г. Казань |
|
22 апреля 2014 г. |
Дело N А12-20608/2013 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Петрова А.Л., Мосунова С.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10.10.2013 (судья Кулик И.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2013 (председательствующий судья Веряскина С.Г., судьи Александрова Л.Б., Луговской Н.В.)
по делу N А12-20608/2013
по заявлению конкурсного управляющего обществом с ограниченной ответственностью "Свет" Медведева А.В. об оспаривании действий Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда,
УСТАНОВИЛ:
конкурсный управляющий обществом с ограниченной ответственностью "Свет" Медведев Андрей Владимирович обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда во внесении сведений в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), выраженного в письме от 11.07.2013 N 19-20/18045.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 10.10.2013 по делу N А12-20608/2013 заявление удовлетворено. Действия Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда, связанные с отказом во внесении в ЕГРЮЛ изменений относительно конкурсного управляющего обществом с ограниченной ответственностью "Свет" Медведева Андрея Владимировича, выраженным в письме от 11.07.2013 N 19-20/18045, признаны незаконными. На регистрирующий орган возложена обязанность внести в ЕГРЮЛ сведения, содержащие информацию о конкурсном управляющем Медведеве А.В. как лице, имеющем право без доверенности действовать от имени общества с ограниченной ответственностью "Свет".
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2013 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба регистрирующего органа - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Инспекция Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда просит отменить состоявшиеся судебные акты с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований конкурсного управляющего. Считает необоснованным вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что закон о банкротстве имеет приоритетное значение по отношению к закону о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, поскольку данные законы регулируют различные отношения и оба являются специальными. При этом закон не связывает возникновение полномочий конкурсного управляющего с моментом регистрации в ЕГРЮЛ и не предусматривает внесение в реестр сведений исключительно на основании вступившего в законную силу судебного акта, для внесения в реестр сведений в силу пункта 2 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации) необходимо и наличие заявления уполномоченного лица по форме, утвержденной приказом Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@. Тем же законом установлено и требование о нотариальном засвидетельствовании подписи заявителя.
Конкурсный управляющий обществом с ограниченной ответственностью "Свет" Медведев А.В. в отзыве на кассационную жалобу просит отказать в ее удовлетворении. Считает, что судами правильно применены нормы материального права, в частности закон о банкротстве, судебные акты подлежат исполнению регистрирующим органом самостоятельно в силу статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, регистрация вносимых в реестр сведений от имени юридического лица и нотариальное оформление требует представления подлинников документов (Устава, свидетельства о присвоении ИНН, выписки из ЕГРЮЛ), которыми конкурсный управляющий может не располагать.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства в соответствии со статьями 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не явились.
Проверив законность обжалованных решения и постановления, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва арбитражного управляющего, судебная коллегия пришла к выводу о наличии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, Медведев А.В. утвержден конкурсным управляющим обществом с ограниченной ответственностью "Свет" определением Арбитражного суда Волгоградской области от 26.06.2013 по делу N А12-414/2012 взамен ранее утвержденного конкурсного управляющего Вершинина А.В.
Медведев А.В. направил копию определения арбитражного суда в регистрирующий орган. Инспекция Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда письмом от 11.07.2013 N 19-20/18045 разъяснила Медведеву А.В. необходимость для совершения регистрационных действий представления заявления по форме Р14001. Медведев А.В. повторно направил в регистрирующий орган 18.07.2013 заявление произвольной формы, в котором просил внести в ЕГРЮЛ сведения о нем как лице, имеющем право без доверенности действовать от имени общества с ограниченной ответственностью "Свет", и направить ему соответствующую выписку из реестра. Письмом от 31.07.2013 N 19-20/19889 ему также было разъяснена необходимость представления заявления по форме Р14001 с нотариально засвидетельствованной подписью заявителя. Медведев А.В. 29.07.2013 обжаловал бездействие должностных лиц Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району в административном порядке, решением заместителя руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Волгоградской области от 23.08.2013 N 577 (л.д. 53-55) в удовлетворении жалобы отказано.
Одновременно Медведев А.В., не дожидаясь результата рассмотрения его жалобы вышестоящим налоговым органом, обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд, который решением от 10.10.2013 заявление удовлетворил.
Суд, основываясь на пункте 1 статьи 20.3, статье 127, пункте 2 статьи 126, пункте 1 статьи 129, пункте 2 статьи 144, пункте 6 статьи 28 и пункте 2 статьи 128 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), пришел к обоснованному выводу о том, что полномочия конкурсного управляющего, в том числе и его полномочия как руководителя должника, возникают на основании судебного акта арбитражного суда об утверждении кандидатуры конкурсного управляющего, принятого в рамках дела о банкротстве.
