г. Казань |
|
25 марта 2014 г. |
Дело N А12-19994/2013 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Сафина Н.Н., Мосунова С.В.,
при участии представителей:
Министерства здравоохранения Волгоградской области - Рамазановой И.А., доверенность от 28.03.2013 N 127, Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области - Лукьянова С.В., доверенность от 20.03.2014, Михайленко А.В., доверенность от 20.01.2014.
в отсутствие представителя:
общества с ограниченной ответственностью "М.П.А. Медицинские партнеры" - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства здравоохранения Волгоградской области на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 01.10.2013 (судья Наумова М.Ю.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2013 (председательствующий судья Александрова Л.Б., судьи Веряскина С.Г., Луговской Н.В.) и ходатайство об участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-19994/2013
по заявлению Министерства здравоохранения Волгоградской области (ОГРН 1023403443744, ИНН 3444050369), г. Волгоград, к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области (ОГРН 1043400325429; ИНН 3444115626), г. Волгоград, об оспаривании предписания, с участием заинтересованного лица: общества с ограниченной ответственностью "М.П.А. Медицинские партнеры" (ОГРН 1027700340557, ИНН 7734171740), г. Москва,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось Министерство здравоохранения Волгоградской области (далее - Министерство, заявитель жалобы) с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области (далее - административный орган) от 15.05.2013 N 07-36/28/07-18-03/1652.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 01.10.2013, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2013, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с состоявшимися по делу решением и постановлением, Министерство обратилось с кассационной жалобой, в которой просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Министерства.
В отзывах на кассационную жалобу административный орган и общество с ограниченной ответственностью "М.П.А. Медицинские партнеры", ссылаясь на законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, просят оставить их без изменения.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами обеих инстанций норм права, установила следующее.
Судами обеих инстанций установлено, что в связи с обращением прокуратуры Волгоградской области от 22.04.2013 N 7/2-14-2013 в период с 24.04.2013 по 25.04.2013 сотрудниками административного органа в отношении Министерства проведена проверка соблюдения бюджетного законодательства.
По результатам проверки составлен акт проверки от 26.04.2013.
В ходе проверки установлено, что Министерство в нарушение части 3 статьи 50 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ), пункта 7 Правил финансового обеспечения в 2011-2012 годах региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации за счёт средств, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2011 N 85, по государственному контракту от 17.10.2012 N 2012.130658 на закупку аппаратов для медицинских лабораторных исследований, заключенному с обществом с ограниченной ответственностью "М.П.А. Медицинские партнеры", приобрело по программе модернизации здравоохранения Волгоградской области за счёт бюджетных средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - средства ФФОМС) расходные материалы на сумму 20 875 664 руб.
В связи с наличием выявленных нарушений бюджетного законодательства административным органом обществу выдано предписание от 15.05.2013 N 07-36/28/07-18-03/1652, в соответствии с которым на Министерство возложена обязанность в срок до 15.05.2013 принять меры к возмещению средств ФФОМС в сумме 20 875 664 руб., использованных по нецелевому назначению.
Посчитав предписание нарушающим его права и законные интересы, Министерство обратилось в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды обеих инстанций пришли к обоснованному выводу о законности выданного Министерству предписания на основании следующего.
17.10.2012 Министерством с обществом с ограниченной ответственностью "М.П.А. Медицинские партнеры" заключен государственный контракт N 2012.130658, предметом которого является поставка, ввод в эксплуатацию аппаратов для медицинских лабораторных исследований в рамках реализации "Программы модернизации здравоохранения Волгоградской области на 2011-2012 гг.".
Поставщик в ноябре-декабре 2012 года в соответствии со спецификацией по товарным накладным осуществил поставку в лечебные учреждения товаров медицинского назначения на общую сумму 69 176 640 руб, в том числе анализатор флюорометрический "АвтоДелфия" стоимостью 5 056 480 руб., медицинское оборудование на сумму 43 244 496 руб., расходные материалы на сумму 20 875 664 руб.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 50 Закона N 326-ФЗ (в редакции от 28.07.2012, действовавшей на момент заключения контракта от 17.10.2012) предусмотренные в бюджете Федерального фонда средства на финансовое обеспечение региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации направляются на следующие цели: укрепление материально-технической базы государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, в том числе обеспечение завершения строительства ранее начатых объектов (техническая готовность указанных объектов на 1 января 2011 года должна составлять не менее 80 процентов фактически произведенных застройщиком затрат от сметной стоимости строительства объекта), текущий и капитальный ремонт государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, приобретение медицинского оборудования.
Административным органом установлено, что приобретенные расходные материалы не могут относиться к медицинскому оборудованию, так как не включены в код 3311000 "Медицинское и хирургическое оборудование, ортопедические приспособления" ОК 004-93, следовательно, не входят в перечень, установленный частью 3 статьи 50 Закона N 326-ФЗ.
Данный вывод административного органа является правомерным.
