г. Казань |
|
24 марта 2014 г. |
Дело N А55-15300/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 марта 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Коноплёвой М.В.,
судей Петрушкина В.А., Муравьева С.Ю.,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
заинтересованного лица - извещено надлежащим образом,
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 30.09.2013 (судья Бойко С.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2013 (председательствующий судья Холодная С.Т., судьи Засыпкина Т.С., Кузнецов В.В.)
по делу N А55-15300/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Элегант", (ОГРН 1066319001858), г. Самара, к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара, с привлечением третьего лица: Сидорова Вадима Владимировича, г. Пенза, о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Элегант" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, с уточнением требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным решения Министерства имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство) от 23.04.2013 N 12-4/0664/11-а об отказе в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 63:01:0411004:574, площадью 77,00 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, ул. Белорусская, у дома N 92, под временным торговым магазином, и об обязании заключить договор аренды земельного участка.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 30.09.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2013, заявление удовлетворено частично. Суд признал отказ, содержащийся в сообщении от 23.04.2013 N 12-4/0664/11-а незаконным, и обязал Министерство устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем принятия решения о предоставлении ему в аренду спорного земельного участка. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Министерство просит принятые по делу судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, мотивируя неправильным применением судами норм материального права, несоответствием выводов фактическим обстоятельствам дела. Заявитель кассационной жалобы указывает, что на момент принятия Министерством оспариваемого отказа, договор аренды от 28.11.2005 N 025347з, заключенный с индивидуальным предпринимателем Сидоровым В.В. (далее - предприниматель Сидоров В.В.), являлся действующим, в связи с чем испрашиваемый Обществом земельный участок на дату рассмотрения заявления был обременен правами третьих лиц и не мог быть предоставлении в аренду иному лицу.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не находит.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании распоряжения администрации Куйбышевского района г. Самары от 21.11.2005 N 646 между предпринимателем Сидоровым В.В. (арендатор) и Комитетом по управлению имуществом г. Самары (арендодатель) был заключен договор от 28.11.2005 N 025347з аренды земельного участка площадью 77,00 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, ул. Белорусская, у дома N 92, под размещение временного одноэтажного павильона "игровые автоматы", сроком с 21.11.2005 по 20.10.2006.
На основании Постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006 года N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, возложены на Министерство.
По договору купли-продажи от 10.02.2011 предприниматель Сидоров В.В. продал Обществу торговый киоск, расположенный на спорном земельном участке, и обратился в Министерство с заявлением от 04.05.2011 о расторжении договора аренды от 28.11.2005 N 025347з в связи с продажей павильона, которое поступило в Министерство 20.05.2011.
Заявлением от 05.05.2011 Общество обратилось в Министерство о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 63:01:0411004:574, площадью 77,00 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, ул. Белорусская, у дома N 92, под временным торговым магазином.
Сообщением от 23.04.2013 N 12-4/0664/11-а Министерство отказало Обществу в предоставлении испрашиваемого им земельного участка, сославшись на наличие договорных отношений с предпринимателем Сидоровым В.В.
Общество, посчитав отказ незаконным и нарушающим его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя частично заявленные требования, судебные инстанции правомерно исходили из следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, регулируется статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
В частности, данной нормой законодательства предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Во исполнение указанной нормы законодательства постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 утвержден Порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара (далее - Порядок).
Согласно пунктам 2.1, 2.2 Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1, к которому прилагаются документы, указанные в приложении N 2 к настоящему Порядку.
При поступлении указанных документов Министерство не позднее следующего дня с даты их поступления, проводит их проверку на соответствие установленным требованиям. Несоблюдение установленных требований является основанием для возвращения заявления о предоставлении земельного участка со всеми прилагаемыми документами заявителю (пункт 2.3 Порядка).
Пунктом 2.4 Порядка установлено, что в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка, Министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка Министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.
Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено предоставление земельных участков без проведения торгов в форме аукциона в случаях, в том числе, если земельный участок испрашивается заявителем в аренду для использования под временный (некапитальный) объект и имеется акт уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду с заявленной целью использования, принятый до 01.07.2006 в соответствии с законодательством, действовавшим на момент его издания, правила, предусмотренные настоящим абзацем, применяются в том числе в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, права которого на временный (некапитальный) объект возникли на основании сделок или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством.
Таким образом, указанное положение порядка устанавливает основания для предоставления земельных участков, занятых временными объектами, в аренду ввиду наличия у владельца временного объекта, расположенного на испрашиваемом земельном участке, преимущественного права перед другими лицами на заключение договора при наличии акта уполномоченного органа власти о предоставлении земельного участка в аренду.
Судебными инстанциями установлено, что Общество соответствует вышеперечисленным условиям, что подтверждается распоряжением администрации Куйбышевского района г. Самары от 21.11.2005 N 646, договором аренды земельного участка от 28.11.2005 N 025347з, договором купли-продажи торгового киоска от 10.02.2011.
Таким образом, у Общества возникло преимущественное право аренды земельного участка.
Довод Министерства в кассационной жалобе о том, что договор аренды от 28.11.2005 N 025347з на момент принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка не был расторгнут и являлся действующим, подлежит отклонению, как противоречащий материалам дела.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что предприниматель Сидоров В.В. обратился в Министерство с заявлением о расторжении договора аренды 04.05.2011.
Из представленного в материалы дела письма Министерства от 08.06.2011 N 01-17/68 следует, что заявление предпринимателя Сидорова В.В. от 04.05.2011 поступило в Министерство 20.05.2011, в связи с чем судебные инстанции с учетом положений пункта 2 статьи 621 и пункта 2 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации пришли к правомерному выводу о том, что договорные отношения между предпринимателем Сидоровым В.В. и Министерством прекратились 20.08.2011.
Доводы заявителя кассационной жалобы об обратном по существу направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и сделанных судами на их основании выводов, что в силу положений статьи 286 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты соответствует нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 30.09.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2013 по делу N А55-15300/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.В. Коноплёва |
Судьи |
В.А. Петрушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, регулируется статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
...
Из представленного в материалы дела письма Министерства от 08.06.2011 N 01-17/68 следует, что заявление предпринимателя Сидорова В.В. от 04.05.2011 поступило в Министерство 20.05.2011, в связи с чем судебные инстанции с учетом положений пункта 2 статьи 621 и пункта 2 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации пришли к правомерному выводу о том, что договорные отношения между предпринимателем Сидоровым В.В. и Министерством прекратились 20.08.2011."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 24 марта 2014 г. N Ф06-4482/13 по делу N А55-15300/2013