г. Казань |
|
27 марта 2014 г. |
Дело N А65-14509/2013 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хабибуллина Л.Ф.
судей Гариповой Ф.Г. Мухаметшина Р.Р.
при участии представителей:
заявителя - Шайдуллова Д.Н., доверенность от 09.01.2014 б/н,
Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства" - Панковой З.В., доверенность от 04.10.2013 N 157,
Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации - Панковой З.В., доверенность от 25.09.2013 N 01-33/14992,
в отсутствие:
закрытого акционерного общества "Камский трест по строительству автомобильных дорог и аэродромов" - извещено надлежащим образом,
Коковицына А.Ю - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.09.2013 (судья Хамитов З.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2014 (председательствующий судья Кувшинов В.Е., судьи Попова Е.Г., Драгоценнова И.С.)
по делу N А65-14509/2013
по заявлению Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан к Федеральному казенному учреждению "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства" (ОГРН 1-21603620323, ИНН 1660061210), закрытому акционерному обществу "Камский трест по строительству автомобильных дорог и аэродромов" о признании недействительными размещения заказа в электронной форме и государственного контракта, при участии третьих лиц - Коковицына А.Ю.,
Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - антимонопольный орган, управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Федеральному казенному учреждению "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства" (далее - ФКУ "Волго-Вятскуправтодор"), закрытому акционерному обществу "Камский трест по строительству автомобильных дорог и аэродромов" (далее - общество "Камдорстрой") о признании размещения заказа по открытому аукциону в электронной форме N 0311100007212000249 на предмет: "Содержание действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения М-7 "Волга" - от Москвы через Владимир, Нижний Новгород, Казань до Уфы км 1011+052 - км 1040+476, км 1041+776 - км 1061+070, М-7 "Волга" - от Москвы через Владимир, Нижний Новгород, Казань до Уфы. Подъезд к городам Ижевск и Пермь км 0+000 - км 28+916 в Республике Татарстан" недействительным; о признании государственного контракта от 09.11.2012 за N Т-1-13, заключенного между ФКУ "Волго-Вятскуправтодор" и обществом "Камдорстрой" недействительным (с учетом частичного отказа от заявленных требований, принятых судом первой инстанции).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Коковицын А.Ю. и Федеральное дорожное агентство Министерства транспорта Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.09.2013 производство по делу в части отказа от заявленных требования прекращено; в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2014 решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
В кассационной жалобе антимонопольный орган просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Государственным заказчиком - ФКУ "Волго-Вятскуправтодор" на официальном сайте Российской Федерации для размещения заказов www.zakupki.gov.ru. размещено извещение N 0311100007212000249 о проведении открытого аукциона в электронной форме на предмет: "Содержание действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения М-7 "Волга" - от Москвы через Владимир, Нижний Новгород, Казань до Уфы км 1011+052 - км 1040+476, км 1041+776 - км 1061+070, М-7 "Волга" - от Москвы через Владимир, Нижний Новгород, Казань до Уфы. Подъезд к городам Ижевск и Пермь км 0+000 - км 28+916 в Республике Татарстан", заказчик: Федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства", начальная (максимальная) цена контракта 522 917 681 рублей, сроки выполнения работ: начало - 01.01.2013, окончание - 30.06.2018, место выполнения работ: Республика Татарстан, участок автомобильной дороги М-7 "Волга" - от Москвы через Владимир, Нижний Новгород, Казань до Уфы км 1011+052 - км 1040+476, км 1041+776 - км 1061+070, М-7 "Волга" - от Москвы через Владимир, Нижний Новгород, Казань до Уфы. Подъезд к городам Ижевск и Пермь км 0+000 - км 28+916, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме (по местному времени) 22.10.2012 09:00, дата окончания срока рассмотрения заявок 23.10.2012, дата проведения открытого аукциона в электронной форме (по местному времени): 26.10.2012.
Протоколом рассмотрения первой частей заявок на участие в открытом аукционе от 23.10.2012 аукционной комиссией принято решение о допуске к участию в аукционе заявки участника с порядковым номером 1.
Согласно протоколу подведения итогов открытого аукциона вторая часть заявки участника с порядковым номером 1 - общества "Камдорстрой" признана соответствующим предъявляемым требованиям.
По результатам открытого аукциона между ФКУ "Волго-Вятскуправтодор" (заказчик) и обществом "Камдорстрой" (подрядчик) заключен государственный контракт от 09.11.2012 N Т-1-13, по условиям которого заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства по содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения М-7 "Волга" - от Москвы через Владимир, Нижний Новгород, Казань до Уфы км 1011+052 - км 1040+476, км 1041+776 - км 1061+070, М-7 "Волга" - от Москвы через Владимир, Нижний Новгород, Казань до Уфы. Подъезд к городам Ижевск и Пермь км 0+000 - км 28+916.