Однако вывод суда о том, что Закон о банкротстве имеет приоритетное значение по отношению к Закону о государственной регистрации, является ошибочным. Данные законы регулируют различные общественные отношения, при этом Закон о банкротстве не регулирует порядок государственной регистрации юридических лиц и порядок внесения записей в ЕГРЮЛ (за исключением порядка внесения записи в реестр о ликвидации должника по завершении конкурсного производства - статья 149 Закона о банкротстве).
Федеральная налоговая служба как уполномоченный орган Российской Федерации в соответствии с Законом о государственной регистрации осуществляет государственную регистрацию юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственную регистрацию физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственную регистрацию при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Регистрация сведений, вносимых в единые государственные реестры, производится в порядке и на основаниях, установленных этим Законом. Определение арбитражного суда об утверждении конкурсного управляющего, обязательное для исполнения всеми лицам на территории Российской Федерации в силу статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, является только одним из оснований совершения регистрационных действий, при этом должен быть соблюден установленный законом порядок регистрации.
Регистрирующий орган в письмах от 11.07.2013 N 19-20/18045 и от 31.07.2013 N 19-20/19889 правомерно указал на необходимость представления в целях государственной регистрации сведений об обществе с ограниченной ответственностью "Свет" заявления по форме, утвержденной уполномоченным органом в сфере регистрации, как это предусмотрено пунктом 1.2 статьи 9 Закона о государственной регистрации. Отсутствие заявления, поданного по установленной форме с соблюдением установленного законом порядка обращения в регистрирующий орган, препятствует совершению регистрационных действий и является основанием для отказа в их совершении в силу подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации. При этом пункт 1.2 статьи 9 Закона о государственной регистрации предусматривает и обязательность нотариального заверения подписи заявителя, не обратившегося за совершением регистрационных действий непосредственно в регистрирующий орган либо в многофункциональный центр. Утвержденная приказом Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств" форма Р14001 "Заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ", включает в себя сведения об управляющем - физическом лице (лист М), и предназначена для автоматизированной обработки данных реестра.
Ни Закон о государственной регистрации юридических лиц, ни Закон о банкротстве не предусматривают исключений из установленного порядка регистрации сведений, вносимых в ЕГРЮЛ по заявлению арбитражных управляющих.
Следовательно, изложенные в письме регистрирующего органа от 11.07.2013 N 19-20/18045 разъяснения о необходимости представления в целях государственной регистрации заявления по форме Р14001 и нотариального заверения подписи заявителя соответствуют Закону о государственной регистрации, и у судов первой и апелляционной инстанций отсутствовали предусмотренные частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для признания действий регистрирующего органа незаконными.
Состоявшиеся судебные акты подлежат отмене в силу статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, как принятые с неправильным применением норм материального права, оснований для удовлетворения заявления конкурсного управляющего не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10.10.2013 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2013 по делу N А12-20608/2013 отменить, кассационную жалобу удовлетворить.
В удовлетворении заявления конкурсного управляющего обществом с ограниченной ответственностью "Свет" Медведева А.В. отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
А.Л. Петров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Регистрирующий орган в письмах от 11.07.2013 N 19-20/18045 и от 31.07.2013 N 19-20/19889 правомерно указал на необходимость представления в целях государственной регистрации сведений об обществе с ограниченной ответственностью "Свет" заявления по форме, утвержденной уполномоченным органом в сфере регистрации, как это предусмотрено пунктом 1.2 статьи 9 Закона о государственной регистрации. Отсутствие заявления, поданного по установленной форме с соблюдением установленного законом порядка обращения в регистрирующий орган, препятствует совершению регистрационных действий и является основанием для отказа в их совершении в силу подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации. При этом пункт 1.2 статьи 9 Закона о государственной регистрации предусматривает и обязательность нотариального заверения подписи заявителя, не обратившегося за совершением регистрационных действий непосредственно в регистрирующий орган либо в многофункциональный центр. Утвержденная приказом Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств" форма Р14001 "Заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ", включает в себя сведения об управляющем - физическом лице (лист М), и предназначена для автоматизированной обработки данных реестра.
Ни Закон о государственной регистрации юридических лиц, ни Закон о банкротстве не предусматривают исключений из установленного порядка регистрации сведений, вносимых в ЕГРЮЛ по заявлению арбитражных управляющих."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 22 апреля 2014 г. N Ф06-5217/13 по делу N А12-20608/2013