г. Самара |
|
25 декабря 2013 г. |
Дело N А55-19817/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 декабря 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бажана П.В.,
судей Рогалевой Е.М., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Резник А.С.,
с участием:
от заявителя - Гришина Н.В., доверенность от 27 марта 2013 года,
от ответчика - Фролкина Н.В., доверенность от 19 сентября 2013 года,
от третьего лица - извещён, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании 23 декабря 2013 года в помещении суда дело по апелляционной жалобе индивидуального предпринимателя Главы крестьянского (Фермерского) хозяйства Кудашкиной Татьяны Николаевны на решение Арбитражного суда Самарской области от 24 октября 2013 года по делу N А55-19817/2013 (судья Медведев А.А.),
по заявлению Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области, город Самара,
к индивидуальному предпринимателю Главе крестьянского (Фермерского) хозяйства Кудашкиной Татьяне Николаевне (ИНН635701166810, ОГРНИП 312637203400027), село Красные Ключи Самарской области,
с участием третьего лица Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по Самарской области, город Самара,
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области (далее - Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя главы крестьянского (Фермерского) хозяйства Кудашкиной Т.Н. (далее - ответчик) денежных средств в сумме 823 261 рублей.
В качестве третьего лица судом привлечено Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по Самарской области.
Решением суда заявленные Министерством исковые требования удовлетворены частично. С Кудашкиной Т.Н. взысканы денежные средства в размере 484 000 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований Министерству отказано.
Кудашкина Т.Н., не согласившись с решением суда, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в части взыскания 195 000 руб., принять новый судебный акт.
В судебном заседании представитель ответчика поддержала апелляционную жалобу по указанным в ней основаниям, просила решение суда отменить в части и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Министерства апелляционную жалобу отклонил по основаниям, приведенным в отзыве, который приобщен к материалам дела, и считает, что решение суда является законным и обоснованным.
От Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по Самарской области в суд поступил отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела, а также ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя. Третье лицо поддерживает позицию Министерства.
На основании ст. 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по Самарской области, извещенного надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Проверив решение суда первой инстанции в обжалуемой части, в соответствии с правилами, предусмотренными ч. 5 ст. 268 АПК РФ, выслушав объяснения явившихся представителей сторон, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в соответствии с Порядком предоставления в 2012 г. грантов за счет средств областного бюджета на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающих фермеров, утверждённым постановлением Правительства Самарской области от 19.02.2010 г. N 70 (далее - Порядок), на основании Соглашения о предоставлении гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства от 04.09.2012 г. N 36 Министерством предоставлен Кудашкиной Т.Н. грант на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в сумме 1 498 500 рублей, в том числе, 689 310 рублей за счёт средств федерального бюджета (платежное поручение от 13.09.2012 г. N 873) и 809 190 рублей за счёт средств областного бюджета (платёжное поручение от 10.09.2012 г. N 6778).
В соответствии с п. 2.2.2 Соглашения Кудашкина Т.Н.обязуется соблюдать условия, предусмотренные п. 6 Порядка, а именно: расходование гранта в срок, не превышающий 12 месяцев со дня зачисления суммы гранта на счет, открытый получателю в российской кредитной организации, по каждому наименованию (статье) расхода, указанного в п. 8.1 и (или) 8.2 Порядка и в утвержденном получателем Плане расходов, являющимся неотъемлемой частью настоящего Соглашения, с учетом собственных средств получателя и в соотношении не более 90 % за счет гранта и не менее 10 % за счет собственных средств получателя.
Согласно Плану расходов Кудашкиной Т.Н. общая сумма расходов составляет 1 693 500 рублей, из них средства гранта - 1 498 500 рублей, собственные средства - 195 000 рублей.
В соответствии с Планом расходов Кудашкиной Т.Н. обязуется использовать вышеуказанные денежные средства на приобретение племенных телок в количестве 5 голов на общую сумму 200 150 рублей (из них: за счет средств гранта - на сумму 154 485 рублей, за счет собственных средств - на сумму 45 665 рублей), трактор и оборудование на общую сумму 1 493 350 рублей (из них: за счет средств гранта - на сумму 1 344 015 рублей или 87 %, за счет собственных средств - на сумму 149 335 рублей или 13%)
Кудашкиной Т.Н. договор купли-продажи от 14.08.2012 г. N 252, заключенный с Торговым домом "ПодшипникМаш" на сумму 1 493 350 руб. Спецификацией к договору предусмотрено приобретение: трактора на сумму 680 000 рублей; косилки на сумму 150 000 рублей; бороны на сумму 439 000 рублей; плуга на сумму 59 450 рублей; сцепки на сумму 164 900 рублей,
Договор на приобретение племенных телок в количестве 5 голов на сумму 200 150 рублей не заключен.
Согласно данным выписок с лицевого счета проверкой было установлено, что фактически ИП Кудашкиной Т.Н. в 2012 г. приобретена сельскохозяйственная техника и оборудование на сумму 1 209 000 рублей, а также перечислены средства федерального бюджета на приобретение сельскохозяйственной продукции, не предусмотренной Планом расходов, в общей сумме 289 000 рублей, в том числе: платежным поручением от 19.10.2012 г. N 08, от 22.10.2012 г. N 10 перечислено средств ООО "Архангельское" в общей сумме 180 000 рублей за сельскохозяйственную продукцию; платежным поручением от 22.10.2012 г. N 09, от 23.10.2012 г. N 21 перечислено средств Индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Ревизову А.И. в общей сумме 109 000 рублей за сельскохозяйственную продукцию.