Судами обеих инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что в качестве расходных материалов приобретены реактивы и лабораторная посуда.
Реактивы включены в код 2429000 "Химические продукты, не включенные в другие группы", в том числе: в код 2429690 "Реактивы биохимические", 2429980 "Реактивы химические в выпускных формах для аналитических и исследовательских работ". Лабораторная посуда включена в код 2618000 "Производство аппаратуры, посуды химической и лабораторной", в том числе в коды 2618200 "Посуда лабораторная из химически стойкого стекла (кроме посуды с взаимозаменяемыми конусами)", 2618210 "Посуда лабораторная из химически стойкого стекла с взаимозаменяемыми конусами", 2618220 "Посуда лабораторная из термически стойкого стекла (кроме посуды с взаимозаменяемыми конусами)", 26182230 "Посуда лабораторная из термически стойкого стекла со взаимозаменяемыми конусами" и др.
Финансирование Министерства за счет средств ФФОМС на реализацию Программы модернизации здравоохранения Волгоградской области осуществлялось по статье Классификации операций сектора государственного управления (далее - КОСГУ) 310 "Увеличение стоимости основных средств".
Приобретенные за счет выделенных средств расходные материалы (химические реактивы, лабораторная посуда) являются материальными запасами, так как имеют срок полезного использования менее 12 месяцев и в соответствии с пунктом 118 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, подлежат учету на счете 10506000 "Прочие материальные запасы".
В соответствии с частью 6 статьи 50 Закона N 326-ФЗ предусмотренные в бюджете Федерального фонда средства на финансовое обеспечение региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации предоставляются из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов в виде субсидий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2011 N 85 утверждены Правила финансового обеспечения в 2011-2012 годах региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации за счёт средств, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - Правила финансового обеспечения).
Пунктами 2, 3 Правил финансового обеспечения определено, что субсидии предоставляются из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации.
Субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2011 и 2012 годы, и в соответствии с соглашениями, заключенными Министерством здравоохранения Российской Федерации, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Администрацией Волгоградской области принято постановление от 28.03.2011 N 153-п "Об утверждении Программы модернизации здравоохранения Волгоградской области на 2011 - 2013 годы". Постановлением администрации Волгоградской области от 28.03.2011 N 153-п "Об утверждении Программы модернизации здравоохранения Волгоградской области на 2011 - 2013 годы" утверждена Программа модернизации здравоохранения Волгоградской области на 2011 - 2013 годы (далее - Программа).
В соответствии с разделом 1 Программы финансовые средства при реализации Программы направляются на следующие цели: укрепление материально-технической базы государственных и муниципальных учреждений здравоохранения; внедрение современных информационных систем в здравоохранение Волгоградской области; внедрение стандартов медицинской помощи, повышение доступности амбулаторной медицинской помощи.
Разделом 3 Программы установлен механизм реализации мероприятий Программы.
Финансовое обеспечение мероприятий Программы осуществляется за счет субсидий ФФОМС, консолидированного бюджета Волгоградской области и ТФОМС.
Министерство здравоохранения Волгоградской области несет ответственность за реализацию и конечные результаты Программы, эффективное и целевое использование выделяемых на ее выполнение финансовых средств, определяет формы и методы управления реализацией Программы.
Получатели средств областного бюджета Волгоградской области и средств субсидий, предоставляемых ФФОМС, несут ответственность за использование указанных средств на реализацию Программы в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и другими законодательными актами.
В соответствии с частью 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Учитывая вышеизложенное, суды обеих инстанций пришли к правомерному выводу о нарушении Министерством требований части 3 статьи 50 Закона N 326-ФЗ, выраженное в неправомерном включении расходных материалов на сумму 20 875 664 руб. в состав медицинского оборудования и, следовательно, неправомерного приобретения их в рамках программы модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судах обеих инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, направлены на переоценку выводов судов, что в силу положений статьи 286 АПК РФ не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
Судебной коллегией кассационной инстанции неправильного применения судами норм материального права, а также нарушений в применении норм процессуального права не установлено.
Предусмотренных статьей 288 АПК РФ, оснований для отмены обжалуемых судебных актов судебная коллегия не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 01.10.2013 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2013 по делу N А12-19994/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
Н.Н. Сафин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Получатели средств областного бюджета Волгоградской области и средств субсидий, предоставляемых ФФОМС, несут ответственность за использование указанных средств на реализацию Программы в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и другими законодательными актами.
В соответствии с частью 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Учитывая вышеизложенное, суды обеих инстанций пришли к правомерному выводу о нарушении Министерством требований части 3 статьи 50 Закона N 326-ФЗ, выраженное в неправомерном включении расходных материалов на сумму 20 875 664 руб. в состав медицинского оборудования и, следовательно, неправомерного приобретения их в рамках программы модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 25 марта 2014 г. N Ф06-4764/13 по делу N А12-19994/2013