г. Казань |
|
28 марта 2014 г. |
Дело N А55-27017/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 марта 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Егоровой М.В.,
судей Мухаметшина Р.Р., Хабибуллина Л.Ф.,
при участии представителя:
ответчика - Фомичевой О.В. (доверенность от 03.09.2013),
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском и Промышленном районах городского округа Самара, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 22.07.2013 (судья Бойко С.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2013 (председательствующий судья Апаркин В.Н., судьи Кузнецов В.В., Холодная С.Т.)
по делу N А55-27017/2012
по заявлению государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском и Промышленном районах городского округа Самара, г. Самара, к обществу с ограниченной ответственностью строительной компании "Дедал-С", г. Самара (ОГРН 1056319027170, ИНН 6319114571) о взыскании штрафных санкций в сумме 67 475 рублей 81 копейки,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском и Промышленном районах городского округа Самара, г. Самара (далее - Управление Пенсионного фонда, заявление, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью строительной компании "Дедал-С", г. Самара (далее - ООО СК "Дедал-С", общество) о взыскании штрафных санкций в сумме 67 475 рублей 81 копейки, в том числе: за недостоверное представление сведений о начисленных страховых взносах и страховом стаже за 1 полугодие 2010 года в сумме 11 193 рублей 43 копеек, за недостоверное представление сведений о начисленных страховых взносах и страховом стаже за 2 полугодие 2010 года в сумме 40 985 рублей 38 копеек, за недостоверное представление сведений о начисленных страховых взносах и страховом стаже за первый квартал 2011 года в сумме 2369 рублей 80 копеек, за недостоверное представление сведений о начисленных страховых взносах и страховом стаже за второй квартал 2011 года в сумме 3937 рублей 98 копеек, за недостоверное представление сведений о начисленных страховых взносах и страховом стаже за третий квартал 2011 года в сумме 7267 рублей 22 копеек, за недостоверное представление сведений о начисленных страховых взносах и страховом стаже за четвертый квартал 2011 года в сумме 1724 рублей 65 копеек.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 22.07.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2013, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Управление Пенсионного фонда с принятыми по делу судебными актами не согласилось, просит их отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требований. При этом заявитель полагает, что выводы судов о том, что акт выездной проверки не содержит указаний на то, в чем именно выразилась недостоверность представленных обществом сведений, не соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела, поскольку необходимые сведения отражены в приложениях к акту проверки. По мнению Учреждения, неверным является вывод судебных инстанций о том, что решения от 09.06.2012 о привлечении ООО СК "Дедал-С" к ответственности не содержат изложение обстоятельств совершенного правонарушения.
В отзыве на кассационную жалобу ООО СК "Дедал-С" не согласилось с доводами заявителя по основаниям, отраженным в тексте обжалованных судебных актов.
От Управления Пенсионного фонда до судебного заседания поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без участия представителя заявителя, что не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены либо изменения обжалованных судебных актов исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, Управлением Пенсионного фонда была проведена выездная проверка ООО СК "Дедал-С" по поводу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного страхования за период с 01.01.2010 по 31.12.2011, по результатам которой был составлен акт проверки от 04.05.2012 N 57/2012.
На основании акта проверки 09.06.2012 Управлением Пенсионного фонда были приняты решения N 82-п, 83-п, 84-п, 85-п, 86-п, 87-п о привлечении ООО СК "Дедал-С" к ответственности по пункту 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) в виде взыскания штрафов в размере 11 193 рублей 43 копеек, 40 985 рублей 38 копеек, 2369 рублей 80 копеек, 3937 рублей 98 копеек, 7267 рублей 22 копеек, 1724 рублей 65 копеек. Учреждением 10.07.2012 обществу были направлены требования N 82-п, 83-п, 84-п, 85-п, 86-п, 87-п об уплате вышеуказанных штрафов в срок до 03.08.2012.
Поскольку ООО СК "Дедал-С" указанные суммы штрафов в добровольном порядке не уплатило, Учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании штрафных санкций в сумме 67 475 рублей 81 копейки.
