г. Казань |
|
28 марта 2014 г. |
Дело N А72-6101/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 марта 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Нафиковой Р.А.,
судей Королёвой Н.Н., Нагимуллина И.Р.,
при участии представителей:
ответчика - Мясниковой Н.Н. (доверенность от 01.04.2013),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Красноярское Молоко"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 12.09.2013 (судья Рыбалко И.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2013 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судьи Кувшинов В.Е., Юдкин А.А.)
по делу N А72-6101/2013
по исковому заявлению муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребенка - детский сад N 215 "Колосок" (ОГРН 1027301405372, ИНН 7326016680), муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад N 174 "Росинка" (ОГРН 1087328002200, ИНН 7328051778), муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида N 22 "Ветерок" (ОГРН 1027301571725, ИНН 7328041427), муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида N 46 (ОГРН 1037301154330), муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида N 210 (ОГРН 1027301569646, ИНН 7328044587), муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребенка детский сад N 254 (ОГРН 1027301182402, ИНН 7325002194), муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад N 169 (ОГРН 1077328065770, ИНН 7328512080), муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения центр развития ребенка-детский сад N 165 "Бемби" (ОГРН 1027301482669, ИНН 7327010514), муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад N 217 "Лесовичок" (ОГРН 1087328002190, ИНН 7328051760), муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад компенсирующего вида N 194 (ОГРН 1047301516954, ИНН 7328050904), муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребенка - детский сад N 231 (ОГРН 1027301585871, ИНН 7328026771), муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида N 110 "Мальвина" (ОГРН 1027301571505, ИНН 7328041459), муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида N 166 "Росинка" (ОГРН 1027301406692, ИНН 7326016633), муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида N 78 "Малыш" (ОГРН 1027301406021, ИНН 7326011272), муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида N 107 "Светлячок" (ОГРН 1067327002423, ИНН 7327036858), муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад компенсирующего вида N 173 "Лучик" (ОГРН 1027301406901, ИНН 7326012822), муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида N 175 (ОГРН 1027301580789, ИНН 7328041441), муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад компенсирующего вида N 40" (ОГРН 1027301405383, ИНН 7326011258), муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида N 119 (ОГРН 1027301489016, ИНН 7327024443), муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад N 72, г. Ульяновск, к обществу с ограниченной ответственностью "Красноярское Молоко" (ОГРН 1126376000398, ИНН 6376022359) о расторжении договоров, с участием в деле третьих лиц: Управления образования администрации города Ульяновска, г. Ульяновск, общества с ограниченной ответственностью "Красноярское молоко", с. Красный Яр Красноярского района Самарской области, общества с ограниченной ответственностью "Молоко Поволжья", с. Тойси Батыревского района Чувашской области, общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом Мишар", г. Ульяновск, открытого акционерного общества "Завод Маслосыродельный "Сурский", р.п. Сурское Сурского района Ульяновской области.
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад N 215 "Колосок", Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад N 254, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 174 "Росинка", Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад компенсирующего вида N 40", Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида N 175, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка- детский сад N 165 "Бемби", Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида N 22 "Ветерок", Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад N 231, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида N 194, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида N 210, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 169, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида N 110 "Мальвина", Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида N 173 "Лучик", Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида N 119, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида N 166 "Росинка", Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад общеразвивающего вида N 107 "Светлячок", Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида N 46, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 217 "Лесовичок", Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида N 78 "Малыш", Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 72 (далее - истцы) обратились в Арбитражный суд Ульяновской области с исковыми заявлениями к обществу с ограниченной ответственностью "Красноярское Молоко" (далее - ООО "Красноярское Молоко", ответчик), о расторжении договора.
Определениями Арбитражного суда Ульяновской области от 16.07.2013 дела N N А72-6052/2013, А72-6166/2013 объединены с делом NА72-6101/2013, с присвоением объединенному делу номера NА72-6101/2013.
Определениями Арбитражного суда Ульяновской области от 18.07.2013 дела N N А72-6202/2013, А72-6160/2013, А72-6203/2013, А72-6238/2013 объединены с делом NА72-6101/2013, с присвоением объединенному делу номера NА72-6101/2013.
Определениями Арбитражного суда Ульяновской области от 22.07.2013 дела N N А72-6431/2013, А72-6600/2013, А72-6543/2013, А72-6423/2013, А72-6315/2013 объединены с делом NА72-6101/2013, с присвоением объединенному делу номера NА72-6101/2013.
