г. Казань |
|
08 апреля 2014 г. |
Дело N А55-19817/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 апреля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Мосунова С.В., Петрова А.Л.,
при участии представителя:
ответчика - Коняева Н.В., доверенность от 01.03.2014,
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Кудашкиной Татьяны Николаевны
на решение Арбитражного суда Самарской области от 24.10.2013 (судья Медведев А.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2013 (председательствующий судья Бажан П.В., судьи Рогалева Е.М., Марчик Н.Ю.)
по делу N А55-19817/2013
по заявлению Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Кудашкиной Татьяне Николаевне (ИНН635701166810, ОГРНИП 312637203400027) о взыскании денежных средств, с участием третьего лица: Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по Самарской области,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области (далее - Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Кудашкиной Татьяны Николаевны (далее - ИП Кудашкина Т.Н., предприниматель, ответчик) денежных средств в сумме 823 261 руб.
В качестве третьего лица судом привлечено Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 24.10.2013, оставленным без изменений постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2013, заявленные Министерством исковые требования удовлетворены частично. С ИП Кудашкиной Т.Н. взысканы денежные средства в размере 484 000 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований Министерству отказано.
В кассационной жалобе ИП Кудашкина Т.Н. просит изменить принятые по делу судебные акты, отказать в удовлетворении исковых требований в части взыскания 195 000 руб.
В отзыве Министерство, полагая вынесенные по делу судебные акты обоснованными и законными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Отзыв на кассационную жалобу от третьего лица в суд не представлен.
Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", однако явку своих представителей (кроме ответчика) в суд не обеспечили.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -АПК РФ), суд счел возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся сторон.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителя ответчика, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, находит основания для их отмены.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Законами Самарской области "Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", "Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", "Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" постановлением Правительства Самарской области от 19.02.2010 N 70 в целях реализации областной целевой программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Самарской области на 2009-2014 годы утвержден Порядок предоставления в 2012 году грантов за счет средств областного бюджета на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающих фермеров (далее - Порядок).
В соответствии с Порядком на основании Соглашения о предоставлении гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства от 04.09.2012 N 36 Министерством предоставлен Кудашкиной Т.Н. грант на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в сумме 1 498 500 руб., в том числе, 689 310 руб. за счёт средств федерального бюджета (платежное поручение от 13.09.2012 N 873) и 809 190 руб. за счёт средств областного бюджета (платёжное поручение от 10.09.2012 N 6778).
В соответствии с пунктом 2.2.2 Соглашения Кудашкина Т.Н. обязуется соблюдать условия, предусмотренные пунктом 6 Порядка, а именно: расходование гранта в срок, не превышающий 12 месяцев со дня зачисления суммы гранта на счет, открытый получателю в российской кредитной организации, по каждому наименованию (статье) расхода, указанного в пункте 8.1 и (или) 8.2 Порядка и в утвержденном получателем Плане расходов, являющимся неотъемлемой частью настоящего Соглашения, с учетом собственных средств получателя и в соотношении не более 90% за счет гранта и не менее 10% за счет собственных средств получателя.
Согласно Плану расходов Кудашкиной Т.Н. общая сумма расходов составляет 1 693 500 руб., из них средства гранта - 1 498 500 руб., собственные средства - 195 000 руб.
В соответствии с Планом расходов Кудашкиной Т.Н. обязуется использовать вышеуказанные денежные средства на приобретение племенных телок в количестве 5 голов на общую сумму 200 150 руб. (из них: за счет средств гранта - на сумму 154 485 руб., за счет собственных средств - на сумму 45 665 руб.), трактор и оборудование на общую сумму 1 493 350 руб. (из них: за счет средств гранта - на сумму 1 344 015 руб. или 87%, за счет собственных средств - на сумму 149 335 руб. или 13%).
Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по Самарской области 07.06.2013 проведена проверка правомерности и эффективности использования бюджетных средств (выделенного гранта) ИП Кудашкиной Т.Н. в ходе которой было выявлено следующее.
Кудашкиной Т.Н. заключен с Торговым домом "ПодшипникМаш" договор купли-продажи на сумму 1 493 350 руб. Спецификацией к договору предусмотрено приобретение: трактора на сумму 680 000 руб.; косилки на сумму 150 000 руб.; бороны на сумму 439 000 руб.; плуга на сумму 59 450 руб.; сцепки на сумму 164 900 руб.
Договор на приобретение племенных телок в количестве 5 голов на сумму 200 150 руб. не заключен.