В силу статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Закон N 27-ФЗ является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании. Этот закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
В пункте 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ установлен перечень сведений, которые страхователь обязан представлять один раз в год, но не позднее 1 марта следующего года, в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту регистрации о каждом работающем у него застрахованном лице.
Дополнительно к сведениям, предусмотренным названным пунктом, страхователь один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, представляет сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.
Непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений влечет ответственность страхователя по статье 17 названного закона в виде взыскания штрафа в размере 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Штраф взыскивается органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Из материалов дела усматривается, что из буквального содержания решений Управления Пенсионного фонда от 09.06.2012 следует, что в нарушение требований Закона N 27-ФЗ обществом были представлены недостоверные сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 1 полугодие 2010 года, за 2 полугодие 2010 года, за 1 квартал 2011 года, за 2 квартал 2011 года, за 3 квартал 2011 года, за 4 квартал 2011 года.
Между тем, как установлено судебными инстанциями, данные решения Учреждения в нарушение пункта 9 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" не содержат изложения обстоятельств совершенного правонарушения в том виде, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие данные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов. Судами также установлено, что данных сведений не содержат ни акт выездной проверки от 04.05.2012, ни приложения N 4, 5, 6 к нему.
В пункте 2.2.4 акта проверки заявителя отражено, что в нарушение статьи 11 Закона N 27-ФЗ о представлении в Пенсионный Фонд Российской Федерации сведений о страховых взносах и страховом стаже обществом представлены недостоверные сведения о страховых взносах и страховом стаже за период 2010-2011 годов.
При этом, как указано судами, из содержания данного пункта акта проверки и приложений к нему не представляется возможным определить, какие именно недостоверные сведения о страховых взносах и страховом стаже, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за период 2010-2011 годов представлены, в чем состоит недостоверность данных сведений, какие документы подтверждают их недостоверность.
Суды пришли к выводу, что в решениях, акте проверки и приложениях к нему отсутствуют сведения о том, повлекли ли представленные недостоверные сведения о страховых взносах и страховом стаже занижение базы для начисления страховых взносов и исчисленных с нее страховых взносов, какими документами данное обстоятельство подтверждается.
При этом судами установлено, что приложенные заявителем к указанным решениям расчеты сумм финансовых санкций уполномоченными должностными лицами не подписаны, отраженные в них сведения о начисленных обществом и доначисленных Учреждением страховых взносах в акте проверки и приложениях к нему отсутствуют. В пункте 2.2 акта проверки отражены иные данные о величине занижения базы для начисления страховых взносов и суммах неуплаченных страховых взносов, выявленные проведенной проверкой.
Данные обстоятельства свидетельствуют о нарушении Управлением Пенсионного фонда установленной статьей 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" процедуры привлечения страхователя к ответственности по пункту 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Таким образом, суды правомерно пришли к выводу о том, что решения Управления Пенсионного фонда от 09.06.2012 не могут являться основанием для взыскания с ООО СК "Дедал-С" спорной суммы штрафа.
Доводы кассационной жалобы не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, и направлены на переоценку их выводов. Нарушений судами норм материального и процессуального права не выявлено, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалованных судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 22.07.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2013 по делу N А55-27017/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.В. Егорова |
Судьи |
Р.Р. Мухаметшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды пришли к выводу, что в решениях, акте проверки и приложениях к нему отсутствуют сведения о том, повлекли ли представленные недостоверные сведения о страховых взносах и страховом стаже занижение базы для начисления страховых взносов и исчисленных с нее страховых взносов, какими документами данное обстоятельство подтверждается.
При этом судами установлено, что приложенные заявителем к указанным решениям расчеты сумм финансовых санкций уполномоченными должностными лицами не подписаны, отраженные в них сведения о начисленных обществом и доначисленных Учреждением страховых взносах в акте проверки и приложениях к нему отсутствуют. В пункте 2.2 акта проверки отражены иные данные о величине занижения базы для начисления страховых взносов и суммах неуплаченных страховых взносов, выявленные проведенной проверкой.
Данные обстоятельства свидетельствуют о нарушении Управлением Пенсионного фонда установленной статьей 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" процедуры привлечения страхователя к ответственности по пункту 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28 марта 2014 г. N Ф06-4481/13 по делу N А55-27017/2012