Определениями Арбитражного суда Ульяновской области от 25.07.2013 дела N N А72-6544/2013, А72-6037/2013, А72-6808/2013, А72-6807/2013, А72-6031/2013, А72-5946/2013, А72-6097/2013 объединены с делом NА72-6101/2013, с присвоением объединенному делу номера NА72-6101/2013.
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 05.08.2013 дело N А72-6554/2013 объединено с делом N А72-6101/2013, с присвоением объединенному делу номера N А72-6101/2013.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 12.09.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2013, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, ответчик просит состоявшиеся судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных исковых требований отказать.
При этом заявитель указывает на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы кассационной жалобы в полном объеме.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
В судебном заседании 20.03.2014 был объявлен перерыв до 11 часов 00 минут 26.03.2014 в порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), после окончания, которого судебное заседание было продолжено в том же составе суда.
Проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителя ответчика, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Жизнь и здоровье человека охраняется законом.
Согласно статье 3 Конвенции о защите прав ребенка, участницей которой является Российская Федерация, во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются ли они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка (часть 1). Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия и с этой целью предпринимают все законодательные и административные меры (часть 2).
В силу пункта 1 статьи 469 ГК РФ продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи.
Пункты 22, 23 Типового положения об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.09.1997 N 1204, предусматривают требования к качеству, соблюдению санитарно-гигиенических норм в соответствии с требованиями органов здравоохранения.
Согласно статье 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Спорные гражданско-правовые договоры на поставку молочной продукции заключены на основании протокола подведения итогов открытого аукциона в электронной форме.
Между Муниципальными бюджетными дошкольными образовательными учреждениями (заказчики) и ООО "Красноярское Молоко" (поставщик) заключены гражданско-правовые договоры, предметом которых являлась поставка продуктов питания - молочной группы (пункт 1.1. договора).
По заключенным гражданско-правовым договорам в адрес дошкольных учреждений ответчиком были поставлены:
-молоко 3,2% йодированное 1л. ф/пакет общества с ограниченной ответственностью "Молоко Поволжья" (далее - ООО "Молоко Поволжья") Здоровье на 5+;
-кефир обогащенный йодированным белком 2,5 % 0,5л. ООО "Молоко Поволжья" Здоровье на 5+;
-сметана с массовой долей жира 15% ф/пакет, 0,5 кг "Красава";
-творог "Умница" 9%, обогащенный йодказеином фас. 200 гр. "Коровушкин край";
-масло сливочное "Крестьянское" ГОСТ Р 52969-2008 с массовой долей жира 72,5% (фольга), 200 г.;
-сыр "Голландский" 45% "Сурский" ГОСТ Р 52972-2008.
Пунктом 4.1.3 договоров предусмотрено, что поставщик обязан передать заказчику товар надлежащего качества. Качество и безопасность поставляемого товара должно соответствовать государственным стандартам Российской Федерации. Товар должен соответствовать следующим нормативным актам: Федеральному закону от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", Постановлению Правительства Российской Федерации от 21.12.2000 N 987 "О государственном надзоре и контроле в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов", Федеральному закону от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (изменениями), контролю соответствия государственным стандартам качества, упаковки, маркировки, информации о продукции, реализуемой в торговле, качества услуг, оказываемых в сферах торговли и общественного питания, а также соблюдение правил продажи отдельных видов товаров, правил оказания услуг в сфере общественного питания согласно СанПин 2.3.2.1324-03 "Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов". Все поставляемые товары должны пройти производственный контроль за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, в том числе лабораторные исследования и испытания, показателей безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов на соответствие требованиям санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПин 2.3.2.1078-01 "Гигиенические требованиям безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов" согласно санитарным правилам по организации и проведению производственного контроля.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые не соответствуют требованиям нормативных документов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 12.06.2008 N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" технологические процессы производства продуктов переработки молока, а также связанные с производством, использованием, хранением, перевозкой, реализацией продуктов переработки молока, этапы производственного процесса должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законодательства Российской Федерации о ветеринарии и законодательства в области экологической безопасности.
Частью 1 статьи 1 настоящий Федеральный закон устанавливает правила и формы оценки соответствия и подтверждения соответствия объектов технического регулирования требованиям настоящего Федерального закона.