По результатам внеплановой документарной проверки антимонопольным органом установлено, что в нарушении части 4 статьи 11, пункта 11 части 3 статьи 41.6, части 4 статьи 41.6 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов, Закон) в пункте 11.2 части 11 документации об аукционе установлено требование о предоставлении банковской гарантии, срок которой превышает срок исполнения обязательств по государственному контракту на 60 календарных дней.
Кроме того, в документации об открытом аукционе в электронной форме заказчиком установлено требование об обеспечении заявки на участие в вышеуказанном открытом аукционе в электронной форме в размере 26 145 000 рублей и обеспечение исполнения контракта в размере 52 291 769 рублей (представляется в виде банковской гарантии, либо внесением на счет заказчика денежных средств на весь период действия контракта). В документации также установлено, что выполнение работ осуществляется с января 2013 по июнь 2018, то есть контракт заключается сроком на пять лет.
По мнению антимонопольного органа, требование о выполнении работ в течение пяти лет, а также большие суммы на обеспечение контракта и заявки, ввиду большой начальной (максимальной) цены, являются требованиями, ограничивающими конкуренцию, влекущими ограничение числа участников размещения заказа, что подтверждается одной заявкой, поданной на участие в вышеуказанном открытом аукционе в электронной форме. Управление считает, что непредусмотренное законом ограничение доступа к участию в торгах независимо от количества лиц, подвергнутых такому ограничению, является безусловным основанием для признания действий государственного заказчика нарушающими антимонопольное законодательство. Установление таких требований, как заключение контрактов сроком выполнения работ более одного года (3-5 лет), ведет к ограничению числа участников открытого аукциона в электронной форме и как следствие к нарушению, в том числе статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Посчитав, что государственным заказчиком нарушены требования Закона о размещении заказов, управление обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В силу части 1 статьи 10 Закона размещение заказа может осуществляться:
1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;
2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).
Под открытым аукционом в электронной форме на право заключить государственный или муниципальный контракт понимается открытый аукцион, проведение которого обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в сети Интернет в порядке, установленном главой 3.1 Закона о размещении заказов (статья 41.1 Закона).
Согласно пункту 11 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок его предоставления в случае, если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование обеспечения исполнения контракта.
В рассматриваемом случае заказчик установил требование об обеспечении исполнения контракта, поэтому документация об открытом аукционе в электронной форме должна была содержать условие о сроке предоставления обеспечения.
Законом о размещении заказов не установлены требования к представляемой участником размещения заказа банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта. Банковская гарантия должна соответствовать требованиям, установленным параграфом 6 главы 23 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, банковской гарантией и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Согласно пункту 2 статьи 374 Гражданского кодекса Российской Федерации требование бенефициара об уплате денежной суммы по банковской гарантии должно быть представлено гаранту до окончания определенного в гарантии срока, на который она выдана.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 378 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство гаранта перед бенефициаром по гарантии прекращается окончанием определенного в гарантии срока, на который она выдана.
Таким образом, срок, на который выдана гарантия, является существенным условием гарантийного обязательства.
Поскольку неустойка, предусмотренная основным договором, предъявляется только после истечения срока исполнения принципалом его обязательства перед бенефициаром, срок, на который выдана гарантия, может превышать указанный срок.
Следовательно, обеспечение исполнения обязательства по государственному контракту в форме безотзывной банковской гарантии, выданной на срок, превышающий срок исполнения обязательств по государственному контракту, не противоречит закону. Такое обеспечение направлено на защиту государственных заказчиков от действий недобросовестных участников размещения заказов и позволяет сократить риски, связанные с неисполнением контрактов. Предоставление гарантии является косвенным подтверждением финансовой состоятельности организации и наличия у нее намерения исполнить государственный контракт.
На данные обстоятельства указано и в письме Минэкономразвития Российской Федерации от 12.04.2011 N Д22-580.
Кроме того, частью 3 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", вступившего в силу с 01.01.2014, прямо предусмотрено, что исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, срок действия которой должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Таким образом, вывод судов о правомерном установлении требования о предоставлении банковской гарантии, срок которой превышает срок исполнения обязательств по государственному контракту не менее чем на 60 календарных дней, является правильным.