Согласно данным выписок с лицевого счета проверкой было установлено, что фактически ИП Кудашкиной Т.Н. в 2012 г. приобретена сельскохозяйственная техника и оборудование на сумму 1 209 000 руб., а также перечислены средства федерального бюджета на приобретение сельскохозяйственной продукции, не предусмотренной Планом расходов, в общей сумме 289 000 руб., в том числе: платежным поручением от 19.10.2012 N 08, от 22.10.2012 N 10 перечислено средств ООО "Архангельское" в общей сумме 180 000 руб. за сельскохозяйственную продукцию; платежным поручением от 22.10.2012 N 09, от 23.10.2012 N 21 перечислено средств Индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Ревизову А.И. в общей сумме 109 000 руб. за сельскохозяйственную продукцию.
Таким образом, ИП Кудашкиной Т.Н. были полностью использованы средства гранта в сумме 1 498 000 руб., из которых средства гранта в сумме 289 000 руб. израсходованы на текущие нужды, что является нарушением пункта 6 Порядка в части использования полученных грантов. При этом не произведены расходы за счет собственных средств в сумме 195 000 руб.
Согласно пункту 6 Порядка субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям при соблюдении следующего условия: расходование получателем гранта в срок, не превышающий 12 месяцев со дня зачисления суммы гранта на счет, открытый получателю в российской кредитной организации, по каждому наименованию (статье) расхода, указанного в пункте 8.1 (или) пункте 8.2 Порядка и в утвержденном получателем плане расходов, с учетом собственных средств получателя и в соотношении не более 90% за счет гранта и не менее 10% за счет собственных средств получателя; и отсутствие выявленных в ходе проверок, проводимых уполномоченными органами, недостоверных сведений в документах, представленных получателем в соответствии с пунктом 9 Порядка, а также фактов неправомерного получения грантов.
В связи с этим Министерство пришло к выводу о том, что ИП Кудашкиной Т.Н. не были соблюдены условия Порядка предоставления гранта и направило претензию от 24.07.2013 N МСХ-2-16/2306 о возврате бюджетных средств в доход областного бюджета, однако указанная сумма не была возвращена.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с вышеназванными исковыми требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования в сумме 289 000 руб. (нецелевое использование средств на приобретение сельхозпродукции) и в сумме 195 000 руб. (несоблюдение условия софинансирования в размере 10%). Суды первой и апелляционной инстанций указали, что на момент проведения проверки было установлено, что все полученные из бюджетов в виде гранта денежные средства были израсходованы ответчиком в полном объёме; в материалах дела содержатся достаточные доказательства того, что ответчиком не соблюдены условия предоставления бюджетных средств: нецелевое использование средств гранта (289 000 руб.) и не соблюдение условии софинансирования (195 000 руб.).
Однако судами не учтено следующее.
Согласно части 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
На банковском счете ИП Кудашкиной Т.Н. не было обособления средств гранта и 10% собственных средств (предусмотренного Соглашением от 04.09.2012 N 36 софинансирования средств гранта) от иных денежных средств предпринимателя (иного судами в обжалуемых судебных актах не установлено).
Одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является установленный статьей 38 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей в установленные сроки.
В соответствии с пунктом 2.2.2 Соглашения ИП Кудашкина Т.Н. обязуется использовать грант в течение 12 месяцев с даты получения бюджетных средств.
Соглашение о предоставлении гранта было заключено ИП Кудашкиной Т.Н. 04.09.2012; денежные средства в сумме 689 310 руб. за счёт средств федерального бюджета были перечислены ей платежным поручением от 13.09.2012 N 873, а 809 190 руб. за счёт средств областного бюджета - платёжным поручением от 10.09.2012 N 6778, а проверка проведена контролирующим органом 07.06.2013, т.е. до истечения установленного Соглашением годичного срока.
Вместе с тем, в материалах дела содержится заключенный предпринимателем договор от 29.08.2013 N 51 поставки племенных телок в количестве 5-ти голов, оплаченный ИП Кудашкиной 30.08.2013 платежным поручением N 12 на сумму 240 000 руб. (том 1 листы дела 106-109).
Данный договор заключен и оплачен хотя и после проведения проверки, но в установленные Соглашением сроки, однако оценка этому договору судами в обжалуемых судебных актах не дана.
Данное обстоятельство могло повлечь не правильное применение норм материального права.
В силу пункта 3 части 1 статьи 287 АПК РФ суд кассационной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, решение, постановление которого отменено, если выводы, содержащиеся в обжалуемом решении, постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.
Поскольку выводы судов сделаны без учета всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора, принятые по делу судебные акты подлежат отмене на основании части 1 статьи 288 АПК РФ, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, исследовать все указанные обстоятельства, дать оценку с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ всем имеющимся в деле доказательствам и разрешить спор с учетом доводов и возражений сторон.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 24.10.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2013 по делу N А55-19817/2013 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
С.В. Мосунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
...
Одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является установленный статьей 38 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей в установленные сроки."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 8 апреля 2014 г. N Ф06-4899/13 по делу N А55-19817/2013