Гигиенические требования к производству и лабораторному контролю молока и молочных продуктов, обеспечивающие выпуск продукции, соответствующей медико-биологическим требованиям и санитарным нормам качества установлены Санитарными правилами и нормами СанПиН 2.3.4.551-96 "Производство молока и молочных продуктов", утвержденными Постановлением Госкомсанэпиднадзора Российской Федерации от 04.10.1996 N 23, которые распространяются на все действующие, проектируемые и строящиеся предприятия молочной промышленности, включая комбинаты, заводы, цехи по производству сухих детских молочных продуктов, молочных продуктов для детей раннего возраста независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.
В соответствии со статьей 17 Технического регламента на молоко и молочную продукцию реализации подлежат продукты переработки молока, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов и этого Федерального закона.
Статьей 7 вышеуказанного закона установлены требования к продуктам переработки молока. При этом согласно части 4 этой же статьи показатели микробиологической безопасности продуктов переработки молока не должны превышать установленный в приложении N 4 к названному Закону допустимый уровень.
Из протоколов испытаний отобранной истцом молочной продукции следует, что пищевые продукты не соответствуют требованиям Федерального закона от 12.06.2008 N 88-ФЗ "Технического регламента на молоко и молочную продукцию".
При этом лабораторными испытаниями установлено, что в пробах обнаружены бактерии группы кишечной палочки, плесень и дрожжи, содержится повышенное количество спорофинных аэробных и факультативно аэробных микроорганизмов.
При таких условиях суд пришел к правильному выводу, что поставленный ответчиком в дошкольные учреждения товар - молоко и молочная продукция не соответствует требованиям Технического регламента на молоко и молочную продукцию (Приложение N 4) по вышеуказанным показателям.
При заключении спорных гражданско-правовых договоров стороны предусмотрели, что договор может быть расторгнут по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации (пункт 9.1).
В силу статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Учитывая обязанность дошкольных учреждений обеспечивать детям качественное здоровое питание, не создающее угрозу жизни и здоровью, истцы были лишены возможности того, на что вправе рассчитывать при заключении гражданско-правовых договоров.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства суд пришел к правильному выводу, что допущенные ответчиком нарушения условий гражданско-правовых договоров о качестве поставляемой продукции являются существенными, поскольку употребление человеком продуктов питания ненадлежащего качества создает угрозу его жизни и здоровью.
Оценив в порядке, предусмотренном статьями 65, 67, 68, 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела документы и установленные по делу фактические обстоятельства в их совокупности, суд сделал правильный вывод о доказанности истцами факта поставки в их адрес молочной продукции ненадлежащего качества, представляющую угрозу жизни и здоровью детей в дошкольных учреждениях, что является основанием для расторжения договоров поставки молочной продукции.
Кроме того, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-3273/2013 ООО "Красноярское Молоко" (ответчик по настоящему делу) было привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Предметом исследования суда являлся протокол исследования проб пищевых продуктов от 12.02.2013 N 1456-1461, проведенного ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ульяновской области", который служит доказательством и по рассматриваемому спору.
При вынесении судебных актов принято во внимание, что протоколы испытаний, выполненные ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области" и ГБУ Самарской области "Самарская областная ветеринарная лаборатория" Кинельский отдел являются недостоверными, так как приложенные результаты микробиологических исследований молочной продукции не заверены, также отсутствуют акты отбора проб на исследование.
В представленных протоколах не указано, какая именно продукция проходила исследование, кто производитель, где она взята, место отбора продукции. Таким образом, ответчиком грубо нарушена процедура отбора проб молочной продукции на исследование.
При таких условиях судебные акты, вынесенные при правильном применении норм материального и процессуального права, являются законными и обоснованными, основания для отмены судебных актов отсутствуют.
Доводы заявителя кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, оснований для переоценки в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 12.09.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2013 по делу N А72-6101/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Р.А. Нафикова |
Судьи |
Н.Н. Королёва |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оценив в порядке, предусмотренном статьями 65, 67, 68, 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела документы и установленные по делу фактические обстоятельства в их совокупности, суд сделал правильный вывод о доказанности истцами факта поставки в их адрес молочной продукции ненадлежащего качества, представляющую угрозу жизни и здоровью детей в дошкольных учреждениях, что является основанием для расторжения договоров поставки молочной продукции.
Кроме того, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-3273/2013 ООО "Красноярское Молоко" (ответчик по настоящему делу) было привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Предметом исследования суда являлся протокол исследования проб пищевых продуктов от 12.02.2013 N 1456-1461, проведенного ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ульяновской области", который служит доказательством и по рассматриваемому спору."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28 марта 2014 г. N Ф06-4000/13 по делу N А72-6101/2013