульяновск, ул. Ленинградская, д. 4/9, здание учебно-лабораторного корпуса, расположенное по адресу: г. Ульяновск, пр. Созидателей, д. 13Б, в то время как они находились в оперативном управлении у государственных бюджетных учреждений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со статьей 296 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в период издания оспариваемого приказа) собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за казенным предприятием или учреждением либо приобретенное казенным предприятием или учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у казенного предприятия или учреждения, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.
Пунктом 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что собственник, передав учреждению имущество на праве оперативного управления, может распорядиться по своему усмотрению только изъятым излишним, неиспользуемым либо используемым не по назначению имуществом учреждения. Поэтому собственник, передав учреждению имущество на праве оперативного управления, не вправе распоряжаться таким имуществом независимо от наличия или отсутствия согласия учреждения.
Доказательства правомерности изъятия имущества, то есть не использования учреждением имущества по назначению, должен представить собственник.
Департамент таких доказательств в материалы дела не представил.
В то же время, ОГБУК "Центр народной культуры Ульяновской области" представило доказательства использования имущества - штатное расписание на 01.01.2011, тарификационный список работников на 01.01.2012, подтверждающие осуществление предмета деятельности учреждения культуры - создание условий для самореализации талантов, развития народного творчества и национальных культур, организация и обеспечение деятельности кружков, студий.
Осуществление деятельности в новом здании ДК им. 1 Мая не оспаривается сторонами, и подтверждается передачей данного имущества Учреждению в безвозмездное пользование на следующий день после изъятия из оперативного управления.
Суды двух инстанций пришли к выводу, что отсутствие регистрации права оперативного управления за Учреждением не является основанием для признания изъятия Департаментом имущества у Учреждения правомерным, поскольку изъятие спорного имущества произведено с нарушением пункта 2 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах, исходя из заявленных требований, представленных сторонами доказательств, с учетом приведенных норм гражданского законодательства заявленное требование о признании сделки недействительной удовлетворено обоснованно.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, но отклоняются судом, поскольку не опровергают выводы судов, изложенных в решении и постановлении, а выражают лишь несогласие с ними и, по существу, направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, исследованных доказательств и сделанных на их основании выводов, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права не установлено, коллегия считает необходимым оставить решение и постановление без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 30.09.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2013 по делу N А72-2368/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
В.А. Карпова |
Судьи |
М.В. Коноплева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что собственник, передав учреждению имущество на праве оперативного управления, может распорядиться по своему усмотрению только изъятым излишним, неиспользуемым либо используемым не по назначению имуществом учреждения. Поэтому собственник, передав учреждению имущество на праве оперативного управления, не вправе распоряжаться таким имуществом независимо от наличия или отсутствия согласия учреждения.
...
Суды двух инстанций пришли к выводу, что отсутствие регистрации права оперативного управления за Учреждением не является основанием для признания изъятия Департаментом имущества у Учреждения правомерным, поскольку изъятие спорного имущества произведено с нарушением пункта 2 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 18 марта 2014 г. N Ф06-4520/13 по делу N А72-2368/2013