Таким образом, ИП Кудашкиной Т.Н. были полностью использованы средства гранта всего в сумме 1 498 000 рублей, из которых средства гранта в сумме 289 000 рублей израсходованы на текущие нужды, что является нарушением п. 6 Порядка в части использования полученных грантов.
Кроме того, не соблюдены условия софинансирования, предусмотренные п. 6 Правил, а именно не произведены расходы за счет собственных средств в сумме 195 000 рублей.
Согласно п. 6 Порядка субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям при соблюдении следующего условия: расходование получателем гранта в срок, не превышающий 12 месяцев со дня зачисления суммы гранта на счет, открытый получателю в российской кредитной организации, по каждому наименованию (статье) расхода, указанного в п. 8.1 (или) п. 8.2 Порядка и в утвержденном получателем плане расходов, с учетом собственных средств получателя и в соотношении не более 90 % за счет гранта и не менее 10 % за счет собственных средств получателя; и отсутствие выявленных в ходе проверок, проводимых уполномоченными органами, недостоверных сведений в документах, представленных получателем в соответствии с п. 9 Порядка, а также фактов неправомерного получения грантов.
В связи с этим Министерство пришло к выводу о том, что ИП Кудашкиной Т.Н. не были соблюдены условия Порядка предоставления гранта и направило претензию от 24.07.2013 г. N МСХ-2-16/2306 о возврате бюджетных средств в доход областного бюджета. Однако до настоящего времени указанная сумма не возвращена.
Ответчик, в апелляционной жалобе, возражает против взыскания с него денежных средств в сумме 195 000 руб., взысканных на основании не соблюдения условии софинансирования, поскольку данные средства являются собственными средствами Кудашкиной Т.Н.
Исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, о частичном удовлетворении требований Министерства по следующим основаниям.
Согласно Порядку предоставления грантов и п. 2.2.2 Соглашения расходование гранта не должно превышать срок более 12 месяцев, в действиях ИП Главы КФХ Кудашкиной Т.Н. нет нарушения п. 6 Порядка предоставления в 2012 г. грантов за счет средств областного бюджета на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающих фермеров, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 19.02.2010 г. N 70.
На 31.08.2013 г., Кудашкиной Т.Н. было израсходовано средств: 809 000 руб. по договору поставки за с/х технику ООО Торговый Дом "ПодшипникМаш" Самара (пл. поручение N 6 от 13.09.2012 г.); 400 000 руб. поставки за с/х технику ООО Торговый Дом "ПодшипникМаш" Самара (пл. поручение N 7 от 20.09.2012 г.); 284 350 руб. по договору поставки за с/х технику ООО Торговый Дом "ПодшипникМаш" Самара (пл. поручение N 1 от 10.01.2013 г.); 240 000 руб. по договору поставки скота с ЗАО "Северный ключ" (пл. поручение N 12 от 30.08.2013 г.).
Итого ответчиком произведены расходы на сумму 1 733 350 руб., из них - 1 498 500 руб. за счет средств гранта, и 234 850 руб. за счет собственных средств.
Однако Порядок предоставления в 2012 г. грантов и Соглашение о предоставлении гранта от 04.09.2012 г. N 36 не содержат положений, препятствующих компетентным органам осуществлять контроль правомерности и эффективности использования бюджетных средств.
На момент проведения проверки было установлено, что все полученные из бюджетов в виде гранта денежные средства были израсходованы ответчиком в полном объёме.
Порядок предоставления в 2012 г. грантов и Соглашение о предоставлении гранта от 04.09.2012 г. N 36 не содержат положений, предусматривающих "восстановление" израсходованных бюджетных средств.
Последующее после использования средств гранта направление собственных средств на цели, для которых были выделены бюджетные средства, не устраняет факт нарушения условий Соглашения и Плана расходов.
Согласно ч. 1 ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии предоставляются безвозвратно, однако данное требование не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий.
Следовательно, указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.
В соответствии с п. 14 Порядка в случае нарушения производителем условий, предусмотренных пунктом 6 данного Порядка, либо невозврата гранта, не использованного по целевому назначению, получатель обязан в течение 10 дней со дня получения письменного требования министерства о возврате гранта или его части возвратить в доход областного бюджета предоставленный грант или его часть, полученную неправомерно.
В случае если грант или его часть не возвращены в установленный срок, они взыскиваются в доход областного бюджета в порядке, установленном действующим законодательством.
В материалах дела содержатся достаточные доказательства того, что ответчиком не соблюдены условия предоставления бюджетных средств: нецелевое использование средств гранта (289 000 руб.) и не соблюдение условии софинансирования (195 000 руб.), а поэтому суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что вышеизложенное в совокупности и взаимосвязи свидетельствует о том, что суд первой инстанции сделал правильный вывод, удовлетворив исковые требования в части на суммы 484 000 руб. (289 000 руб. + 195 000 руб.).
Положенные в основу апелляционной жалобы другие доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции, и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 24 октября 2013 года по делу N А55-19817/2013 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
П.В. Бажан |
Судьи |
Е.М. Рогалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-19817/2013
Истец: Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области
Ответчик: ИП глава крестьянского (Фермерского) хазяйства Кудашкина Т. Н.
Третье лицо: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по Самарской области