Частью 5 статьи 32 Закона о размещении заказов установлено, что заказчиком, уполномоченным органом может быть установлено требование о внесении денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, обеспечения участия в открытом аукционе в электронной форме. При этом размер обеспечения заявки на участие в аукционе, обеспечения участия в открытом аукционе в электронной форме не может превышать пять процентов начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 9 части 4 статьи 34 Закона о размещении заказов предусмотрено, что размер обеспечения исполнения контракта не может превышать тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), указанной в извещении о проведении открытого аукциона. В случае если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик, уполномоченный орган обязаны установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).
Таким образом, возможность установления требований об обеспечении заявки и контракта прямо предусмотрена названными положениями статей Закона о размещении заказов.
Поэтому установление требования об обеспечении исполнения контракта в размере 52 291 769 рублей, что составляет 10% от начальной (максимальной) цены контракта и обеспечение заявки на участите в аукционе, не свидетельствует о наличии в действиях государственного заказчика нарушений антимонопольного законодательства, способных привести к ограничению количества участников размещения заказов, в том числе посредством увеличения размера обеспечения исполнения контракта.
Что касается размещения заказа с указанием сроков проведения работ более чем на один год, что ведет, по мнению управления, к ограничению числа участников открытого аукциона в электронной форме и потому необходимо проводить торги на более короткие сроки, то, как правильно указано судами, федеральным законом о торгах такое требование при составлении документации об аукционе в электронной форме не предусмотрено.
В соответствии с пунктом 4 (1) постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 N 978 "Об утверждении правил принятия решений о заключении долгосрочных государственных (муниципальных) контрактов на выполнение работ (оказание услуг) с длительным производственным циклом" государственный заказчик вправе заключать долгосрочные государственные контракты на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных сооружений на них на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств на указанные цели, при условии не превышения годового предельного объема средств, предусматриваемых на оплату таких государственных контрактов за пределами планового периода, над максимальным годовым объемом лимитов бюджетных обязательств, утвержденных на ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных сооружений на них в пределах текущего финансового года и планового периода.
Заключение долгосрочных государственных контрактов на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог федерального значения на срок, превышающий плановый период, установленный в законе о федеральном бюджете на текущий год и плановый период, позволяет обеспечить повышение качества содержания включенных в контракт автомобильных дорог, а также эффективности расходования бюджетных средств за счет создания мотивации подрядных организаций, привлекаемых для выполнения контракта в соответствии с законодательством о закупках для государственных нужд, в повышении долговечности дороги и искусственных сооружении на ней для оптимизации себестоимости работ. Кроме того, заключение долгосрочных государственных контрактов позволяет уменьшить затраты заказчиков, связанные с подготовкой и проведением процедур размещения государственных заказов (пояснительная записка Министерства транспорта Российской Федерации к проекту постановления Правительства Российской Федерации от 27.01.2012 N 40).
Поэтому суды сделали правильный вывод о том, что государственный контракт от 09.11.2012 N Т-1-13, заключенный ФКУ "Волго-Вятскуправтодор" с обществом "Камдорстрой" на срок пять лет, основан на законе.
Суды обеих инстанций обоснованно пришли к выводу, что в действиях заявителя не усматривается нарушений Закона о размещении заказа и антимонопольного законодательства. Размещение заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме N 0311100007212000249 на право заключения государственного контракта на выполнение работ по содержанию действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения является законным и обоснованным.
Суд кассационной инстанции считает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены. Переоценка исследованных судами доказательств в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.09.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2014 по делу N А65-14509/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.Ф. Хабибуллин |
Судьи |
Ф.Г Гарипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Заключение долгосрочных государственных контрактов на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог федерального значения на срок, превышающий плановый период, установленный в законе о федеральном бюджете на текущий год и плановый период, позволяет обеспечить повышение качества содержания включенных в контракт автомобильных дорог, а также эффективности расходования бюджетных средств за счет создания мотивации подрядных организаций, привлекаемых для выполнения контракта в соответствии с законодательством о закупках для государственных нужд, в повышении долговечности дороги и искусственных сооружении на ней для оптимизации себестоимости работ. Кроме того, заключение долгосрочных государственных контрактов позволяет уменьшить затраты заказчиков, связанные с подготовкой и проведением процедур размещения государственных заказов (пояснительная записка Министерства транспорта Российской Федерации к проекту постановления Правительства Российской Федерации от 27.01.2012 N 40).
...
Суды обеих инстанций обоснованно пришли к выводу, что в действиях заявителя не усматривается нарушений Закона о размещении заказа и антимонопольного законодательства. Размещение заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме N 0311100007212000249 на право заключения государственного контракта на выполнение работ по содержанию действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения является законным и обоснованным."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 27 марта 2014 г. N Ф06-4590/13 по делу N А65-14509/2013